Перейти к основному содержанию

МВФ меняет ориентиры

Но Украина следовать им еще не готова
23 апреля, 00:00

Примечательно, что обсуждение с миссией МВФ условий нового кредита на компенсацию потерь экспорта в Россию (а по оценкам председателя правления Национального банка Виктора Ющенко, объем кредита может составить 400 млн. долларов) стало возможным после того как Украина отказалась от девальвации своей валюты в масштабах, сопоставимых с российскими. Напомним, в России рубль с августа прошлого года подешевел почти на 300%, а девальвация гривни была в 3 раза меньше. В результате обвала рубля украинский экспорт в РФ стал неконкурентоспособным, в то время как российский импорт значительно подешевел.

Директор департамента валютного регулирования НБУ Сергей Яременко утверждает, что украинское руководство пошло на такое решение сознательно. По сути, это было политическое решение (впрочем, нигде не афишировавшееся), означавшее курс на постепенное, объективно обусловленное сворачивание внешнеэкономических отношений с РФ. Перед Украиной были две альтернативы: либо вслед за главным своим импортером провести стремительную девальвацию гривни и сохранить структуру украинско-российской торговли в неизменности, либо постараться удержать курс более или менее стабильным с целью сохранения объемов западного импорта. Выбрана была вторая. Теперь именно она мотивирует начало переговорного процесса о новом кредите с МВФ. Однако, судя по сообщениям мировых информационных агентств, предметом забот украинской делегации будет не только это.

21 апреля, за несколько дней до встречи лидеров стран «Большой семерки» и весеннего Собрания МВФ и Мирового банка, министр финансов США Роберт Рубин в качестве основного участника обеих организаций решил обнародовать стратегические изменения в позиции Фонда. Свое «предварительное» заявление он объяснил тем, что представители стран — членов МВФ, прибывающие на встречу, должны «сформировать ожидания», которые бы усилили стимулы к принятию и обслуживанию жизнеспособной финансовой политики. В числе основных, можно сказать сенсационных, нововведений — отказ МВФ от поддержки валютной политики, направленной на «привязку валютного курса», т.е. той политики, которая у нас называется искусственным поддержанием стабильности гривни. Таким образом, МВФ решил сделать то, против чего всегда выступал, а страны-получатели кредитов МВФ, включая Украину, в свою очередь, оказались перед необходимостью очень трудного выбора — между плавающим курсом и currency board («валютным комитетом»).

В этой связи стоит напомнить, что понимается западными экономистами под «жизнеспособной» финансовой политикой. Допустим, если страна хочет использовать механизм «плавающего» курса, не боясь его резкой девальвации, тогда должны соблюдаться два ключевых условия. Во-первых, должно отсутствовать инфляционное давление на курс со стороны внутреннего денежного рынка (иными словами, гривня должна быть относительно дорогой валютой, а инфляция — незначительной) и, во-вторых, сальдо внешней торговли и внешних инвестиций должно быть если не положительным, то хотя бы не сильно отрицательным. В нашем случае выполняется, и то с оговорками, только первое условие. Второе выполнить гораздо проблематичнее, Так, по сообщению Государственного комитета статистики, сальдо внешней торговли товарами в январе-феврале отрицательное — 443 722,65 тыс. долларов (в январе-феврале 1998 года отрицательное сальдо составило 391 182,37). Потребность во внешних капиталовложениях в 1999 году составляет не меньше 1,8 млрд долларов, посему если источники финансирования найдены не будут, падение гривни — неизбежно. Собственно, для таких стран, которые теряют контроль над курсообразованием (по вышеупомянутым причинам), МВФ впредь будет рекомендовать только введение currency board: сколько валюты заработали, столько и продали на валютном рынке… Просто и сердито.

Значит ли это, что спокойные времена для гривни закончились? В известном смысле, да. Несмотря на то, что МВФ еще в прошлом году настоял на прекращении валютных интервенций Нацбанка для поддержания гривни, последнее официальное заявление Роберта Рубина указывает на ужесточение монетарных требований Фонда: все-таки режим currency board будет покруче подверженных компромиссам Меморандумов. Следовательно, даже если Украине все- таки удастся, так и хочется сказать, выклянчить еще один кредит, финансовую погоду он делать не будет. Потому что экономические провалы структурного характера нужно будет исправлять не валютными манипуляциями, а структурными же реформами. Собственно, в этом и был смысл политической презентации «смены ориентиров», поскольку для финансистов эта мысль уже давно является аксиомой.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать