Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Последний довод королей

08 мая, 00:00

Начало на 1-й стр.

В минувший четверг Верховная Рада на своем закрытом заседании занималась своим любимым делом: пыталась дать политическую оценку монетарной политике Национального банка и, в частности, его главе Виктору Ющенко.

Чтобы дать представление нашим читателям, о чем собственно идет речь, когда упоминается «секретный» доклад следственной комиссии ВР, сошлемся на основные темы этого документа (ставшего секретным, очевидно, по недоразумению). Во- первых, Нацбанк обвиняется в злом умысле относительно «убыточного» размещения золотовалютных резервов страны. В справочных материалах приводится перечень депозитных операций НБУ, каждой из которых комиссия выставляет свою политическую оценку, типа «Комиссия не исключает наличия личной заинтересованности должностных лиц НБУ в проведении операций…».

Следует заметить, что эти финансовые операции, как вообще любые финансовые и управленческие решения, всегда имеют несколько схем «воплощения». Следовательно, только по этой причине руководство НБУ потенциально можно сделать виноватым всегда. А если еще руководство НБУ придерживается иных мировоззренческих идеалов, скажем, не хочет социализма с крестьянским лицом, тогда и не происходит того, чего так хотелось бы Виктору Ющенко, а именно, чтобы так называемые следопыты «не давали оценок определенным мероприятиям, отрывая их от контекста конкретных событий; не расценивали финансовые операции задним числом, после того как на рынке произошли существенные изменения; не рассматривали меры, рассчитанные на кризисные обстоятельства, с точки зрения спокойного академического анализа (цитата из неофициальной справки НБУ. — Ред. )». Хотя, и такая предвзятость, как следует из объяснений В.Ющенко, не заслоняет того факта, что «по прямым операциям Украина получила несколько десятков миллионов (долларов) доходов, по эффективности операций — больше 150 млн. Это простая вещь, которую легко можно доказать, если есть желание эти доказательства слушать».

Что же касается правовых оснований для уголовного преследования банковских работников, на чем настаивает следственная комиссия ВР, то здесь уместно сослаться на мнение главы Счетной палаты Украины Валентина Симоненко, который по просьбе «Дня» прокомментировал ситуацию, сложившуюся вокруг Национального банка. Он, в частности, сказал: «Счетная палата дважды рассматривала вопросы, связанные с деятельностью Национального банка. Первый раз это был анализ бюджета НБУ. Тогда (т.е. летом 1998 г. — Ред. ) СП рекомендовала законодательно урегулировать принятие баланса НБУ. Ведь это громадная сумма денег, свыше 1 млрд. грн. Все согласились, но ничего сделано так и не было.

После 17 августа 1998 года СП снова проверяла НБУ по всем направлениям денежно-кредитной политики, в том числе систему валютных резервов. СП вновь столкнулась с проблемой законодательного вакуума. Как проверять эти резервы? В законодательстве нет однозначного определения, что такое резервный фонд НБУ. В Законе о банковской системе он называется «золотовалютный резерв», а в декрете Кабмина о валютном регулировании — «официальный валютный резерв». Но это, как говорят в Одессе, две большие разницы. С другой стороны, для того чтобы проверять денежно- кредитную политику Нацбанка, ее нужно утвердить на Верховной Раде. Этот документ Верховной Радой не утверждался и даже не вносился на рассмотрение.

Временная следственная комиссия ВР после начала собственной проверки направила в СП письмо, подписанное Виктором Сусловым, с просьбой — «проверить использование резервного фонда Национального банка». Но мы, в принципе, не можем его проверять. Потому что именно это положение было исключено из перечня полномочий СП Конституционным судом. Поэтому мы опять-таки предложили ВР урегулировать законодательную базу — по денежно-кредитной политике, по балансу НБУ. Проверяющий орган должен иметь точку отсчета: что же мы проверяем, что правильно, а что не правильно? А пока этого нет, будут существовать, как я их называю, «фильтрационные» правовые зоны, где что хочешь, то и делаешь. И кто прав, никто не поймет. И так может продолжаться месяцами, годами… Кстати, следственная комиссия Виктора Суслова использовала материалы СП».

Но вернемся к секретным материалам. Второй пункт обвинения (который следует из первого, якобы неоспоримо бросающего тень на НБУ) касается избирательного кредитования коммерческих банков за счет снова-таки валютных резервов. В записке ВР содержится перечень из нескольких банков, среди них «Реал-банк», ПУМБ, «Украина», «Проминвестбанк», российские «Кредитимпекс» и «Национальный резервный банк», кредитные операции которых вызывают подозрение у депутатов. Мы не беремся судить, насколько эти подозрения обоснованы, поскольку мы не располагаем соответствующей информацией. Тем не менее, в этом обвинении, также как и в первом, альтернативность и разновариантность в выборе партнеров со стороны НБУ не может быть основанием для обвинения в преступлении. Других же доводов, кроме «называния» имен некоторых, а не всех 200 банков, комиссия не дает. Кроме того, насколько известно корреспонденту «Дня», рефинансирование коммерческих банков осуществляется согласно нормативным документам.

На своей вчерашней пресс- конференции глава НБУ, впрочем, заметил, что Нацбанк не списал еще ни одного убыточного кредита, хотя и не исключает ошибок в работе Нацбанка. Но и эти ошибки, по словам г.Ющенко, не нарушают действующего законодательства.

Ну и последняя, третья часть «телеги» касается обвинений персонально против Виктора Ющенко: родственники, партнеры, симпатии и т.п. Что в них правда, а что неправда, « у него украли или он украл»?, всегда найдутся люди, которым интересно покопаться в чужом белье. Самого же банкира такие подозрения унижают: «Это факты, выводы какой-то «тройки». Это недостойно нашего времени... В такой ситуации НБУ долго работать не может. Рынок ожидает системных решений, а делать это на любительских основаниях, между заседаниями следственной комиссии непозволительно».

Кстати, Временной следственной комиссии были переданы 22 тома на 1200 страницах объяснений по всем запросам. Почему эти материалы не удовлетворили депутатов, — для Нацбанка осталось загадкой. В самом деле, не по причине же плохой квалификации народных избранников депозиты перепутаны с кредитами, валютные резервы с активными операциями и т.д и т.п.?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать