Шпана «в особо крупных размерах»
И политики «в особо мелких»Тенденция 1. Президент ради профилактики подтверждает свой статус единственного субъекта власти в стране.
Нет, речь, конечно, идет не о внеочередном послании Президента парламенту. Замена президента Национальной телекомпании Украины обсуждалась в масс-медиа и различных политических сферах гораздо оживленнее и дольше, чем внеочередной доклад и представление бюджета вместе взятые. Сферы — они ж сердцем чуют, что значимо, а что нет.
Так уж получается, что взятие под контроль разнообразных СМИ — сейчас наиболее увлекательное занятие в президентском окружении и действенный способ подтвердить свою важность и нужность для будущей кампании. Имея примеры последней избирательной кампании Б.Ельцина и нашего Президента, нетрудно оказалось поверить в то, что второй президентский срок можно получить не особо напрягаясь, исключительно посредством избирательных технологий. Спопугайничают нечто «а-ля Лисовский и Чубайс» или придумают свой неповторимый украинский путь — не столь важно. Существует непреодолимое желание сделать предстоящие президентские выборы чисто виртуальными. Кто-то дает изначально невыполнимые обещания, кто-то вообще избегает обещать чего бы то ни было, как бы признавая, что и не думает устремляться к неким светлым целям.
Конечно, это не обман избирателей, просто такой имиджевый ход. Сам электорат об этом тоже либо знает, либо явно догадывается. Данные социологического исследования («День», 21.11.98) в полной мере отображают фатализм украинского населения: 50% опрошенных считают фальсификацию результатов голосования на будущих президентских выборах вполне возможной, 19% — неизбежной. То есть за неимением лучшего избиратель принимает существующие правила игры «в кандидатов и их жертв». Но даже в условиях виртуальных выборов нелишне вспомнить, что в 1994 году страна выбирала худощавого и лысоватого правдоискателя, реформатора и идеалиста. Теперь же необходимы специальные усилия, чтобы разглядеть в респектабельном располневшем человеке былую боль за судьбу бедствующего народа.
Но вернемся к сути. Чтобы там ни говорили недоброжелатели — не окружение влияет на Президента, а все-таки Президент формирует себе необходимое окружение. Промежуточный результат соревнования между двумя помощниками Президента — действующим и бывшим — оказался в пользу бывшего, нынешнего народного депутата и советника. Что там являлось первоосновой: влияние В.Сивковича ослабло и в результате пострадал Н.Княжицкий, или действия последнего были использованы для расшатывания позиций первого президентского помощника — вопрос весьма запутанный. Но, как принято говорить в таких случаях, соискателям не стоит отчаиваться. Шоу продолжается. Помнится, Игорь Бакай изобрел чудную характеристику для фаворитов Президента, когда живо описывал компетентность и деловитость людей, которые получили звезду шерифа и власть на определенной территории. Сейчас самое время для таких «шерифов» отхватывать «звезды» в ключевых отраслях — газовой, нефтяной, в энергетике, в сфере приватизации, в банковской системе, СМИ. Так собираются административные ресурсы. За год-полтора «шерифы» вполне могут впасть в немилость, лишиться доступа к «телу». Судьба всего предыдущего окружения Кучмы тому доказательство. Из избирательного штаба Л.Кучмы образца 1994 года с ним остались, пожалуй, только В.Горбулин, В.Рыжов да вновь утвердившийся А.Волков.
Существование избранных наполнено конфликтами c внутренним и внешним окружением. Не попавшие в число осчастливленных, не отмеченные Президентом, уже толпятся за дверью. Конкуренция жутчайшая. Условия борьбы — острейшие. Но Президент исключительно благодарный зритель. Важно не то, кто выиграет, важно, чтобы лидер гонки принес свою победу в клювике и положил на алтарь победы Президента. Люди могут тасоваться бесконечно, но схемы остаются. И кто больше сможет приволочь, — тот и больше прав.
Кто сказал, что в стране нет центра власти? Государственной воли, может, и нет, но воля Президента вполне ощутима. Расстановку групп влияния он вполне может контролировать. По сути, он в состоянии создавать группы влияния и задавать им определенный вектор движения. Не мифические интересы элитных групп, а интересы Президента реально формируют и уравновешивают интересы всех групп влияния вместе взятых. Все движутся в фарватере личных интересов Л.Кучмы. Не какой-то там его группы, а исключительно его интересов.
