Перейти к основному содержанию

Кровь Мумбая

01 декабря, 19:53
ФОТО РЕЙТЕР

Один из крупнейших городов Индии Мумбай (до 1995 г. — Бомбей) стал ареной ожесточенного сражения индийских сил безопасности и террористов. Одновременной атаке подверглись десять главных объектов города: железнодорожный вокзал, аэропорт, популярный кинотеатр, две больницы, судоверфь, бензоколонка и фешенебельные гостиницы — «Тадж-Махал», «Рамада», «Трайдент» и «Оберой». Две последние соединены переходом, поэтому в некоторых сообщениях они фигурировали как одна. С учетом погибших в отелях число жертв составило более 170 человек, среди них граждане Великобритании, Японии, Австралии, Германии, Венгрии и Испании, около 300 получили ранения.

Это не первый теракт в Мумбае. В августе 2003 г. в наиболее многолюдных районах города было приведено в действие четыре взрывных устройства. Погибли более 60-ти человек, травмы получили более 150-ти человек. В июле 2006 г. в вагонах пассажирских поездов, находящихся на различных железнодорожных станциях и линиях, почти одновременно сработало не менее семи взрывных устройств. Погибли около 200 человек, ранения получили более 700.

Мумбай (название города происходит от «Мумб», что в переводе означает «Мать Индии») не случайно становится объектом террористических атак. Это деловая и финансовая столица Индии, крупный порт. Это и крупный промышленный центр с расположенной в нем атомной электростанцией. Мумбай является главным центром индустрии развлечений. Большинство телевизионных и спутниковых сетей Индии расположены в этом городе. Кроме того, это центр киноиндустрии Индии, т.н. Болливуд, выпускающий в год кинофильмов не намного меньше, чем американский Голливуд.

Ответственность за теракт взяла на себя малоизвестная группировка Deccan Mujahideen. Одна из частей этой военизированной группы позвонила на индийское телевидение. Звонивший не только выдвигал условия освобождения заложников, но и жаловался на действия Индии в Кашмире — спорной области на крайнем севере Индийского субконтинента, которая граничит с Пакистаном на западе, Афганистаном — на севере, Китаем — на востоке. Исламабад и Пекин оспаривают права Индии, которая претендует на весь Кашмир. С территории пакистанской части Кашмира исламские фундаменталисты осуществляют рейды против индийских сил. Кстати, организация использует в своем названии наименование плоскогорья Декан на юге полуострова Индостан. Несмотря на этническую и конфессиональную пестроту местного населения, оно никогда не было замечено в поддержке экстремистов и сепаратистов.

Это дало основание многим обозревателям и экспертам считать, что за этой возможно мифической организацией стоит другая, гораздо более мощная и организованная. Уже через несколько часов после начала операции по освобождению заложников (а она в общей сложности продолжалась более 60-ти часов) появились сообщения, что вылазку боевиков осуществила пакистанская «Лашкар-э-тайба»: боевая группа исламских фундаменталистов, отстаивающих независимость Кашмира от Индии. Группировка неоднократно организовывала и осуществляла теракты в Индии, Кашмире и других странах. Представители властей в Мумбае утверждали, что боевики прибыли на моторных лодках из пакистанского города Карачи. Между собой они разговаривали на языках пенджаби и урду. Первый — самый распространенный, а второй является государственным языком в Пакистане. Но это может служить только косвенным доказательством, так как и в самой Индии более 25 млн. человек говорят на пенджаби и достаточно много — на урду.

Власти Индии обвинили в произошедшем «некоторые элементы в Пакистане». В обращении к нации премьер-министр Манмохан Сингх заявил, что Индия «не потерпит использования территории своих соседей для совершения нападений». Глава индийского МИД Пранаб Мукерджи указал на то, что доказательства причастности Исламабада пока «не могут быть преданы огласке», но заявил, что Пакистан должен ликвидировать инфраструктуру поддержки боевиков. В ответ Исламабад призвал индийские власти не делать поспешных выводов. «Категорически заявляю о непричастности Пакистана к печальным событиям в Мумбае. Нельзя, как прежде, обвинять нашу страну в терроризме. Эти обвинения могут свести на нет результаты процесса нормализации наших отношений с Индией»,— заявил министр обороны Пакистана Ахмед Мухтар. Пакистанские спецслужбы выразили готовность помочь соседям в расследовании событий в Мумбае. Пакистанский премьер Юсуф Реза Гилани согласился направить в Индию руководителя разведки генерал-лейтенанта Ахмеда Шуджу Пашу для обмена информацией в связи с терактами. Тем не менее проблем в отношениях между двумя странами стало гораздо больше. Пакистан привел в боевую готовность свои сухопутные войска и военно-воздушные силы. Как заявил представитель армейского командования, эти меры приняты в ответ на наращивание группировки индийских войск на пакистано-индийской границе.

