Возвращение кумиров. Или их утрата?
Этот голос и эта женщина давно стали знаковыми, а Алла Пугачева — легендой не только российской, но всей общей эстрады на просторах СНГ. Легенды же, как известно, нужно поддерживать. Не удается новыми творческими откровениями, можно, конечно, и обувь выпустить. Можно посвящать всю страну в романтические отношения с молодым мужем. Можно давать бесконечные интервью в связи с регулярным прощанием со сценой и столь же регулярным возвращением на нее. Можно поучаствовать в околополитических играх. Можно, наконец, съездить на Евровидение и потом год оправдываться, что ездила на него. Можно позволить чествовать себя, любимую, разнокалиберному сонму российских исполнителей. Многое можно... В конце концов, любому тяжело приспособиться к новым временам и новым нравам. А живому памятнику, коим без сомнения является Анна Борисовна, тяжелее во сто крат: каждый ее шаг и поступок оцениваются по завышенным категориям. И пенять тут не на кого: Алла Пугачева сама нас к этому приучила за долгие годы своего неповторимого и ни на кого не похожего существования на эстраде.
Но из «женщины, которая поет» она все больше превращалась в «женщину, которая хочет успеть пожить». И даже триумфальное прошлогоднее возвращение Аллы Пугачевой к активной концертной деятельности строилось в основном на старом, пусть и золотом, багаже. Вслух, конечно, никто столь крамольных мыслей произносить не решался, но где-то в воздухе витало ощущение: эпоха Аллы Пугачевой завершается.
Нет и еще раз нет. Она в очередной раз сумела нас удивить, доказав, что иные памятники бывают живее толпящихся у постамента хулителей и ценителей. На киевских концертах певица продемонстрировала с блеском и недюжинной энергией (хотя и сетовала не без кокетства: ну что вы хотите — шестой десяток разменяла, дескать, «устала Алла»), что песни любой эмоциональной насыщенности были и есть ей по силам. Она сводила зал с ума. Вот уж поистине: «за это можно все отдать». И становилось очевидно: какая это в сущности ерунда — все эти башмаки, духи, тусовочная суета. Жаль, конечно, что Алла Пугачева тратит себя на это, но, если уж ей так хочется. Главное, пусть продолжает на сцене сводить нас с ума. Она по- прежнему способна на это.
Чего не скажешь о еще одной легенде. Да какой! Петербургский академический большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова на прошлой неделе гастролировал в Киеве. Знаменитый БДТ, на протяжении не одного десятка лет владеющий умами советской интеллигенции и являющийся крупным явлением в истории театра. Тоже легенда, но, увы, уже принадлежащая прошлому. После смерти Георгия Товстоногова было понятно, что личности, равной ему, нет и быть не может. А если появится режиссер яркой творческой индивидуальности, то это будет уже другой театр, что естественно. И БДТ словно законсервировался. Тоже, можно сказать, памятник, но только не живой, а застывший.
На петербуржцев ходили слабо, залы на иных спектаклях были полупустые. Это — при обилии «звездных» имен в афише. Вероятно потому, что БДТ модным театром сегодня уже никак не назовешь. Он скорее для ностальгирующей интеллигенции и театралов, памятующих театр в годы его расцвета. Но они люди, как правило, небогатые, и вполне «модные» цены на билеты им не по карману. Впрочем, в воскресенье был аншлаг. Играли премьерный спектакль «Калифорнийская сюита» Нила Саймона в постановке Николая Пинигина, режиссера, о котором говорят. У знатоков имя автора вызвало оторопь. Саймон — один из самых кассовых американских драматургов, пишущих не меньше четырех пьес в год. Они профессионально слеплены, в них много удачных «гэгов» и довольно пикантные сюжеты. В общем, забавные безделицы на потребу невзыскательным вкусам. И ничего страшного. Такая драматургия, как и такой спектакль, в частности «Калифорнийская сюита», вполне имеют право на существование. И публику надо развлекать. Не все же ее Макбетом стращать. И деньги театр должен зарабатывать (новые времена, новые нравы опять-таки). Но...
Но как-то от такого (!) театра не ожидаешь столь откровенно антрепризной вещи в столь слабой, а проще сказать — никакой постановке. Конечно, несравненная Алиса Фрейндлих и замечательный Олег Басилашвили могут сыграть все. Они и играют. И даже хорошо. Хотя, как бы ни хотелось, но трудно не обращать внимание на то, что актриса несколько раз забывает текст, а актер некоторые реплики произносит абсолютно невнято. Пусть эта, так называемая «грязь» и не столь очевидна, но от мастеров такого класса ожидаешь игры другого уровня. Уровня на который они сами в свое время подняли советский театр. В финале публика долго, очень долго не отпускала со сцены Алису Фрейндлих и Олега Басилашвили. Аплодировали кумирам. Бывшим? Нынешним? Каждый это решал для себя сам.