Почта — за возобновление миллионных подписных тиражей
Сергей СКЛЯРЕНКО: Если вам не вовремя приносят газеты, звоните по телефону 175, и мы все решим!![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19961202/4219-5-2.jpg)
На работу почты в Украине почему-то принято жаловаться. Мол, и письма, бывает, не доходят, и газеты приносят не вовремя, и очереди в отделениях невероятные. Одним словом, никакого сервиса... Впрочем, за последние годы, даже несмотря на нехватку финансов, Укрпочта смогла не только нормализовать свои традиционные услуги, но и ввести новые. Отныне и сотрудники почты действуют по рыночным принципам конкуренции и спроса, потому и сервис свой налаживают, констатируют «Дню» в Киевской городской дирекции Укрпочты. Что именно подсказал рынок столичным и всеукраинским почтовикам, а также входит ли в эти принципы образцовая доставка газет подписчикам, «День» спрашивал ее директора — Сергея СКЛЯРЕНКО.
— Укрпочта в этом году, даже несмотря на кризис, пыталась развивать новые виды услуг. Это, в частности, «электронная очередь» на Главпочтамте, «собственная марка» и тому подобное. Каковы результаты их работы? Оправдали ли они надежды Укрпочты?
— Да, несмотря на кризисные тенденции, Укропочтой вводились новые услуги. Например, срочный перевод — когда человек отправляет деньги, информирует своего адресата о кодовом числе, с которым он может прийти в любое почтовое отделение на территории Украины и получить свой перевод.
Еще одна услуга — электронное сообщение. Это своеобразный аналог телеграммы. У Укртелекома есть некоторые трудности в обеспечении реализации этой услуги, поэтому с электронным сообщением на рынок выходит почта. У нас более высокий потенциал по доставке. Сейчас услуга начинает вводиться в сети Укрпочты.
Что касается введения электронной очереди (компьютеризованной системы с информационными табло), то она уже работает более десяти месяцев. Эта новинка была направлена на повышение эффективности обслуживания клиентов. И на сегодня наш киевский операционный зал, в котором действует 35 операционных окон, за сутки обслуживает около 2,5 тысячи посетителей.
То есть электронная очередь выгодна клиентам, которым не нужно ходить и искать разные окна, и работникам почты — ведь дает возможность регулировать загруженность операторов — отслеживать количество предоставленных им услуг для расчета его зарплаты. Система выгодная, поэтому и развивается далее. Прежде всего — в помещениях почтамтов областных центров или отделений связи, где операционных окон больше десяти.
Собственная марка — это услуга еще прошлых лет. Она успешно предоставляется, получаем заказы из разных регионов. Спрос не спадает. Услуга дает стабильный доход, который для нас важен. Хотя могло бы быть еще больше, но мы, к сожалению, не можем провести масштабную рекламную кампанию на телевидении. Это дорого. Наш же рекламный бюджет очень ограничен, поэтому пытаемся рекламироваться в свадебных салонах, ЗАГСах и тому подобное.
— Какие другие новые тенденции внес «кризисный» 2009 год в работу почты? Сколько пенсионеров с коммерческих банков переориентировались на почту? Столичная почта в состоянии оперативно их обслуживать?
— В целом с планами на год мы справляемся. Хотя кризис, конечно, не обошел стороной и нас: несколько уменьшился спрос на наши услуги, в первую очередь — со стороны бюджетных организаций. Ведь действует постановление Кабинета Министров, предусматривающее уменьшение расходов бюджетных организаций на услуги связи на 30%. Хотя сейчас ситуация уже стабилизируется, и мы ждем восстановления спроса.
По линии Пенсионного фонда и социальных выплат киевской городской власти обслуживаются около 470 тысяч пенсионеров. Когда вследствие кризиса некоторые банки не осуществляли выплаты, Пенсионный фонд принудительно перевел около 20 тысяч пенсионеров на обслуживание на почте. Как ведут себя новые пенсионеры — мне сложно судить... Но мы способны обслуживать и больше. Проблем в этом вопросе нет: система налажена, финансирование обеспечивается.
— А как идут дела у «единого билета»? Выгодна ли почте эта программа и можно ли будет в следующем году купить, например, железнодорожные билеты в почтовых отделениях?
— Да, конечно. Они и сейчас продаются, и в следующем году будут.
Услуга расширяется, ведь пользуется спросом. Больше всего пользователей ею, конечно, в селе. Технология работает, деньги идут, и почте это выгодно.
