Быть или не быть всеправославному Собору?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19990630/4116-6-1_0.jpg)
Это будет собрание (Собор), в котором примут участие все православные церкви и решения которого будут обязательными для всех церквей. Необходимость в панправославном собрании с такими полномочиями давно назрела, ведь со времени последнего Вселенского Собора радикально изменился мир, в православии появились новые церкви, накопились многочисленные нерешенные проблемы. Достаточно сказать, что последний VII Вселенский Собор состоялся в старинной Никее в 787 году, т.е. 1212 лет назад, во времена, когда христианство было еще единым и в заседаниях VII Собора принимали активное участие также архиереи Римской церкви.
Подготовка православного собора ХХI века идет сложно и потому медленно. Ведь из длинного списка острых актуальных проблем необходимо выбрать для обсуждения важнейшие и общие для всех, нужно подготовить проекты таких решений, которые удовлетворили бы все церкви. Кое-кто считает это практически невозможным, так как мировая Полнота Православия давно уже стала понятием несколько абстрактным — каждая поместная церковь живет своей жизнью, своими проблемами, имеет свою церковную практику. Скажем, формы богослужения в храме православного Иерусалимского патриархата намного больше отличаются от богослужения в Москве, чем католическая месса. С другой стороны, для многих очевидно, что православное сообщество сможет в будущем сохранить свою идентичность только в том случае, если объединится.
Скептики утверждают, что Вселенский Собор вообще не соберется, а если все же соберется, то не примет ни одного обязательного для всех решения, разве что какие-то рекомендации. А еще большие скептики уверены, что даже те решения, которые будут приняты, не будут выполняться. Подобные опасения имеют немало оснований, хотя бы потому, что сегодняшняя внешняя и внутренняя политика отдельных православных церквей весьма отличаются между собой. Например, в вопросе экуменизма, т.е. движения за сближение различных христианских конфессий. Вселенский патриарх Варфоломей I это движение поддерживает, а значительная часть духовенства таких церквей, как Греческая, Грузинская, Сербская, Русская, выступает категорически против. Есть и другие существенные расхождения.
Одна из наиболее острых, даже болезненных проблем, которые планируется обсуждать на Соборе, формулируется так: «Автокефалия и автономия в православной церкви и способы их получения». Как известно, сейчас в православии не существует общепризнанных, подробно разработанных правовых процедур и правил, которые определяли бы порядок получения статуса независимой для церкви, подчиненной «матери-церкви». Между тем в течение более чем тысячелетней истории со времени последнего Вселенского собора количество автокефальных церквей удвоилось — в VIII веке их было 7, а сейчас в мире существует 14 общепризнанных православных церквей. Почти все «новоявленные» независимые церкви, например Московская или Элладская, добивались своей автокефалии десятилетиями и даже веками, длительное время оставались непризнанными другими церквями, т.е. были незаконными, неканоническими.
И вот, наконец, планируется принять на новом Соборе четкие правила и условия, при которых та или другая церковь могла бы получить независимость от «матери-церкви». Не нужно быть древним мудрецом, чтобы понимать, что большие церкви в подобных правовых процедурах отнюдь не заинтересованы. Сейчас это особенно ненужно Русской православной церкви, ведь в ее составе есть немало потенциальных кандидатов на абсолютную автокефалию. Среди них Украинская православная церковь, Белорусский экзархат, церковь Молдавии. Поэтому далеко не все церкви действительно заинтересованы в том, чтобы Вселенский Собор, который не собирался 1212 лет, таки состоялся.
Что это действительно так, доказывает течение последних церковных событий. Весной этого года в Шамбези (Швейцария) должна была проходить очередная Межправославная конференция по подготовке к Святому и Великому Собору Православной церкви. На заседаниях конференции предполагалось обсудить именно проблемы автокефалии и автономии церквей. В Шамбези прибыли представители всех православных церквей, однако оказалось, что делегация Московской патриархии хоть и приехала, но отказалась участвовать в заседаниях. Почему? Из- за присутствия на подготовительной конференции представителей «раскольнической» Эстонской церкви (как известно, часть православной церкви Эстонии в последнее время отошла от Москвы под омофор Вселенского патриарха). Как ни старался Эфесский митрополит Хризостом, председатель заседания, уладить конфликт, это ему не удалось. В конечном итоге было решено перенести обсуждение на... неопределенное время. Хотя большинство других членов Конференции высказалось за как можно скорейшее завершение подготовки Собора.
Интересно, что Отдел внешних церковных отношений Московского патриархата, которым руководит митрополит Кирилл, не сделал ни одного информационного комментария по этому случаю. События в Шамбези стали известны из СМИ других православных церквей, в частности благодаря сербской газете «Православие». Поэтому невозможно предсказать, на самом ли деле начало третьего тысячелетия будет ознаменовано Вселенским православным Собором.
Выпуск газеты №:
№116, (1999)Section
Общество