Леонид КРАВЧУК: ...Элиту, которая себя скомпрометировала – прочь!
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19961029/4196-5-1.jpg)
На вопрос: «Почему она?» у Кравчука, который открыто, со сцены Майдана поддержал Тимошенко, есть масса «потому что».
На замечания многих наблюдателей, что, дескать, ему стоило бы оставаться в стороне, или, иными словами, быть над избирательной схваткой, у Леонида Макаровича тоже есть «железные» аргументы. Детально о них и не только — в интервью Леонида Кравчука.
— Леонид Макарович, ваш общий «диагноз» старта кампании, прежде всего, в смысле агитационного наполнения.
— Собственно говоря, если оценить по сути, то, как мне кажется, предельно много внимания уделяется внешним атрибутам. На мой взгляд, людей это может в определенной мере успокоить, дескать, как интересно, за нами наблюдают, различные советы дают и т.д. Словом, активно обсуждается наше избирательное масштабное начало.
Однако если говорить о содержании... Пока что не презентованы программы, не выдвинуты и лозунги, направленные на реализацию этих программ, так что, как вы говорите, общий диагноз поставить сложно.
В целом, внешний антураж пока что доминирует. Однако хочу заметить, что очень мало обвинений в адрес оппонентов было озвучено Юлией Владимировной Тимошенко на съезде выдвижения ее в президенты, где я принимал участие...
— Вы только акцентировали внимание на ответственности тех, кто баллотируется на пост главы государства. А вы как первый президент готовы нести ответственность за то, что со сцены Майдана агитируете за Юлию Тимошенко? И еще. Многие наблюдатели говорят, что все-таки вам лучше было бы оставаться арбитром, быть над схваткой, а не играть роль vip-агитатора. Именно так вас и называют сейчас многие печатные и интернет СМИ.
— Вы знаете, если бы в нашем государстве была возможность первому президенту или кому-либо вообще быть над схваткой и иметь доступ к СМИ, чтобы люди эту позицию услышали, был бы другой разговор. А у нас ведь за все надо платить. Поэтому достучаться до людей с такой, я бы сказал — никакой позиции, я не считаю возможным. Это первое. И второе — самое главное. Это не просто выборы очередного президента, это выборы пути Украины, нового курса, новой власти. Ключевое задание — избавиться от продажной политической элиты, полностью скомпрометировавшей себя.
Сложно... предельно сложно представить себе политическую элиту, которая продалась бизнесэлите и совершенно не беспокоится о народе, о государстве, об организации власти, наконец.
Убежден, что Юлия Тимошенко больше чем кто-либо из других претендентов в президенты способна навести порядок в Украине. А без порядка в государстве, без моральности, которая должна пронизывать политическую власть, что-то изменить в нашей стране невозможно. Мы должны мораль как таковую поставить в центр организации власти. Речь идет о морали в целом, и моральности лидеров вчастности. Я считаю, что у Тимошенко такая возможность есть, учитывая ее характер, волю, знания, опыт работы в кризисной (как политической, так и экономической) ситуации. Думаю, она способна возглавить движение с условным лозунгом: «Мораль — во власть, элиту, которая себе скомпрометировала — прочь!». Вот такой лозунг я бы предложил Юлии Владимировне.
— А хотели ли бы вы работать во власти с президентом Тимошенко?
— Нет, что вы. Единственное: я мог бы работать в президентском совете, (который действует во многих странах) и вместе с экс-президентами и премьерами помогал бы действующей власти словом, дельным советом. Это — единственное, на что я могу согласиться. Любая другая должность... Я вообще об этом, честное слово, даже и не думаю.
Другие люди поддерживают своих кандидатов с тем, чтобы после выборов получить какую-то должность, а я — единственный (и по возрасту, и по статусу), кто поддерживает определенного кандидата лишь потому, что верю — у Тимошенко есть такие качества и опыт, которые она может использовать на пользу Украине.
— Вы ранее сказали о морали. Это качество, к огромному, надо сказать, сожалению в остром дефиците у так называемой политэлиты. Но! Леонид Макарович, нравится кому-то или нет, но факт остается фактом: именно члены команды Юлии Владимировны являются фигурантами резонансных преступлений. Уверены, что премьер вынесла уроки, и готова к самоочищению?