Что касается Киева, то, несмотря на то, что есть вокзал, станции, кассы предварительной продажи, на почту за железнодорожными или авиационными билетами тоже обращаются.
Мы и далее расширяем услугу: скоро будем продавать билеты на автобусы. Сегодня соответствующая программа тестируется.
— Каковы результаты работы услуги курьерской доставки в столице в 2009 году и какие надежды на следующий? От этого вида услуг ждете шага вперед?
— В этом году расширена зона курьерской доставки. Если ранее курьерская служба работала только в пределах Киева и областных центров, а также между областными центрами, то теперь курьерская доставка дошла и до всех районных центров. Кроме того, расширен перечень услуг — введена доставка почтовых отправлений курьерами с послеоплатой, что особенно интересно для интернет-магазинов. Таким образом, идет дальнейшее расширение курьерской службы в системе Укрпочты. Кстати, все это происходит в условиях большой конкуренции на рынке. Поэтому мы постоянно совершенствуем свой сервис.
— От качества работы почты в большой степени зависит успех прессы, особенно ежедневной. На сегодня, к сожалению, существует много проблем со своевременной доставкой газет. Возможна ли в будущем доставка изданий по Киеву подписчику до 8:00 утра?
— В принципе — возможна, если так было в советские времена. Но для этого нужно было бы решить несколько проблем, не зависящих от почты. Ведь для того, чтобы доставить газету до восьми утра, нужно обеспечить явку работников на работу не позже 6:30 — чтобы принять, рассортировать газеты и тому подобное. Однако режим работы общественного транспорта не позволит выйти на работу в 6:30. На метро тоже везде не доедешь. Одна из основных проблем — транспортная.
Вторая проблема — подвоз почты, в том числе и периодических изданий, в отделение связи. Его нужно делать раньше. А для этого необходимо пересматривать графики движения, которые, в свою очередь, связаны со многими другими, независимыми от почты, процессами.
При большом желании это реальные вещи. Но мы, на самом деле, не чувствуем своеобразного давления на этот процесс со стороны подписчиков.
В советские времена подписные тиражи в Киеве достигали 5,5 миллиона экземпляров периодических изданий. По состоянию на 1 января 1991 года в Киеве было столько подписчиков. По состоянию же на 1 января 2009 года мы имели всего 720 тысяч выписанных изданий.
Да и доля розницы в области распространения прессы постоянно увеличивается. И даже если проанализировать наш 720-тысячный подписной тираж, то доля физических лиц составит до 15%.
— Если подписчику ежедневную газету приносят дважды в неделю по две-три газеты «в куче», иногда «потеряв» определенный номер, он может успешно исправить ситуацию? К сожалению, многие часто видят единственный выход — отказаться от подписки...
— Нужно звонить по телефону 175. Это справочная служба Киевской городской дирекции, где все это запишут и отреагируют — следующая доставка будет вовремя. Служба действует круглосуточно.
В других регионах действует справочная служба Укрпочты по телефону: 0 800 500 44 00.
Это наиболее эффективный способ. Не нужно звонить в отделение. Следует передать информацию центральной дирекции. Там все будет записано, принято во внимание и решено.
— Рассматриваете ли вы возможность определенного «шага навстречу» прессе, благодаря увеличению продаж изданий в почтовых отделениях?
— Сейчас мы распространяем в розницу 359 наименований периодических изданий. Из них 202 — газеты. Реализация — около 200 тысяч экземпляров в месяц. Но мы работаем над улучшением этой статистики, пытаемся увеличить реализацию. Для этого и почтальоны реализуют газеты в розницу, на доставочных участках при выплате пенсии и тому подобное. И площади для продажи газет в почтовых отделениях увеличиваем: из 167 отделений в 30 имеем отдельные мини-маркеты для реализации прессы. Но здесь все дело в спросе потребителей.
Хотя позитивная динамика в увеличении тиражей реализации в розницу есть. Это услуга, связанная с почтой, поэтому мы понимаем это и постоянно ее развиваем. Данная услуга вечная, мы никогда от нее не откажемся. Газеты мы будем продавать всегда, в отличие от других товаров.
— Когда путешествуешь по Украине (например, по карпатским селам) и не находишь магазина, часто можно сделать покупки на почте...
— Да, на почте иногда и консервы есть, и хлеб. Все зависит от спроса! Сейчас почта и в селе, и в городе работает по такому принципу.
Выпуск газеты №:
№219, (1996)Section
Экономика