Внешнеполитический акцент
Константин ГРИЩЕНКО: Мы должны жестко отстаивать свои интересы в отношениях со всеми международными факторами![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19961219/4223-3-1.jpg)
22 декабря в этом году отечественная дипломатическая служба официально уже в третий раз будет отмечать свой профессиональный праздник. По случаю 90-й годовщины создания украинской дипломатической службы 28 ноября нынешнего года Президент Украины Виктор ЮЩЕНКО издал Указ «О праздновании 90-й годовщины украинской дипломатической службы». Какими были главные достижения Украины на внешней арене, начиная от создания дипломатической службы, и до украинской дипломатической службы наших дней? Какие задачи стоят перед дипломатией в ближайшей перспективе и как продвигается украинское государство на пути европейской и евроатлантической интеграции? Об этом «Дню» рассказал в эксклюзивном интервью Константин ГРИЩЕНКО, который занимал должность министра иностранных дел Украины со 2 сентября 2003 года по 3 февраля 2005 года и до недавнего времени был советником экс- премьер-министра Украины Виктора Януковича.
— Константин Иванович, назовите несколько примеров самых выдающихся достижений либо провалов украинской дипломатии за 90 лет?
— На мой взгляд, самым интересным, и в то же время самым удачным этапом развития украинской дипломатии был период становления украинской независимости начала 1990-х годов прошлого столетия. В условиях, когда Украина была вынуждена трансформировать структуры провинциального администрирования в полноценные институты государственности, удалось быстро и консолидированно выработать собственную позицию по вопросам, которые имели принципиальное значение для наших национальных интересов. Именно на месте тогдашнего, по существу, декоративного МИД УССР, на протяжении месяцев была построена дееспособная дипломатическая служба Украины, которая с первых дней заработала как команда единомышленников. Тогда же, в ходе собственного мобилизационного формирования, эта команда обеспечила разрешение проблемы мирового признания Украины, ее территориальной целостности в существующих границах. В то же время был заложен фундамент отношений стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией, был начат предметный, результативный диалог с ЕС и НАТО. В этот период удалось обеспечить мирным способом процесс «развода» с другими правопреемниками бывшего СССР и распределение его наследия. Это было далеко не простым делом, ведь нам настойчиво, а иногда и очень жестко предлагали и общие вооруженные силы, и общую ядерную доктрину, и еще много того, что прямо противоречило сути независимости, к которой стремилась политическая воля украинского народа. Эти усилия нашей дипломатии можно по-настоящему оценить, если вспомнить, как аналогичные процессы синхронно проходили в бывшей Югославии. В общем, учитывая дефицит опытных кадров, ограниченность ресурсов и катастрофический лимит времени, которые сопровождали этот успех, а главное — вес вопроса: «быть или не быть», убежден — эта золотая страница истории украинской дипломатии еще долгое время будет оставаться наиболее выдающейся.
А что касается неудач, то, по моему мнению, к ним можно отнести неумение украинской дипломатии в 1918—1919 годах обеспечить поддержку идеи независимости Украины со стороны ведущих мировых государств, которые победили в Первой мировой войне. Именно это стало одним из главных факторов провала первой попытки обрести государственность Украины в ХХ столетии. Провала, вследствие которого украинцы получили трагедию Голодомора, истребление украинской интеллигенции и духовенства, переселение целых народов в Сибирь, хищническое разграбление природных ресурсов (в первую очередь — украинского газа), «плановую экономику» и принудительную русификацию, — одним словом, все то, что и до сих пор требуют от нас любой ценой в процессе перехода к современной жизни коренной Европейской нации.
— Также хотелось бы услышать вашу оценку деятельности украинской дипломатии за нынешний год: какие были достижения и провалы за это время?
— Мне сложно говорить как о достижениях, так и о неудачных шагах украинской дипломатии именно в этом году. Это объясняется тем, что, к сожалению, от украинской дипломатии сегодня не так уже много зависит в обеспечении проведения эффективной внешней политики. Для того, чтобы она появилась, в первую очередь, следует возобновить систему принятия согласованных решений в сфере внешней политики, которые бы опирались на широкую поддержку в обществе. Министерство иностранных дел может и должно разрабатывать инициативы и вносить их на рассмотрение Президента, правительства и парламента нашего государства. Но реализовать их украинская дипломатия может только при условии совместной слаженной деятельности по стратегическим направлениям опять же Президента, правительства и правящей коалиции Верховной Рады, на которую последний опирается в парламенте. Пока такой механизм не будет отработан, надеяться на эффективную внешнюю политику и результативность украинской дипломатии не приходится.