— Да, это действительно факт. Но я уверен, что вы слышали заявления генпрокурора (а его сложно заподозрить в симпатиях к Тимошенко, он, как вы говорите, старается быть над схваткой) о том, что никаких доказательств, если брать наиболее громкое дело «Артека», нет. Есть только один арестант — отец детей и никто более.
Таким образом, у меня есть основания сегодня говорить о том, что это организованная политическая акция, направленная против конкретной политической силы. Так что, не соглашусь с вашей репликой о том, что Юлия Владимировна должна сейчас самоочиститься.
Но, отмечу отдельно: если эти факты будут доведены, безусловно, вне всякого сомнения, она должна лишиться этих людей. Вместе с тем, я не думаю, что премьер-министр должна отвечать за сексуальные извращения депутатов. Хотя, не исключаю, что попытки обвинить ее во всех грехах будут, хотя бы потому, что есть ну очень большое желание оппонентов.
— Давайте, (пока не завершено следствие) вынесем за скобки истории с убийством и растлением детей. Вы говорите о том, что эти выборы — это выборы нового курса, новой власти и так далее. Если говорить, скажем, о кадровой «новизне». Юлия Владимировна — активно боролась за свержение режима Кучмы. И что, Леонид Макарович, мы видим сегодня? Те, кого называют кучмистами, ныне все в окружении Юлии Владимировны. Тут уже вопрос последовательности. Зачем было сначала демонизировать тех, которых потом отбеливают получше всякого «Тайда»?
— Я никогда не говорил, что Юлия Владимировна работает безошибочно. Как и все, она допускает ошибки, а тем более — в условиях, когда в стране создан единый фронт против Тимошенко. И как в такой ситуации делать совершенные шаги, принимать безупречные решения? Это нереально.
Однако, возвращаясь к вашей критике, скажу следующее. Например, вопрос можно поставить так: большевики, с которыми я пришел к власти. По такой логике нужно было бы всех большевиков подвергнуть люстрации и не допускать их к власти независимой Украины. Но тогда стоит вопрос, во-первых, а кого можно привести к власти, во-вторых, все ли большевики были со знаком минус?
Я скажу так: если та генерация отошла, то сегодня к власти пришла дегенерация. Нас можно было обвинить во всем, но ни в коем случае не в недисциплинированности и непрофессионализме. Мы свое дело знали. А эти? Ни профессионализма, ни моральности не имеют, они имеют только одно перед глазами своими: деньги, деньги, деньги. Ах да, и власть, власть, и еще раз власть. Словом, шариковы на каждом шагу.
А если придет новый президент и скажет: «Всех, кто работал с Ющенко, — прочь»? Разве это правильная позиция? Нет, хотя бы потому, что у нас будут очередные 20 тысяч уволенных с работы. А они ведь не все плохие, а те, кто придет, может быть еще хуже.
— Хочу вернуться к юридическому старту (фактический, как известно, был задан еще с весны) избирательной президентской кампании, а конкретно — лозунгам, которые провозглашали так называемые кандидаты-тяжеловесы. Так вот, и Тимошенко, и Янукович в унисон говорят об экономике, о социальной политике. Но ведь этими вопросами занимается коалиция и правительство. Единственный рычаг Президента — вето. Это что, сознательная манипуляция общественным сознанием?
— Я согласен. Да, они, спекулируют, беря на вооружение позицию избирателя. В общественном сознании Президент является главной фигурой. А если кандидат в Президенты выйдет на трибуну и скажет: «Вы знаете, я иду в президенты, но я то не могу, и то тоже не могу». Что тогда сформируется в сознании избирателя? Избиратель подумает, а зачем нам вообще такой Президент, который ничего не может. Поэтому нельзя их обвинять. На самом деле, они чувствуют настроение людей. Так что тут вопрос состоит в социальном самосознании людей, настроениях, ментальности, наконец, сформированной еще при царях и большевиках.
Вообще, думаю, нам на этом аспекте не стоит акцентировать внимание. Внимание стоит сосредоточить на другом — а способен ли тот человек, который станет Президентом, провести политическую реформу и очистить свои ряды от аморальных людей и сформировать такую власть, в которой каждый будет функционально отвечать за свой сноп и молотить его. Именно это — ключевой момент.
Меня волнует одно: сила, характер, возможности нового президента изменить ситуацию в лучшую сторону. А все избирательные заявления... Я, например, смотрю на это спокойно, ведь любая избирательная кампания все равно не обойдется без популизма.
— О возможностях. Не знаю, отслеживали ли вы информацию в СМИ о том, что якобы два Виктора — Ющенко и Янукович — планируют еще до выборов президента перевести Юлию Тимошенко в статус и.о. премьера, чтобы серьезно ослабить ее президентские позиции...
— Я понял суть вопроса. Так вот, скажу вам в этой связи следующее: я возле кровати двух Викторов не стоял (и слава Богу), поэтому однозначно об этом судить сложно. Но я знаю одно: если этот сценарий реализуется, то это означает, что они абсолютно не уважают украинцев и Украину. Я не защищаю Тимошенко, но лишить в нынешних условиях страну исполнительной власти — это, мягко говоря, безответственная, если не сказать — антигосударственная позиция.
— Продолжая тему возможностей Президента и правительства. В правительстве ныне отсутствует три министра — обороны, финансов, транспорта и связи. Главу МОУ, как известно, подает на рассмотрение Верховной Рады Президент. Почему, как считаете, после того, как парламент 363 голосами «за» уволил Юрия Еханурова, Виктор Андреевич не предлагает новую кандидатуру (глава государства, напомним, заявил, что даст новый шанс господину Еханурову).
— По моим убеждениям, которым я, будучи Президентом, был верен на практике, в армии должны быть профессионалы. Украина не готова к таким своеобразным прыжкам от профессионала-военного к цивильному человеку, который, в общем-то, к делам военным не имеет никакого отношения.
Не надо этого делать! Эксперименты являются опасными вообще, а в военной сфере — опасные в кубе. Армия должна иметь постоянную боеготовность. Если ее нет, то и армия не нужна. Зачем она? Ради Формы? Это глупо.
Сегодня, например, читаю, что в президентском полку «дедовщина» полная, людей бьют и так далее, но никто на это не обращает внимания.
Моя позиция состоит в следующем. Первое. Никаких политических фигур в военном деле быть не может и быть не должно. Второе. Конечно, войско должно иметь оружие. Поэтому необходимо все силы приложить для того, чтобы военные были вооружены и накормлены. Если этого не может обеспечить верховный главнокомандующий, то он не есть верховным главнокомандующим. И не надо ни на кого кивать и ни кого обвинять. У Президента есть все возможности.
Для начала надо прийти в Верховную Раду и доказать депутатам, что это крайне важный вопрос. Не стоит становиться в позу, дескать, я к ним не пойду потому-то и потому. Я, кстати, будучи президентом, ходил в парламент каждую неделю. Сидел, слушал, а когда надо было — выступал.
Кстати, даже в нынешних, непростых условиях у армии есть возможности. Например, использовать свои внутренние резервы. Посмотрите, сколько перипетий всегда вокруг земельных вопросов. Армии, конечно, не надо торговать землей. Надо передать эту землю и пускай ее реализуют на аукционах, а деньги направят на вооружение и содержание войска. То есть, искать нужно разные варианты.
— Но все-таки, почему, как вы считаете, Президент заявил о том, что хочет дать еще один шанс Юрию Еханурову?
— Это тактика не Президента, который хочет организовать армию, а тактика кандидата в президенты, который рассчитывает на помощь определенных сил. Не буду уточнять.
Я твердо уверен в том, что сейчас крайне необходимо привести в Министерство обороны профессионала. Человека, который всю жизнь провел в армии, который знает все военные законы и принципы и который разбирается даже в малейших деталях.
Такого человека воспримут и солдаты, и люди. Штаб, как говорится — отдельно, политический руководитель войска — отдельно. У нас, кстати, есть политический руководитель армии — Президент Украины, он верховный главнокомандующий. Зачем нам по три-четыре политических руководителя?
Выпуск газеты №:
№196, (1996)Section
Nota bene