Реанимация Балто-Черноморской идеи
Разгадка, очевидно, кроется в одном из пунктов коммюнике — «стороны отметили важность проведения международной конференции «Балто-Черноморское сотрудничество». До конференции — еще почти год. До следующей встречи инициаторов — президентов Украины, Польши и Литвы — несколько дней.
Впервые о Балто-Черноморском союзе заговорили еще в последние дни существования Советского Союза. Затем похороненную идею реанимировали как восстановление давнего пути «из варягов в греки» президенты Кучма, Квасьневский и Бразаускас, и существует она нынче в виде «треугольника» Варшава — Киев — Вильнюс. Адамкус, таким образом, стал продолжателем идеи. Одним из толчков стало поведение белорусского президента Александра Лукашенко — реально все началось с того, что осенью 1996 г. три президента приняли общее заявление по поводу событий в Беларуси. С тех пор все они на встречах между собой заявляют, что Беларусь ни в коем случае изолировать нельзя, нужно искать общие точки, но Лукашенко в свою компанию почему-то не приглашают. В этот раз к теории уже добавилось немного практики — Вильнюс предлагает Киеву активнее использовать литовские порты и нефтетерминалы, Украину приглашают для строительства автодорог в Балтии. И обе стороны надеются на поддержку Польшей их усилий войти в Европу. Очевидно, с началом реализации проектов транспортных коридоров из Скандинавии и Балтии до Черного моря и из Центральной Азии в Западную Европу разговоры будут чем дальше, тем конкретнее.
«Литовцы, наверное, умнее нас», — заявил Кучма Адамкусу на прощание, говоря и о пути Литвы в Европу, и о том, что российский кризис задел ее слабо. И всячески давал понять, что единственный союз, в который может вступить Украина, — это Европейский. Если бы только наш президент сказал еще и о том, кто же виновен, что «пока обухом по голове не ударишь, никто не перекрестится».
Выпуск газеты №:
№214, (1998)Section
День Планеты