Перейти к основному содержанию

Леонид Грач оказался в замкнутом круге

27 января, 00:00

Леонид Грач в Крыму (и тому есть масса подтверждений) абсолютно сознательно выбрал себе роль отвечающего за все. Может, по привычке, оставшейся еще с тех времен, может, он так устроен, как лидер, а может, так вынуждают обстоятельства. Скорее всего, и то, и другое, и третье.

Полный развал, во времена которого Леонид Грач «реваншировал» на верхние этажи крымской власти под лозунгом «Я избавлю Крым от Франчука», обязывал действовать быстро, решительно, настойчиво и последовательно. Что, собственно, и продемонстрировал новый-старый крымский лидер. Став спикером, он действительно не допустил сохранения Анатолия Франчука в премьерах (о титанических усилиях борьбы за это кресло «День» писал достаточно). Затем добился принятия именно такой конституции Крыма, которая существенно расширяла экономические полномочия автономии и права самого главы местного парламента.

Получив утвержденную ВР Украины и подписанную Президентом конституцию, Леонид Грач пошел дальше: принятое ВС Крыма постановление «О мерах по усилению кадровой работы» (62 — «за» из 78 присутствующих на сессии депутатов) по сути восстанавливает «институт номенклатуры» — 392 должности руководителей разных уровней власти и управления подлежат в разных случаях утверждению ВС АРК либо согласованию с президиумом, постоянными комиссиями или председателем ВС. Премьер Сергей Куницын, полагавший накануне голосования, что под его контролем есть голосов 30, после очередного триумфа спикера, которому он перманентно проигрывает в тактике и в стратегии, развел руками: дескать, идет «политический эксперимент, попытка реставрировать на базе Верховного Совета обком партии».

«Номенклатурная революция», как воспоминание о будущем, вызвала вполне дружную оценку наблюдателей, которую можно охарактеризовать как «сдержанный протест». Сдержанный — в силу традиционно уважительного субъективного отношения к личности Грача. Протест — так как все, что напоминает о компартийном прошлом, объективно вызывает естественную, практически непроизвольную реакцию. И объяснение этому — проблема самих «красных», а не их оппонентов...

Что же до сути, то по здравому размышлению, не все так просто и однозначно. Если попытаться без предубеждения, без рефренов о «красном заповеднике» и «левом реванше» в отдельно взятом регионе разобраться в ситуации, то речь должна идти о реальной кадровой проблеме и способах ее разрешения.

По уровню коррупции Украина если еще не «впереди планеты всей», то только потому, что задержалась на старте — потенциальные возможности, как выяснилось, практически никем и ничем не ограничены, кроме ресурсов самого государства. А они, судя по непрекращающейся клановой борьбе и регулярному переделу разного рода рынков, еще есть. И хотя не «кадры решают все», а объективные условия, в которых они обретаются — правовые рамки, в которых неукоснительно работают умные законы, и также неукоснительно неотвратимо наказание за нарушение этих законов — сегодня взятки берут конкретные должностные лица, с преступными группировками связаны конкретные персоналии на этажах власти и управления, а кто, как и — главное — за какие заслуги попадает на хлебные — т.е. руководящие посты, абсолютно неизвестно обществу. И оно, общество, никогда не знает — с кого спрашивать за очередной провал. Да, впрочем, на верхах — от местных до центрального — мало кого волнует, что оно думает и что оно хочет знать, это задавленное собственным беспросветом общество, пока не наступает время и оно не превращается в электорат.

Крымский спикер Грач буквально понял, что возглавляемый им орган — это та самая избранная народом представительная власть, которая от лица этого народа имеет право контролировать жгучий кадровый процесс. А мы дружно его не поняли, потому что никогда не забывали Грача в качестве первого секретаря рескома Компартии, чью блестящую и перспективную карьеру остановил август-91, и никогда не отрешимся от подозрений в том, что действия главы парламента Грача неотделимы от действий лидера крымских коммунистов Грача.

Но по здравому размышлению анализ реального положения дел должен отталкиваться от такой, к примеру, свежей информации: вот «разбомбили» в Феодосии известную преступную группировку Белого, который «держал» город лет 7 — теперь показывают нам его «Линкольны» и военные вертолеты, рассказывают, что все серьезные должности «распределялись» через Белого. Ладно, не будем уточнять, где были раньше все, кому положено, не будем припоминать, какого премьера там была вотчина, опустим вопросы о том, где на феодосийских морских и сухопутных просторах пересекались интересы бывшего крымского премьера и очередного крымского бандита, просто уточним: а что делать новой власти со всем этим наследством, в том числе и в кадровых делах? Кто-то обязан отвечать за то, что происходит, кто-то наведет порядок, кто-то введет в систему эту работу? Или мутная вода нужна всегда? Кому в Крыму неизвестно, что в нефтегазовом комплексе кадры ставились, затем исчезали под траурные марши, и вакансии заполнялись кулуарными решениями из одних и тех же кабинетов? Именно бесконтрольность позволяла «радикально» менять ставшего ненужным руководителя на «нужного» определенным кругам и лицам...

