Испытание памятью
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19981008/4192-14_0.jpg)
В этом уникальном экранном реквиеме, кажется, нет ни одного «лишнего» кадра. Режиссер, используя рассказы свидетелей, великолепные натурные съемки, богатые возможности монтажа, создал, по определению критики, фугу городов и событий. Это поэтическое девятичасовое кинополотно не утомляет. Не только потому, что эмоционально потрясает, но и благодаря своей художественной образности. Вот, например, эпизод воспоминания бывшего узника Освенцима сменяется показом железной дороги. Под стук колес камера постепенно приводит нас к огромным закрытым воротам концлагеря, которые скрывали от мира страшную фабрику по уничтожению десятков тысяч невинных людей, привозимых сюда эшелонами из разных стран Европы. Какую волю и мужество надо было иметь героям фильма «Шоа», чтобы согласиться еще раз пройти рядом с кинокамерой по «дороге смерти», по которой их в начале 40-х конвоировали фашисты к воротам, за которыми они испытали голод, мучения, ужас, паралич надежды.
Как сообщили сотрудники французского посольства в Украине, представившие фильм украинскому зрителю, картина «Шоа», съемки которой завершились в 1985 году, с тех пор неоднократно демонстрировалась в кинотеатрах и по телевидению разных стран. Фильм уже увидели свыше 80 миллионов человек. Хочется верить, что украинская аудитория этой страстной антифашистской ленты не ограничится двумя сеансами в столичной «Кинопанораме», на которых, кстати, присутствовал и сам режиссер. Во всяком случае, как стало известно «Дню», переговоры о телепоказе фильма уже ведут украинские телекомпании.
Выпуск газеты №:
№192, (1998)Section
Культура