Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Насилие порождает насилие...

04 декабря, 00:00
Одной из причин такого положения дела является отсутствие в Украине соответствующего законодательства о «Защите прав ребенка». Проект, разработанный Министерством семьи и молодежи, уже многие месяцы «рассматривается в комиссиях» Верховной Рады. Можно как-то понять столкновение интересов в вопросах приватизации, собственности на землю и т.д. Но зачем волынить с Правами Ребенка?

Моя знакомая врач-гинеколог работает в «неотложке»; это доброжелательная женщина спокойного и даже кроткого нрава. Но когда она иногда рассказывает об истерзанных насильниками телах маленьких девочек и мальчиков, которых привозят в больницу, лицо женщины становится жестоким, даже человеконенавистническим. Она признает, что могла бы, не задумываясь, убить преступника, если бы он стоял тогда перед нею — «голыми руками».

В Будапеште состоялась международная конференция «Злоупотребление правами детей и защита детей от физического и сексуального насилия», организованная Институтом «Открытое общество» (Нью-Йорк) при поддержке Международного фонда «Возрождение». В течение трех дней психологи, психиатры, педиатры, журналисты, работники органов внутренних дел из многих стран слушали лекции высококвалифицированных специалистов и обсуждали вопросы, волнующие сегодня весь цивилизованный мир.

Существуют проблемы, которые общество хочет не замечать и в течение длительного времени, иногда веками, делает вид, как будто их и не существует вовсе. Одной из таких проблем является нарушение прав ребенка, т.е. самой слабой, самой впечатлительной части человечества. Еще 2—3 десятилетия назад считалось, что преступления против детей являются какими-то немногочисленными исключениями, а преступники — деградированными или клинически ненормальными людьми. Сложились даже стандартные образы таких монстров, например, грязный развратный старик или подросток-наркоман, которые в безлюдных городах подкрадываются к малышам, неосторожно оставленным взрослыми без присмотра. Американская статистика, собранная за последние 20 лет, свидетельствует о другом.

По этой страшной статистике в Соединенных Штатах ежедневно убивают несколько детей; половине жертв не исполнилось и пяти лет. Чаще всего убийства совершают родственники. Этим преступлениям, как правило, предшествует практика постоянного издевательства, нанесения детям физических и эмоциональных травм. Эффективной защиты ребенка от его родственников в большинстве стран до сих пор нет.

Далее. Каждый четвертый ребенок хотя бы один раз становится жертвой сексуального насилия или активного домогательства со стороны взрослых. Независимо от пола, а также возраста — педофилы не обходят детей 3—5 лет. Оказалось, что в 85% таких случаев преступниками были люди, которых дети хорошо знали, доверяли им и к которым были благосклонны — чаще всего родственники или близкие знакомые родителей. Большая половина случаев изнасилования происходит в доме жертвы или насильника, а не где-то в глухом парке или на пустыре. Один из специалистов, выступая на будапештской конференции, горько констатировал, что среди насильников есть представители всех слоев общества, начиная от членов правительств и парламентов и заканчивая безобидными клерками или учителями.

Многочисленные научные исследования установили, что физическое и сексуальное насилие и связанные с ними эмоциональные травмы не проходят бесследно для развития ребенка, имеют долгосрочное и тяжелое влияние на ее психику. В частности, представление маленького человека о своем окружении получает устоявшуюся негативную окраску, он ощущает хроническое недоверие к близким, иногда страдает от постоянного чувства страха. Пережитый опыт часто снижает самооценку и уверенность в себе, которая, безусловно, влияет на дальнейшие успехи человека во всех сферах жизни. А еще психологи утверждают о наличии обратной связи — мальчик-жертва, став взрослым, часто бывает склонен к сексуальному насилию над детьми.

Американская статистика указывает на то, что подавляющее большинство (более 80 процентов) насилий сегодня остается скрытым — чаще всего в недрах семьи. Семья, которая традиционно противится вмешательству в ее дела и считает ребенка чем-то вроде бесправного домашнего раба прошлых веков, над которым можно вытворять что угодно. Именно поэтому очень сложно начинать судебные дела, связанные с нарушением прав детей — любые доказательства насилия старательно уничтожаются, жертвы запугиваются, а зачастую и не хотят давать показания против людей, которых они любят несмотря ни на что. Соседи и знакомые придерживаются, как правило, «джентльменской» стратегии невмешательства в чужие дела.

Стоит отметить, что проблему защиты детей — зачастую от их родителей — во всей ее сложности, масштабах и ужасе первыми распознали журналисты. В начале 80-х годов они вынесли этот скрытый порок общества на экраны телевидения, на страницы журналов, привлекли к нему внимание ученых, правительства, начали добиваться разработки соответствующего законодательства. В это самое время у нас, т.е. в бывшем Советском Союзе, все было тихо и спокойно — ни один пузырек не появился на поверхности. Эффективно, как всегда, срабатывал принцип — «мы не знаем, значит у нас нет».

