Инвестиции в экономику Львовщины сократились
Несмотря на тяжелую ситуацию, в которой находится экономика Львовощины - даже в сравнении с другими регионами Украины - среди нерезидентов хватает желающих вкладывать деньги в предприятия области. Начиная с 1993 года, на Львовщине зарегистрировано иностранных инвестиций на сумму $52,3 млн. Больше зарубежных капиталовложений было осуществлено только в Киеве, Одесской, Днепропетровской, Донецкой областях и в Крыму. Самыми привлекательными для инвестирования на Львовщине были пищевая и легкая промышленность, внутренняя торговля и строительство. Желающих "помочь материально" машино- и приборостроению, медицинской и полиграфической отраслям, металлургии, предприятиям общественного питания и бытового обслуживания оказалось намного меньше.
Крупнейшими финансовыми донорами экономики Львовщины являются инвесторы из Голландии - $12,6 млн., Кипра - $10,7 млн., Польши - $5,3 млн. и Германии - $4,7 млн. В основном инвестиции привлекаются при создании предприятий с участием иностранного капитала. Сегодня на Львовщине насчитывается более тысячи таких СП, учредителями которых являются юридические и физические лица более, чем из 50 стран. Самыми активными в этом отношении являются бизнесмены из Польши, ФРГ, США и России. Руководство области позитивной тенденцией считает то, что больше всего инвестиций направлено именно в производственные отрасли. В частности, в украинско-кипрское СП "Р. Дж. Рейнолдс Тобакко Львов" - $9,6 млн. (табачные изделия), украинско-нидерландское СП "ККА Колос" -$8 млн. (безалкогольные напитки), "Украинско-нидерландские агропроекты" - $2,9 млн. (выращивание агропродукции), украинско-английское "Плодоконсервный завод "Галичина" - $1,6 млн. (безалкогольные напитки).
Однако раскладка поступлений инвестиций за четыре последних года показывает, что в 1996 году на Львовщину поступило вдвое меньше средств, чем в 1995-ом ($10,8 млн. против 20). Возможно, именно поэтому руководство области считает объем привлеченных инвестиций недостаточным. Объективная потребность Львовщины в иностранных средствах определена в $1 млрд.
Важным перспективным источником поступления денег в область считается стратегия, утвержденная постановлением Кабинета Министров "Концепции создания специальных (свободных) экономических зон в Украине". Львовская область признана регионом, где целесообразно формировать специальные экономические зоны (СЭЗ) разных типов. Областной совет уже проработал материалы, касающиеся создания специальной комплексной транспортно-торговой зоны в Мостиском районе, СЭЗ "Яворив" и "Жовква", СЭЗ стимулирования инвестиций в объекты медецины, рекреации и туристического бизнеса в горных районах Львовщины, научно-технической зоны (научно-исследовательские учреждения, Западный научный центр НАН Украины и вузы Львова).
Во Львове убеждены, что законодательное утверждение и реализация проектов специальных зон в Мостисках, Яворове и Жовкве позволит надлежащим образом использовать близость к границе. Реализацию этих трех проектов планируется осуществлять в три этапа, которые предусматривают сначала создать транспортно-складской комплекс "Франко-транс "Рава-Русская" и автопорт "Рава-Русская", потом - международный автомобильный пункт пропуска "Краковец" в комплексе с автопортом "Краковец" и реализацию проекта строительства международной автомагистрали Берлин-Львов-Киев. А уже после этого - внешнеторговый комплекс в Мостисках, сооружение колеи европейского стандарта на участке "Госграница - Львов" в комплексе с соответствующими объектами инфраструктуры, открытия беспошлинных и внешнеторговых зон на территории автопортов.
Завершится создание комплексных СЭЗ в приграничных районах Львовской области распространением специального режима на другие проекты в соответственно обозначенных сферах.
Очевидно, руководство Львовской области стремится остановить процесс уменьшения поступлений в экономику области, предлагая потенциальным инвесторам "сделать деньги" на выгодном географическом положении области, совмещенном с перспективой создания СЭЗ. Возможно, определенный смысл в этом есть.
Выпуск газеты №:
№21, (1997)Section
Економіка