В конце концов начинаешь сильно сомневаться, а способны ли столь резво суетящиеся группы влияния определить собственные, без оглядки на действующего «гаранта», стратегические интересы в политике? Видимо, речь следует вести не об элите, а о некой «предэлите», которая все еще находится в состоянии политического инфантилизма. Пока что оставляем вопрос открытым.
Тенденция 2. «Нужно государство — решительное и гибкое. Способное отвечать интересам самых широких народных масс и проводить в жизнь волю господствующего класса».
Эта мысль — продукт не отечественного товаропроизводителя. Так высказался о собственных стратегических целях в «Комсомольской правде» за 19.11.98 Лев Черной — не слишком «засвеченный» СМИ российский олигарх, особо известный в области металлургии. Это, уже второе, выступление Л.Черного в печати наделало немало шуму в российском бомонде. Необычность ситуации в том, что Черной до сих пор не был замечен в каких-либо политических действиях. Уделить внимание этой декларации хотелось бы потому, что она более «стратегичная», чем, к примеру, послание нашего Президента, тем более что оба выступления увидели свет в один и тот же день. Так что желающие могли сравнивать их содержание, что называется, по ходу.
В первую очередь Л.Черной однозначно причисляет себя к классу держателей власти и декларирует полную и безоговорочную ответственность этого класса за судьбу страны перед народом и историей. По сути, таким господствующим классом капиталисты становятся только тогда, когда умеют выдвинуть исторический проект, который поддерживает народ. С его точки зрения, происходит сшибка двух деклараций: или удержать и укрепить власть, или «присосаться к бюджету и халявить, как до 17 августа 1998 года». Апологеты второй, собственно, и не власть вовсе, а временщики. Эти «крысы» сбегут с наворованным за рубеж — останутся реанимировать Россию лишь истинные капитаны капитала. Они-то и должны объединиться в некий союз самых крупных капиталистов и достигнуть соглашения с властью, отбросив обмусоливание вопроса, кто главный: капитал или власть. Они равноправны. При этом речь не идет о каких-то «железных руках» — «авторитаризм в России обернется не порядком, а хаосом». Речь идет о межсословном договоре, пока «бунт масс» не смел все разом. Резюме: «Господа, пора взрослеть!»
В общем, Л.Черной требует легального права участия в принятии государственных решений для крупного капитала. И обосновывает свои претензии наличием позитивной программы модернизации государства. Смысл столь пространного изложения в том, что высказанное в манифесте со всей определенностью касается не только России, но и Украины. Оправдываться фразами типа: народ имеет ту власть, которую заслуживает, — может сам народ, но никак не те, кто считает себя правящим классом. Это же бред — считать себя чем-то вроде выкидыша избирательных настроений масс.
Динамичность российской политики после кризиса 17 августа вполне объяснима остротой ситуации — идет подготовка к выборам. Однако как по-разному люди готовятся: пока у нас продолжается склока за «звезды» шерифов, в России пытаются сформулировать идеологию построения государства.
Тенденция 3. Фракция Партии зеленых Украины — индикатор общепарламентских настроений.
Парламентская фракция зеленых опять порадовала откровенностью изречений. На сей раз Игорь Кирюшин («День», 19.11.98) с милой непосредственностью «молодого» политика, как на предыдущей неделе его коллега В.Хмельницкий, высказал то, что не дает покоя многим депутатам-соискателям правительственных портфелей. По его версии, зеленые готовы пойти в правительство, так как «вокруг премьера сегодня находятся не его люди» (следите за мыслью: именно его люди, вероятно, среди зеленых), но с одним условием — оставить за собой депутатские мандаты. Лихо, не правда ли! И главное, наболевший же вопрос. Чего-то не додумали отцы — составители Конституции и Закона о народном депутате. Между тем это что-то видит каждый заинтересованный наблюдатель. Посему, цитируем дальше: «... хотим быть застрахованными... Так как единственное, что может ожидать бывшего министра, вице-премьера, — это криминальное рассмотрение». Это что — оценка результатов деятельности или такова благодарность отечества лучшим своим сыновьям? Или просто нормальные опасения по поводу собственной безопасности? Почему это не утрачивает актуальности, смотри сказанное выше.
Выпуск газеты №:
№225, (1998)Section
Подробности