В последние десятилетия в США и многих других странах создана разветвленная сеть государственных и негосударственных организаций, целью которых является защита прав детей, предупреждение насилия над ними, а также психическая реабилитация потерпевших. Многочисленные социальные программы занимаются выявлением «семей риска» и фактов насилия, а также осуществляют просветительскую деятельность на этом поприще. Как правило, в состав подобных групп или комиссий входят специалисты различных профилей — психологи, психиатры, педиатры, социальные работники, педагоги, юристы, полицейские чины. Их деятельность и статус поддерживаются законодательством, в частности, они имеют право расследовать преступления, а при наличии достаточных причин — ставить вопрос об изъятии ребенка из семьи. По предоставлению таких комиссий в США ежегодно отбирают у родителей и определяют в специальные приюты около миллиона несовершеннолетних. Это число красноречиво указывает на масштабы обнаруженных преступлений против детей.

А как обстоит дело с детьми в Украине? Мы, к сожалению, не являемся исключением и болезнь распространена и в нашем обществе тоже, хоть и загнана внутрь. Можно сослаться на исследование «Сексуальные злоупотребления относительно детей и подростков в Украине», проведенное в 1996 году Институтом социологии НАНУ под руководством научного работника Ольги Иващенко. Объектом социологических опросов стали 1500 учеников школ, ПТУ, студентов и молодых заключенных в возрасте 14—19 лет. Полученные данные мало отличаются от результатов американской статистики: каждая третья девушка и каждый седьмой юноша стали жертвами нежелательных сексуальных домогательств, а насилие пережила каждая десятая девушка. Во всех случаях фиксировалась тяжелая психическая травма, треть жертв желали умереть.

Исследования Института социологии позволили сделать некоторые обобщения. Во-первых, в интимных жизненных ситуациях подростки остаются «наедине с собой» и часто даже не различают насилие и сексуальное ухаживание. Очень важен также тот факт, что только в 2% случаев пострадавшие или их родители обращаются в суд. Полная безнаказанность провоцирует насильнический секс, делает его как бы нормой.

В практическом решении проблемы мы отстаем от многих других стран на десятилетия, потому что, собственно говоря, еще и не начинали ее решать. В системе МВД существует «Управление по делам несовершеннолетних», но оно занимается исключительно несовершеннолетними преступниками. До сих пор отсутствуют у нас междисциплинарные комиссии (весьма популярные на Западе), которые изучали бы каждое подобное дело в комплексе — семья, школа, лечебная и психотерапевтическая помощь, защита прав ребенка, информационное обеспечение судебных процедур. Наши уголовная, оздоровительная и воспитательная системы остаются пока что полностью нечувствительными к большинству случаев нарушения прав ребенка, если, конечно, не дойдет до убийства или насилия, связанного с серьезными телесными травмами.

Одной из причин такого положения дела является отсутствие в Украине соответствующего законодательства о «Защите прав ребенка». Проект, разработанный Министерством семьи и молодежи, уже многие месяцы «рассматривается в комиссиях» Верховной Рады. Можно как-то понять столкновение интересов в вопросах приватизации, собственности на землю и т.д. Но зачем волынить с Правами Ребенка?

Еще одной причиной отсталости является недостаточная информированность нашего общества по поводу прав ребенка и гражданских обязанностей каждого из нас. Большинство держится позиции «моя хата скраю» даже тогда, когда в соседней квартире или хате ребенка грубо бьют или систематически подавляют его личность криком, террором, полным пренебрежением его мнения. Не секрет, что родители иногда вымещают на детях свой комплекс неполноценности, свои служебные неудачи; дети — это единственные люди, которыми они, в конечном итоге, могут вволю командовать, которыми могут помыкать (так же, как родителями помыкают начальники).

Было бы несправедливо не вспомнить те, хоть и одиночные, ростки современного подхода к проблеме детей, которые начинают прорастать в Украине. Программа Защиты прав ребенка, поддерживаемая Ассоциацией психиатров Украины и Международным фондом «Возрождение», объединяет небольшую группу энтузиастов, которые работают здесь на общественных началах. Ученые, врачи, социологи, учителя, представители МВД и СМИ образовали первую в стране команду с целью информирования общества и необходимой переориентации специалистов. За полтора года существования программа организовала несколько семинаров и конференций для учителей, педиатров, психологов; издала брошюру «Обиженные дети». Работа группы тормозится, однако, тем, что она не имеет соответствующего статуса, не имеет помещения и средств связи, а также средств для издания и распространения необходимой литературы. По словам руководителя группы Виталия Панка, «в таких условиях и такими темпами трудно ожидать заметных позитивных изменений в настроениях как законодательных органов, так и общества в целом».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать