Кризис у «смертельной черты»:
доверия нет даже МВФВсего три недели финансовый рынок восточной Федерации довольствовался «хорошей новостью» о $22-миллиардном кредите от международных организаций. В начале недели его вновь залихорадило. Лихорадка продолжалась вплоть до пятницы. Несколько раз приостанавливались торги в российской фондовой системе. Российский Минфин отменил аукцион по размещению гособлигаций, поскольку доходность отдельных выпусков подскочила до 320%. Но и при такой ставке покупателей на них не находилось. В четверг замер рынок межбанковских кредитов: банки перестали доверять друг другу. Центробанк РФ ввел новые ограничения на приобретение валюты. Одним словом, как выразился главный мировой спекулянт Д.Сорос, кризис достиг «смертельной черты».
В письме, опубликованном влиятельной «Financial Times» в прошлый четверг, г. Сорос прямо говорит, что без внушительной помощи в размере $15 млрд. и 15-20-процентной девальвации рубля России кризис не преодолеть. Правда, уже через пару дней российские власти отвергли пожелания финансиста и заявили, что они не намерены девальвировать рубль. Тем не менее, шар, брошенный г.Соросом, сделал свое дело: панические настроения постепенно начали проникать в умы россиян (иностранцы паниковать начали гораздо раньше). И хотя все российские информационные программы крупным планом показывали отсутствие ажиотажного спроса на наличную валюту, ведущие российские экономисты уже приступили к выдвижению эксклюзивных сценариев девальвации.
Имеет ли настигнувшая Россию беда отношение к Украине? Вопреки устоявшемуся мнению о том, что Украина и Россия — две независимые страны, в глазах мирового сообщества это «единый, очень нестабильный, регион». Такой вывод следует как из общности подходов к обеим странам иностранных инвесторов, так и из общности проблем, накрывших экономику двух стран. Судите сами. Во-первых, МВФ, формулируя условия предоставления кредитов, выдвинул перед украинским и российским правительством практически одинаковые условия: сократить бюджетные расходы, увеличить сбор налогов, ликвидировать задолженность по зарплатам бюджетникам и выплатам пенсий, провести структурную реформу. А ведь еще год назад отличий было гораздо больше. Во-вторых, у обеих стран отмечается одна и та же «техническая» причина финансового кризиса — неспособность правительств расплачиваться по краткосрочным долгам (т.е. крушение долговой пирамиды). В-третьих, обе страны имеют и более глубокую причину дестабилизации — «кризис доверия». Именно последнее обстоятельство, по мнению экспертов, спровоцировало крах российских рынков. В-четвертых, правительства обеих стран можно упрекнуть в общих грехах — неумении управлять экономикой экономическими же методами, потере контроля над ситуацией и прочем.
Вероятнее всего, то, что случилось в России на прошлой неделе, будет иметь плачевные последствия для Украины. И вот почему. Украинское правительство, вырабатывая свой сценарий преодоления кризиса, сделало ставку на МВФ. Таким образом оно предполагало за счет имиджевого сотрудничества с МВФ и Мировым банком увеличить приток иностранных ресурсов в украинскую экономику, снизив давление на госбюджет и на валютный рынок. Теперь такие планы нуждаются, как минимум, в корректировке. Дело в том, что крах российского фондового рынка заставил усомниться в прямолинейности взаимосвязи «МВФ означает доверие». В Российской Федерации доверие, подкрепленное деньгами МВФ, просуществовало несколько недель. В Украине «да» кредиту EFF благотворно влияло на рынок в течение недели. Так что вывод очень неутешителен: если иностранный инвестор больше не верит МВФ, то национальным правительствам он не поверит и подавно.
Между тем на минувшей неделе украинский премьер Валерий Пустовойтенко делал все возможное, чтобы доказать, что ему верить можно и нужно, что он сумеет выполнить обещанное, прибегнув к нетрадиционным (а точнее, самым традиционным) методам управления страной. В украинских СМИ уже столько было иронии и сарказма по поводу выбивания долгов премьером, что самое время посмотреть на прецедент серьезно. Ну, а если серьезно, то правительственная кампания выглядит очень неприглядно.
Фактически, премьер всеми своими действиями демонстрирует, что в Украине законы не имеют никакого значения. Ставка сделана на откровенное психическое давление, унижение и угрозы. Но даже и при таком раскладе, обычном для криминальной экономики, премьер выглядел очень неавторитетно. Просто потому, что его игнорируют. Мы не беремся прогнозировать, каковы будут последствия этого унизительного действа. Сейчас ясно одно: обе стороны конфликта — и собиратели долгов, и должники — рано или поздно вынуждены будут смириться с необходимостью принятия и выполнения самых элементарных рыночных законов, предполагающих финансовую ответственность за свои действия как госчиновников, так и директоров. Для первых они обеспечат автоматическое пополнение казны, а вторых оградят от произвола. К сожалению, именно центральная власть в свое время стала инициатором «избирательных» законов, исключений из правил, привилегий. С учетом такой практики планировалась вся экономика. От получения права на неуплату налогов зависела и прибыль, и политическая поддержка.
Построенная на безденежных расчетах экономика возникла у нас как одна из форм уклонения от налогов. Однако это не мешало руководителю предприятия иметь достаточные денежные ресурсы для решения своих личных проблем. При размытой структуре собственников реальная власть над предприятиями сконцентрирована в руках директоров, у которых долгосрочные производственные интересы в принципе невозможны. Их заинтересованность дальше собственного кармана не распространяется (исключение составляют директора-фанаты, работающие по идеологическим соображениям). Поэтому бороться с ними можно только одним способом — угрозой лишения контроля над собственностью. На прошлой неделе такая угроза уже прозвучала в адрес нескольких директоров. Впрочем, нет никаких доказательств тому, что решение было принято по экономическим, а не по партийным или личным соображениям. Да и из 3000 претендентов несколько человек погоды явно не сделают и настроений директорского паразитизма не устранят.
Об этом же говорят и цифры. Около 95 млн. грн., по данным на вечер вторника, перечислили в Пенсионный фонд руководители предприятий-должников, принявших участие в заседании правительства по вопросам погашения задолженности перед государством на минувшей неделе. Из этой суммы «живыми деньгами» на счета Пенсионного фонда поступило не более 23 млн. грн.
Считается, что из долговой пропасти есть всего три выхода: взять новые кредиты, девальвировать валюту, заморозить выплаты по старым долгам. Первый вариант, похоже, не срабатывает. В запасе еще два. А как же выбивание долгов, спросит дотошный читатель? А никак...
Выпуск газеты №:
№156, (1998)Section
Подробности