Почем нынче «зайцы»
«Льготники» и безбилетные пассажиры ставят на колени общественный транспорт«МЫ ШТРАФУЕМ ТОЛЬКО ОДНОГО ИЗ 15 «ЗАЙЦЕВ»
Троллейбусники, чтобы дать пассажирам побольше возможностей обилетиться, ввели три системы оплаты: в киосках, у кондукторов и водителей. Но изворотливый пассажир истолковал и это по-своему: кондуктору можно сказать, что талон уже куплен в киоске, а если же кондуктора нет — сказать (контролеру), что ждал-высматривал кассира всю дорогу... Практика показывает: нельзя нашему пассажиру давать такую свободу выбора, нельзя! Должна быть единая система оплаты, как везде в цивилизованном мире. Пассажир не должен ждать, когда к нему придет кондуктор, а подходить к нему сам — раз не смог заранее приобрести талон в киоске. Он обязан предварительно обеспечить свой будущий проезд, точно так же, как и в поезде.
Положение с безбилетными проездами уже перешло в ранг стихийного бедствия, настоящего нашествия «зайцев», которого городской транспорт не выдерживает.
— Мы штрафуем только одного из 15 задержанных безбилетников, — констатировал
начальник отдела контроля государственного коммунального предприятия «Киевэнерготранс»
Ким Гольдман. — За полугодие оштрафовали приблизительно семь тысяч человек
на сумму 300 тысяч гривен. Но эта статистика касается только выявленных
безбилетников...
Но это еще не все. Есть и льготники.
УЗАКОНЕННЫЙ «БЕСПРЕДЕЛ»
— У нас более 40 процентов населения ездит по всевозможным удостоверениям, дающим право на бесплатный проезд, — разводит руками Ким Менделевич.
А в Киевском городском территориально-производственном объединении «Автотранспорт» подсчитали, что среди пассажиров автобусов более 50% — льготники. Во что это выливается?
— 4 миллиона 408 тысяч гривен ежемесячно(!) теряют автобусные предприятия города от перевоза льготных категорий населения, — подытожила начальник финансово-экономического отдела КГТПО «Автотранспорт» Людмила Парахнюк. В этой цифре 28 не закупленных автобусов типа «ЛАЗ».
На сегодняшний день в Украине пользуются льготами на бесплатный проезд 27(!) категорий граждан в городском электротранспорте и 33 — в автобусах. (Это — после того, как девять категорий были упразднены. — Авт.). Всевозможными законами и постановлениями на городской транспорт возложена обязанность перевозить за свой счет пенсионеров, инвалидов, ветеранов, а также работников милиции, прокуроров и следователей, их заместителей и помощников, сотрудников Службы безопасности, ответственных работников Управления государственной охраны, народных депутатов и кандидатов в депутаты. Сам собой напрашивается вывод, что большинство льготных категорий составляют люди, способные за себя заплатить, либо их «серьезные» организации вполне могут приобрести им проездные документы.
— Так оно и должно быть. А то ведь уже до абсурда дошло, — продолжает господин Гольдман. — К примеру, льготами на бесплатный проезд пользуется и личный состав государственной пожарной охраны «во время исполнения служебных обязанностей»... Кто-нибудь видел спешащего на пожар человека с брандспойтом именно в троллейбусе?
Безбилетный проезд разрешен патронажным сестрам городского Общества Красного Креста, главврачи поликлиник начали выписывать удостоверения и участковым врачам, медсестрам. Как признались в тех же «Киевэлектротрансе» и «Автотранспорте», лишь «Союз Чернобыль» более-менее регулярно перечисляет деньги за своих льготников да Киевская городская госадминистрация выделяет деньги для приобретения бензина и дизтоплива. Где уж тут говорить об обновлении подвижного состава! Те трамваи, троллейбусы и автобусы, которые выходят на маршруты, в большинстве своем «живы» благодаря добросовестности ремонтных служб — и только. Поэтому транспортники категорически выступают за отмену всех льгот без исключения. Проводить денежную компенсацию для социально незащищенных граждан должны соответствующие собесовские подразделения, уверены они. Каждый должен выполнять свои обязанности, а не быть «меценатом за чужой счет».
ЧТО ЖЕ ВСЕ-ТАКИ ДЕЛАТЬ С «ЗАЙЦАМИ»?
Бывалые контролеры вспоминают, что «зайцы» были и раньше, — когда еще проезд стоил 5 копеек и зарплату всем работающим платили чинно. Это просто когорта людей такая — все бы им хитрить за чужой счет. Сейчас для ее процветания существует благоприятная почва в урон действительно нуждающимся.
«Это у нас только так можно, а вот в других странах...», — возмущались контролеры. А как «воюют» с «зайцами» в цивилизованных странах?
Ближе нам был бы опыт соседки Польши в ее недавние трудные времена. Как мы критически относились к их практике контроля на транспорте с помощью полицейских и овчарок! Это вскоре прошло, зато теперь их городской транспорт работает настолько четко и с таким уровнем обслуживания, что нам и не снилось. Отправление в 7.48, а затем в 7.59 (не в 8.00) — как вам такое нравится? А у них все о'кей: автобус именно без двенадцати и без минуты восемь и отойдет... К контролерам пассажиры относятся с трепетным уважением. Если кто и попался — выложит штраф за безбилетный проезд (само собой) да и за моральный ущерб контролеру заплатит. И — за простой транспорта дольше предусмотренного.
В цивилизованной Голландии контролеры имеют права полицейских и выходят на службу с... наручниками. Если кто вздумает опротестовать штраф — тут же «примкнут»к сиденью и отвезут «куда следует». Штраф «заяц» там заплатит такой, что в следующий раз предпочтет бежать впереди трамвая, нежели ехать в нем без билета.
Об этом контролеры из «Киевэлектротранса» слышали от голландских коллег, недавно приезжавших в Киев. Те еще сильно удивлялись, как это наши контролеры выходят работать совершенно неподготовленными. В Голландии контролер учится профессии целый год в специальной школе. И физически там его тоже готовят.
Нашим же «зайцам» подобное положение дел трудно объяснить по той простой причине, что нет механизма такого объяснения. Контролер имеет право только проверять проездные документы и взимать штраф. Если ему его дадут, конечно. В лучшем случае используют как «телефон доверия» и начнут нагружать собственными проблемами. В худшем... Да, нередки и синяки, увечья, и до больничной койки доходит.
Наших «зайцев» трогать нельзя. Объединившись, они превращаются в «волков», забывая, кто в салоне хозяин. Контролер же просто не имеет права «рукоприкладствовать». Даже в целях самозащиты. Для этого, дескать, есть милиция. Но где же она? Ее на транспорте как раз и нет, когда разгораются конфликты... Вот и возят трамваи-троллейбусы всю эту «заячью» братию даром. Получается, как у классика, — «За моє жито мене ж і бито...».
Выпуск газеты №:
№151, (1998)Section
Общество