Каждый год по окончании курортного сезона из Киева раздается грозный вопрос: где налоги, где доходы? Кто с кого спрашивает? Ни налоговики, ни силовики, ни таможенники республиканской власти не только не подчиняются — о назначении руководителей этих ведомств местная власть зачастую узнавала из газет.

Конечно, не Киев виноват, что Крым докатился до жизни такой. В домешковский период и помыслить трудно было, что хоть какая-то более-менее ключевая должность в республике — за пределами компетенции председателя Верховного Совета. Конечно, не Киев виноват, что на крымские вершины волею народа взобрались уличные баламуты, которые с автоматами в руках бегали «брать» тогдашнее Министерство внутренних дел (успешно, кстати) и комитет СБ (не на тех нарвались). Покончив с Мешковым и Ко, отобрав у автономии все полномочия, Киев постепенно выстроил по сути бесконтрольную исполнительную вертикаль. Собственно, в стране, где даже начальников таможен назначает Президент (на то есть, видимо, особые причины, иначе как бы она вошла в авангард государств-коррупционеров?), отработка вертикали взяток селекционировалась тщательно, пока не достигла совершенства, заметного всему миру.

И когда сегодня Леонид Грач в Крыму говорит, что на ответственные участки назначаются неподготовленные люди, везде безответственность, халатность, коррупция — это что, проблема только автономии? Ну хорошо, зафиксировали — что дальше? Крымский ВС предпринял попытку взять под контроль расстановку кадров в республике, и, в конце концов, «номенклатура ВС» — это звучит не хуже, чем неафишируемая «номенклатура ОПГ» (организованных преступных группировок).

Грач торопится, он не бежит от ответственности, а набирает ее на себя. Порою, видимо, перебирая. То, что политик Грач гораздо сильнее премьера Куницына — это объективно, хотя и не вина Куницына. Однако конституционное разделение властей, к мысли о необходимости которого государство идет очень туго, это единственная возможность ввести деятельность всех сфер в системное русло с системной же ответственностью. То, что происходит сейчас в Крыму, это, при всех благородных замыслах Леонида Грача, не просто перемещение зоны влияния от исполнительного органа ближе к представительному, а просто создание единого центра влияния. Поскольку по Крымской конституции едва ли половина из утвержденного Верховным Советом списка номенклатурных должностей — прерогатива ВС. Конечно, можно субъективно согласиться, что именно Грач сегодня — гарант строгого соблюдения исключительно профессионального подхода в вопросе подбора и расстановки кадров. И, кстати, более чем знаменательно, что после утверждения украинской ВР крымской конституции, которую, как известно, изо всех сил «заваливал» Рух, считая «отпущенные» автономии полномочия чрезмерными и опасными, один из очень умных государственников сказал корр. «Дня»: «Я бы проголосовал «за», если б там была записана еще одна строка — «Конституция действует только на время правления Грача». Это признание дорогого стоит, если учесть непримиримое руховское отношение к коммунистам. Но постановка вопроса в самом деле имеет смысл: завтра, не приведи Господи, появится во главе ВС какой-нибудь нью-Мешков — и что?

Ну что-то же делать все равно надо? Надо... Быстрее идти к капитализму и открытому гражданскому обществу. Пока налогоплательщик не поймет, что это он содержит государство, а не наоборот, пока народ не потребует прозрачности всех действий власти, пока карьера и материальное состояние руководства любого уровня не будут зависеть от результатов его ума и труда, пока не будет собственника, подчиняющегося только закону, а не правилам игры властной пирамиды, пока не будет реального конкурсного отбора на должности различного калибра, а будет подбор кадров...

Пока все так, как есть, то, возвращаясь к теме нашего разговора, кадры, даже выборные, будут подбираться келейно, и какая тогда разница, в какой «келье», под какой крышей будет происходить это таинство? Пока все, как есть, главный демократ, наш премьер, создавший целую коалицию для защиты демократических завоеваний и магистрального пути реформ, повезет-таки директоров на борьбу с последствиями стихии, создав из них стройбат на этот раз. Хочешь «укосить» от набора — заплати. То, что это называется «налог» — сути привычной в стране схемы не меняет. И что характерно — пользы для казны чуть — но народ «торчит» от восторга...

В некоторых магазинах появились роскошные мягкие игрушки. Подержав в руках большую пушистую белую обезьяну из акрила по прозванию Анюта, обнаружила на бирке производителя — Минск. Продавщица пояснила, что «у них международный сертификат качества, они по всему миру товар возят»... Неужто такая мы славянь, что только в «режиме» и можем работать и жить? И как-то все в тему — вот Александр Ткаченко в Белоруссию, за опытом, поди, убыл... И еще цитата из Грача — о том, что убедительное преимущество будет у того кандидата в президенты Украины, который возьмет на вооружение «программу Лукашенко». На языке ихнего «батьки» это звучит так: «Я готов добиваться спокойствия в республике даже ценой собственного разума»... (НТВ, 31 декабря 1997 года).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать