Где Арса КАДЖАР: «Мы пройдем пик кризиса в конце года»
Посол Индонезии в Украине считает, что наши страны имеют много общего
Срастание государственной власти и бизнес-структур, создание невозможных условий для предпринимателей, не принадлежащих к правящей элите, подавление политической оппозиции «ненасильственными» методами характерны не только для далекой страны в Юго-Восточной Азии. Некоторые западные аналитики считают, что, например, Россия развивается в данное время по «индонезийскому пути». Этот путь завел в тупик саму Индонезию. Но кажется, что что-то «индонезийское» есть и в современной Украине. Поэтому ответы посла Республики Индонезия в Украине Где Арса КАДЖАРА на вопросы корреспондента «Дня» Виктора МЕЛЬНИКА могут позволить украинскому читателю провести определенные параллели.
— Господин посол, кризис в Тихоокеанском регионе серьезно отразился на экономике многих стран, в том числе и на индонезийской. Что делается в вашей стране для его преодоления?
— Кризис, начавшийся в 1997 году, в Индонезии был глубже, чем в других странах, поскольку захватил еще и социальную и политическую сферы. В них все взаимосвязано, поэтому решать каждый вопрос отдельно мы не можем, а решение упомянутых проблем в комплексе требует больше времени, чем понадобилось, скажем, Корее. Правительство Индонезии, которым руководит доктор Бахаруддин Юсуф Хабиби, уже предложило ряд мер для улучшения экономической и политической ситуаций. В области экономики принято законодательство, направленное против монополии и олигополии, а также законодательство о банкротстве. До последнего времени существовала ситуация, когда заниматься бизнесом могли только те люди, которые или входили в так называемые конгломераты, или были приближены к политической элите, лишь они допускались к реальному участию в нем. Теперь законодательство создает условия, в которых бизнесом может заниматься большее количество людей. В политической сфере принято законодательство о политических партиях и об общих выборах. В эпоху президента Сухарто существовали только три политические партии, теперь количество их выросло до 180. 7 июня будут проходить выборы в Народную консультативную ассамблею, которая должна избрать нового президента и сформировать новое правительство. Мы надеемся, что такие демократические выборы будут самыми справедливыми и честными, а созданное в их результате правительство получит доверие мировой общественности. Правительство уже освободило многих политических заключенных и проводит политику по защите прав человека. Целью политических преобразований является создание новой ситуации в стране — более открытой, справедливой и прозрачной.
— Как скоро следует ожидать улучшения дел?
— Определенные позитивные сдвиги в экономической сфере уже заметны, и, в первую очередь, это показывает уровень инфляции. В 1998 году он составлял почти 44%, а с января по март этого года — всего 3%, в частности в марте даже наблюдалась определенная дефляция — 0,18%. Надеемся, что в ближайшее время курс индонезийской рупии стабилизируется и окрепнет. Улучшение происходит в некоторой степени благодаря помощи Международного валютного фонда — от него мы должны получить $43 млрд. на трехлетний срок. На сегодня получили пакет в $12 млрд. Остальная помощь поступила от Мирового банка, Банка азиатского развития и других институтов. Конечно, мы должны удовлетворить их требования — реструктуризировать финансовую и банковскую системы, систему частных задолженностей и т. д. Это похоже на те требования, которые Международный валютный фонд поставил сегодня перед украинским правительством. Сказать, когда преодолеем кризис, — трудно. Представитель Международного валютного фонда по Индонезии доктор Роберт Нейс сказал, что пик кризиса и начало оздоровления придется на конец этого года. Я оптимист, поэтому уверен: если политическая ситуация в стране после всеобщих выборов стабилизируется, то так и произойдет.
— Как кризис отразился на экономическом сотрудничестве Индонезии и Украины? Каковы ныне объемы торговли между нашими странами?
— Один из результатов кризиса в том, что возможность Индонезии ввозить товары из-за рубежа резко снизилась. Это негативно отразилось на торговых отношениях не только с Украиной, но и даже с такими странами, как Соединенные Штаты. Если мы сравним импорт в Индонезию из Украины за два последних года, то он упал, и это логично. В 1997 году торговый баланс составлял $109 млн., Украина имела положительное сальдо $53,8 млн. В 1998 году баланс составил $56 млн., но сальдо в размере $2 млн. было уже в пользу Индонезии.
Конечно, с преодолением кризиса наши отношения будут развиваться в различных аспектах, особенно в торговле, и этому будут способствовать подписанные между Индонезией и Украиной соглашения «О сотрудничестве в экономической сфере», «Об избежании двойного налогообложения», «О взаимной защите инвестиций».
— Три года назад ваш предшественник на должности посла Индонезии господин Курниади рассказал об интересном проекте, в рамках которого совместное украинско- индонезийское предприятие сооружало в Одессе пятизвездочный отель. Закончен ли этот проект?
— На него возлагались большие надежды, но сейчас он заморожен. Украинская сторона утверждает, что индонезийский партнер не выполнил своих обязательств по финансированию проекта и обращалась ко мне с просьбой оказать помощь в решении проблемы. Я уверен, что причина, из-за которой индонезийская сторона не выполнила обязательств по финансированию, состоит в кризисе. Когда он закончится, то этот проект будет продвигаться дальше.
— Бомбежки войсками НАТО Югославии внесли новые реалии в современную международную политику. Какой позиции в этом вопросе придерживается правительство Индонезии?
— Мы проводим миролюбивую политику и очень сожалеем, что НАТО, ведомое Соединенными Штатами, применило в Югославии силу. Жертвами бомбардировок стали совершенно мирные люди, и это реальность. Тысячи людей бежали в другие страны, а это требует очень больших средств от международного содружества. Мы видим также, какие протесты это вызвало во всем мире. Балканский кризис — большая проблема для международного содружества. Было бы намного лучше, если бы все те деньги, которые идут на военные операции, направлялись на улучшение жизни людей.
Выпуск газеты №:
№100, (1999)Section
День Планеты