Размышления у парадного портрета

Интеровские «Подробности» решили воссоздать масштаб личности главы державы на фоне широкой исторической перспективы. То бишь в контексте постсоветского пространства, с его разнообразием живучих мифов о демократической вершине. Пожалуй, наиболее уместным сравнением для такого выбора может быть добротный, мастеровитый портрет эпохи раннего итальянского Возрождения. Притом групповой, когда среди магнатов, затейливо расположившихся в тени фантастических палаццо под апельсиновыми рощами — выбирается и выделяется один, исполненный «скромного обаяния». В эту стильную идиллию ренессанса вкралась ирония постмодерна. Вкралась «предательскими» сюжетами о безысходных буднях и невзрачной повседневности нашей страны. О чем и поведала ведущая «Подробностей» Марина Остапенко (почему-то скороговоркой и опасливо улыбаясь), пожелав юбиляру в будущем иных, более оптимистичных тем из жизни ведомого им народа.
В «Вістях тижня» Миколы Канишевского (ICTV) как и в интеровских «Подробностях» поздравление Президенту было завершающим сюжетом. А его создателем, по элегантному замыслу Канишевского, стал автор книги о Леониде Даниловиче — Юрий Луканов. Он выбрал тип портрета, в котором главное — путь, пройденный героем. Собственно, драматизм здесь подразумевался рембрандтовский (см. «Возвращение блудного сына»), а насыщенность действия — рубенсовская (монументальность полотен из жизни венценосных особ). Правда о гуще народной жизни, в которой живет наш Президент, здесь соседствовала с кадрами щемящего одиночества и заброшенности отдельных сограждан приблизительно того же пенсионного возраста. Отчего уже не ирония, а сарказм звучал в монтаже тем и фотоматериалов.
Чего не скажешь о «7 днях» Вадима Долганова (УТ-1), посвятивших юбиляру 20-минутный пролог программы. С доходящим до экстаза пиететом были использованы «в мирных целях» и ретроспектива архивных материалов, и эксклюзивное интервью с одиозной дачи в Форосе, и не менее одиозное прямое включение в поздравительные поцелуи прибывающих в гости первых лиц, и авторские восторги от их символических подарков. И даже отчет о подписанных непосредственно на даче президентских указах. Апофеозом же стала фраза господина Долганова о международном значении этого празднества и репортаж с Крещатика, где строители мудро вспомнили еще одно удивительное совпадение: 9 августа — день рождения мэра Киева господина Омельченко и день строителя. Чем не египетские фрески — с каноническим коленопреклонением и воздеванием рук к солнцеликому фараону и его приближенным? И следующий после праздничных реляций сюжет о счастливых колхозниках Житомирщины, логично указывающий на место народа в иерархической перспективе.
Однако наиболее емко и лаконично сущность президентского телеюбилея воплотилась в коротком клипе «Студии «1+1», запущенном в рамках акции «Нас 52 миллиона». Изначально запрограммированный как идеологический, этот проект воплощал общественную идеологию нового типа. Так сказать, гражданский оптимизм с человеческим лицом. И именно по контрасту с человеческими лицами на любительских снимках этих 52-х миллионов, по контрасту с читаемыми в этих лицах судьбами, галерея паркетно-плакатных фотопортретов первого лица прозвучала пощечиной не только безупречному вкусу уважаемой студии.
Впрочем, сам по себе выбор парадного портрета для чествования высокого юбиляра эстетически — вне подозрений. И этот жанр знает правду о властелинах, вспомним Веласкеса и Гойю. Этически же непрошибаемая официозность, избранная телевизионщиками не зависимо от их политических предпочтений, оскорбительна и унизительна для чести и достоинства лица любого ранга, оказавшегося перед телеэкраном в эти величальные дни. Оскорбительна топорным подобострастием, и профессиональным бесстыдством, позволяющим смешивать праведное с грешным.
В сущности, для нашего телевидения и для общества в целом первое празднование юбилея действующего Президента страны — это еще один опыт независимости. Еще один горький опыт.
Выпуск газеты №:
№154, (1998)Section
Медиа