ИСТОРИЯ С ПАМЯТНИКОМ
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19990528/495-8-1_0.jpg)
Куткивцы подалили миру Филиппа Коновала, единственного украинца, награжденного высшим орденом Соединенного Королевства — Крестом Виктории. Ему пожимали руку Георг V и Георг VI, короли Великобритании. В его честь открыты трехъязычные мемориальные доски — в манеже имени Кортье (Оттава), в 360-ом отделении королевского канадского легиона (Торонто), в Вестминстере (Британская Колумбия).
Вот такой герой родился 15 сентября 1888 года в Куткивцах. Украинцы Канады тщательно исследовали его жизненный путь, собрали материалы в книге «Коновал». Пишут, что в молодые годы Филипп работал в куткивецком карьере, потом был рекрутирован в российскую царскую армию, где вскоре стал инструктором по рукопашному бою.
Через некоторое время Филипп эмигрировал в Канаду. Никаких объяснений относительно мотивов своего решения он не оставил — многих тогда манила Страна кленового листа. Но даже сюда докатились раскаты Первой мировой войны: далекая Канада выступила против кайзеровской Германии на стороне стран Британского содружества.
Председатель куткивецкого сельсовета Александр Кордон, ссылаясь на исторические источники, с которыми его ознакомила диаспора, рассказывает: «Капрала Коновала в составе артиллерийского батальона направили во Францию. Там около города Ланса и заслужил Крест Виктории наш дорогой земляк».
Стоим с А.Кордоном на том месте, где должен быть памятник. Мой собеседник, немного помолчав, словно подыскивая наиболее убедительные слова, рассказывает о подвиге героя. «День 21 августа 1917-го года под Лансом начался артиллерийским обстрелом под дождем небесным. Со стороны неприятеля, конечно же. В батальоне, где воевал Коновал, уже погибли все командиры. А враги бьют, не дают никому голову из окопов поднять. Погибают люди... И что же решает наш земляк?», — как-то победно, словно очевидец или участник тех далеких во времени и пространстве событий, смотрит на собеседника председатель сельсовета. И продолжает: «Капрал Коновал приказывает своим бойцам, чтобы прикрыли его пулеметным огнем, а сам бесстрашно покидает укрытие и по-пластунски — к пулеметному гнезду неприятеля. Достигает боевого расчета, падает, как молния, в пулеметное гнездо, где три кайзеровца...». А откуда же мог тот пулеметный расчет знать, что это сам инструктор рукопашного боя? Падают от его ударов, как снопы. Тут на Коновала пошли со штыками наперевес еще шесть солдат, но и их постигла та же участь... Далее — последнее пулеметное гнездо, где Коновал окончательно разгромил боевые расчеты... И вернулся на свою позицию с пулеметом под мышкой и тремя пленными.
История сохранила слова Георга V, короля Великобритании, обращенные к Филиппу: «Ваш подвиг является одним из самых дорогих и самых героических в истории моей армии. За это примите мою благодарность». И вручил гражданину Канады, родившемуся в забытом Богом и людьми селе Куткивцы, Крест Виктории.
«Думаете, с тех пор судьба улыбалась кавалеру высшей награды Великобритании?», — спрашивает Александр Кордон. После войны Коновал служил в парламенте Канады. Уборщиком. Впоследствии — сторожем особой комнаты №16 в офисе канадского премьер-министра. Умер Коновал 3 июня 1959 года.
Ни при жизни, ни после смерти Коновала в Куткивцах, как говорят в народе, ни сном ни духом не ведали о своем герое Соединенного Королевства. А вот когда открылись границы, то тут же в селе «нашлись» родственники Филиппа — его внук и внучка, уже пожилые Владимир Барилюк и Анна Моцна. Однако и они еще до недавнего времени ничего не знали о своем славном деде. Когда-то, мол, только слышали, что жил здесь, а потом уехал в поисках лучшей доли. Вот и все...
Что же касается памятника Ф. Коновалу в Куткивцах, то Общество канадских украинских ветеранов уже давно финансировало это благородное дело. Вроде бы нашло полное понимание со стороны тогдашнего областного и районного руководства. Проект памятника изготовили львовяне — скульптор П. Кулик и архитектор П. Блюсюк. «Назначили срок: до осени прошлого года состоится торжественное открытие памятника нашему славному односельчанину. Гости из Канады планировали приехать в Куткивцы. Но не приехали. Не потому, что не смогли или не захотели. Потому что и по сей день нет памятника», — сокрушается председатель сельсовета. Он поддерживает связи с диаспорой, которая настаивает на открытии памятника хотя бы в августе 99-ого.
Поэтому, как только наступила весна, А.Кордон вручил все свои архивы новому председателю Чемеровецкой райгосадминистрации В.Цыцу. Тот с этими документами поехал в Хмельницкий. Облгосадминистрация сообщила обо всем президентской администрации. А уже там, наконец, сориентировались: прошлогоднее лето — это не горячее лето 99-ого. «Начали интересоваться ходом работ, объясняют, что Президент на открытие памятника приедет», — говорит председатель сельсовета. Переживает: «Дорога, которая ведет к будущему памятнику, совсем разбита — гости не проедут». По-видимому, сделают к той поре и дорогу. Но разве канадские украинцы, которые финансировали сооружение монумента, не угадают истинные мотивы и намерения других участников торжества?.. Чего только не увидишь в свете подвига и славы...
Выпуск газеты №:
№95, (1999)Section
Украина Incognita