— Какие первоочередные задачи, на ваш взгляд, стоят перед украинскими дипломатами на следующий год или ближайшие годы?
— Это, очевидно, завершение всех необходимых процедур для введения Украины к Мировую Организацию Торговли, наступательная позиция на переговорах с ЕС относительно заключения нового усиленного соглашения с Евросоюзом, достижение реального прогресса на переговорах относительно делимитации государственной границы с РФ в акваториях Азовского моря и Керченского пролива. Для этого, опять-таки, необходимо восстановить доверие к способности украинской политической системы обеспечить внутри страны соблюдение взятых на себя международных обязательств и неуклонное проведение согласованной внешней политики.
— Как вы оцениваете достижение украинской дипломатии на пути интеграции в НАТО? В силах ли Украина получить MAP в следующем году на саммите Альянса в Бухаресте и насколько это важно для нашей страны?
— После стремительного падения уровня общественной поддержки вступления Украины в НАТО в 2005— 2006 годах, сегодня перед Украиной, в первую очередь, стоит задача расширения возможности для всех граждан Украины получить объективную информацию относительно преимуществ и рисков, связанных с членством в Альянсе. В демократическом государстве — а именно такой мы строим Украину — решения такого веса должны приниматься при условии четко выраженной и сознательной поддержки подавляющего большинства ее граждан. Уверен, что именно это является главной задачей, которая стоит сегодня перед нами.
— Как вы оцениваете достижения украинской дипломатии на пути продвижения нашей страны в ЕС? Способен ли Киев действовать с Брюсселем на основах взаимности?
— Украинская дипломатия делала все возможное в течение всего периода независимости для того, чтобы приблизить достижение нашей стратегической цели — полноправного членства в Европейском Союзе. Не всегда нам удавалось вести этот диалог на равных. В качестве примера — ситуация с визами. Мы это хорошо ощущаем каждый на себе, когда приходим в посольства стран Евросоюза за визами. Здесь мы стоим в огромных очередях и платим немалые сборы, а граждане стран ЕС посещают Украину вообще без виз. Может украинский гражданин считать это нашим дипломатическим успехом? Очевидно — нет. И здесь вряд ли можно говорить о каких-то принципах взаимности. По-видимому, для всех должно быть очевидным — мы должны жестко отстаивать свои интересы в отношениях со всеми международными факторами, в том числе, и с Европейским Союзом. Для этого немало усилий прилагает украинская дипломатия. Но на самом деле, для того чтобы Украина стала членом ЕС, в Брюсселе и других европейских столицах должны как можно быстрее осознать собственную объективную заинтересованность в нашем полноценном присоединении к Евросоюзу. Ведь в современном мире, где объединенной Европе приходится конкурировать уже не только с США и Японией, но и с новыми экономическими гигантами — Китаем, Индией, той же Россией (а в будущем этот круг обязательно будет расширяться), без Украины Европа вряд ли сможет сохранить свои позиции в мире.
— Удастся ли Украине выстроить отношения с Россией на принципах взаимосогласия и взаимоуважения?
— За годы независимости Украина не раз доказывала, что мы можем вести диалог с Россией на принципах и взаимосогласия, и взаимоуважения, и, в то же время, надежно защищать свои интересы. Все зависит от того, насколько наши действия основываются на мотивации стратегической перспективы, насколько профессиональными являются действия с нашей стороны. В конечном итоге, именно в таком качестве наших двухсторонних отношений заинтересованы все те, кто руководствуется, на самом деле, национальными, а не своими собственными — или узкопартийными, или амбициозными — соображениями. Отношения с Россией слишком важны, чтобы они были заложниками эпатажных жестов и инфантильных эмоций.
Выпуск газеты №:
№223, (1996)Section
День Планеты