Вполне возможно, что нынешнее пакистанское руководство к теракту в Мумбае не имеет прямого отношения. Как считает президент Института Ближнего Востока в Москве Евгений Сатановский, выдвигать претензии в адрес Пакистана — неоправданно. Группировки, которые действуют на индийской территории, весьма вероятно, действительно имеют свои корни в Пакистане, но они абсолютно не подконтрольны Исламабаду. Пакистан находится в состоянии абсолютной анархии, особенно в зоне племен (Северо-Западная пограничная провинция и Федеральная территория племен. — Авт.). Как пишет итальянская газета La Stampa, ISI, могущественная межведомственная разведка Пакистана, контролирует большую часть террористических организаций и, без сомнения, имеет влияние на «Лашкар-э-тайба», штаб-квартира которой находится в городе Лахор. Да и нынешние руководители Пакистана гораздо терпимее относятся к исламистам, чем президент Мушарафф.

В последнее время между двумя странами наметилась определенная разрядка. Новый пакистанский президент Зардари совершает шаги навстречу бывшим индийским врагам, заявляя, что Исламабад никогда первым не применит ядерное оружие против соседа. Всего несколько дней назад Индия и Пакистан подписали договор о сотрудничестве в сфере взаимной безопасности. Однако по обе стороны границы есть достаточно много сил, которые не хотели бы такого развития событий. В Индии растет критика политики правящей партии Индийский национальный конгресс, в том числе и в сфере безопасности. Многочисленные теракты и неспособность властей, как и в случае последнего в Мумбае, решительно и эффективно противостоять натиску боевиков усиливает общее недовольство. Индийские мусульмане недовольны своим положением. Хотя Индия — светское государство, основанное на принципах равенства всех религиозных общин, на практике мусульмане часто оказываются на обочине экономического бума. Они порой подвергаются дискриминации при приеме на государственную службу или притеснениям в сельской местности, из-за самой сложной проблемы — земельной. В памяти мусульман не изгладились и столкновения между двумя общинами в 2002 г. в штате Гуджарат. Тогда погибло не менее тысячи мусульман. В результате и создаются условия для вербовки молодежи в экстремистские группировки в самой Индии, имеющие связи за рубежом. Тем не менее, судя по размаху трагедии, маловероятно, что все это дело рук внутренней организации. Обозреватель газеты The Times of India Бачи Каркарая заметил, что трудно представить, что такую масштабную операцию осуществила индийская группировка. Получается, что 60—80 человек вышли на лодках из Гуджарата, замаскировались, пришвартовались в Мумбае — и никто об этом не знал? Это маловероятно.

Американские и европейские эксперты считают, что в мумбайских событиях явственно проявился след «Аль-Каиды». Об этом пишет лондонская газета The Times: «Западные разведки ожидали, что «Аль-Каида» устроит показательный теракт в критически важный период до инаугурации Барака Обамы. И несмотря на то, что ответственность за произошедшую в Мумбае серию терактов взяла другая группировка, британцы и американцы с легкостью узнают стиль главной международной террористической сети».

Международный терроризм перенес центр своих действий из западных стран, где действует достаточно жесткий режим безопасности, на территории более уязвимые, туда, где легче действовать. Дестабилизация в такой стране, как Индия, дает возможность расшатать международную обстановку в условиях развивающегося экономического кризиса. Во-первых, усиление напряженности между Индией и Пакистаном грозит перерасти в полномасштабный конфликт с втягиванием в него США и европейских стран, а также Китая. Тем самым дуга нестабильности растянется практически на все азиатские страны. Во-вторых, нестабильность в такой густонаселенной стране, как Индия, а затем и в Пакистане усилит миграционные процессы и вызовет общие перебои с поставками энергоносителей, что значительно затруднит выход из экономического кризиса и растянет этот процесс во времени. В такой обстановке экстремистам гораздо легче добиваться своих целей. Если теракт в Мумбае и не является полным повторением 11 сентября, все же мир снова стоит перед угрозой глобального террора. Такой вызов требует объединения усилий всех государств. Но пока о воссоздании антитеррористической коалиции ничего не слышно. Ждем новых терактов и большой крови?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать