Юрий СПИЖЕНКО: «Я не из тех, кто лезет на трибуну и требует денег у государства!»
«НЕ СТОИТ ОТО ВСЕХ БОЛЕЗНЕЙ ЛЕЧИТЬСЯ ТОЛЬКО«БАЛЬЗАМОМ»
— Юрий Прокофьевич, а скоро ли у нас появятся такие же «убойные» препараты, как «Тайленол» или «Бальзам Биттнера»?
— Начну с того, что хотя Минздрав Украины и признал лечебные свойства этого бальзама, но лично я как профессиональный медик не считаю его радикальным средством от всех болезней. Что касается других фирм, то там, действительно, бывают 1—2 удачные работы и несколько десятков средних. Но создание нового препарата — исключительно долгое и трудоемкое дело. Скажем, фирма «Пфайзер» вложила в разработку своего последнего «хита» — препарата для повышения потенции «Виагра» 1,2 миллиарда долларов. За 4 месяца продажи она уже оправдала себестоимость и теперь дает чистую прибыль. Такие суммы нам пока и не снились. Но думаю, лет через 10-15 мы тоже сможем удивить мир. Сейчас наши специалисты разрабатывают около сорока оригинальных препаратов. Возможно, среди них будут и «убойные». Какие? Пока секрет. Определенно могу сказать, что очень скоро в Украине появятся свои вакцины от самых актуальных заболеваний — кори, краснухи, туберкулеза.
КТО ОБЪЯВИЛ «ИНСУЛИНОВУЮ ВОЙНУ»?
В Украине около полумиллиона инсулинозависимых диабетиков. Своих препаратов для них не выпускается, используется привозной стоимостью около 10 долларов за упаковку. Тем не менее попытка открыть свою линию по производству инсулина на Дарницком комбинате наткнулась на серьезное сопротивление со стороны как иностранных фармацевтических структур, так и самих больных. Новую продукцию, выпуск которой еще и не начинался, называли не иначе, как «петлей на шее диабетиков». Главные доводы звучали так: раньше мы покупали хотя и дорогой, но качественный немецкий инсулин, а что предложат взамен — неизвестно.
— Мне искренне жаль больных людей, которых втянули в этот конфликт, — говорит Юрий Спиженко. — Я хорошо знаю, кто инспирировал «инсулиновую войну» — иностранные производители, не желающие терять украинский рынок. Все их обвинения абсолютно беспочвенны! На Дарницу можно вести делегации хоть с Марса: здесь не к чему придраться. Оборудование наисовременнейшее, используются американские стандарты, которые выше европейских, высококачественное немецкое сырье. А стоимость препарата на 15% ниже иностранных аналогов, но не за счет качества, а за счет разницы в зарплате. Думаю, страсти по поводу отечественного инсулина улеглись бы с его появлением. Но для пуска линии не хватает 5 миллионов гривен — сущая мелочь по мировым масштабам, а для нас пока неразрешимая проблема.
— Не меньше споров вызвал и перевод нашей медицины на использование отечественных тест-систем для проверки донорской крови. В частности, в интервью «Дню» 10 апреля 1998 года Валерий Ивасюк, экс-председатель Комитета по борьбе со СПИДом, ссылаясь на результаты проверки, проведенной во Франции в 1992 году, заявил, что отечественная продукция недостаточно эффективна, поскольку дает около 40% ошибочных результатов...
— А вы бы спросили у него, почему эта проверка проводилась во Франции! Именно там находится фирма, поставлявшая свою продукцию на наш рынок. Они были кровно заинтересованы в нашей дискредитации! Отечественные тест-системы уже имеют международные сертификаты, последняя проверка в 1997 году показала, что процент ошибок не выше, чем в иностранных. Мы полностью обеспечили ими все станции и проблема проверки донорской крови, слава Богу, снята. Кстати, отказ от закупок импорта только за первое полугодие 1998 года сэкономил нашему здравоохранению 70 миллионов гривен!
«ПОД ВИДОМ ЛЕКАРСТВ К НАМ ЗАВОЗИЛИ... СРЕДСТВА ОТ МОЛИ И ТАРАКАНОВ»
— Несколько лет тому назад положение на рынке было критическим: нужно было ликвидировать дефицит лекарств, и мы ввели облегченный порядок регистрации импортных препаратов. Это была серьезная тактическая ошибка: с таким же успехом при пожаре можно было открыть окна и двери. Всего за три дня регистрировали новый препарат, причем без всяких испытаний, на основании сопроводительных документов (зачастую написанных на китайском языке) и за смешные деньги — 500 долларов! — позволяли его продавать в течение нескольких лет. И добро бы это были препараты известных фирм, но в основном к нам хлынул поток ширпотреба из Китая, Индии, Сирии, Тайваня... Под видом лекарств регистрировались и средства от тараканов, моли, комаров, клей и косметика... Когда мы затем схватились за головы и стали проверять, оказалось, что большинство этих фирм — чистая липа, по этим адресам никаких производств не было. Бесконтрольный украинский рынок — лакомый кусочек для аферистов. Для сравнения: американцы регистрируют лекарства не менее 3 лет и стоимость этого — 350 тысяч долларов. Сейчас мы пытаемся навести порядок путем ужесточения контроля и повышения тарифов.
«МНЕ НРАВИТСЯ НАЧИНАТЬ ВСЕ С НУЛЯ!»
— Юрий Прокофьевич, верны ли слухи о том, что вы собираетесь покинуть фармацевтику?
— В этой отрасли я вижу себя до 2003 года. Именно в этом году мы переходим на международные стандарты. И темпы перехода, как ни удивительно, выдерживаем. Идет реконструкция всех заводов, строительство. Отрасль уже прочно стоит на ногах, поэтому мой уход не станет трагедией. Что касается дальнейших планов, то сейчас я очень серьезно занимаюсь аграрной реформой.
— Честно говоря, не ожидала такого поворота. Вы, профессиональный медик, готовы оставить свою отрасль именно теперь, когда она на подъеме, чтобы заняться сельским хозяйством!
— Не забывайте, что я коренной сельский житель. Не понаслышке знаю обо всех «прелестях» этого труда. Возможно, мне пока не хватает теоретической подготовки, но я это наверстаю. Кстати, когда несколько лет тому назад я возглавил фармацевтическую отрасль, то пришлось «с нуля» учить экономику. Кого-то это пугает, но меня нет. Я буквально загорелся этой идеей! Беда в том, что ни одно наше правительство не имело аграрной программы. У нас до сих пор нет собственного трактора, комбайна, зерноуборочной техники... Но главное — не отлажены технологические цепочки, а в итоге нет урожая. Я подсчитал, что в аграрном секторе мы ежегодно теряем до 100 миллиардов гривен. И это на нашем-то черноземе! Стыдно, господа!
Выпуск газеты №:
№157, (1998)Section
Подробности