Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Мечтатели с Грушевского

15 сентября, 19:31

Начало темы на 1-ой ПОЛОСЕ

Когда Юлия Владимировна после своего «лаконичного» выступления передала слово Богдану Данилишину, приблизительно одна треть зала потянулась к выходу. Министр Юрий Луценко тоже покинул президиум, чтобы выпить кофе.

— Вас не смущает, что бюджет будет приниматься постановлением правительства, — обратилась к нему корреспондент «Дня».

— Пусть это смущает Уманского (и. о. министра финансов. — Авт.), — отшутился Луценко.

— Верховная Рада точно не проголосует, — вступил в разговор Владимир Арьев. — Депутатам ведь в два раза урезают зарплату. За такое никогда не проголосуют.

— Да проголосуют, куда денутся, — заверил его Луценко и заказал три чашки кофе — себе, Арьеву и Донию.

Юлия Владимировна также надеется на лучшее. «Думаю, что мы сможем его принять, и воли в политикуме Украины все-таки хватит», — сказала она уже после всех выступлений, когда в присутствии представителей профсоюзов и общественных организаций подписала проект госбюджета-2010. Кроме премьера, свою подпись под проектом госбюджета поставил исполняющий обязанности министра финансов Игорь Уманский.

Теперь дело за малым — бюджет должен пройти через горнило Януковича.

Мы обратились к экспертам «Дня» с вопросом: «Насколько реалистичен предложенный «антикризисный» бюджет?»

КОММЕНТАРИИ

Владимир ДУБРОВСКИЙ, старший экономист Центра социально-экономических исследований «Case-Украина»:

— Хотя окончательного варианта бюджета еще нет, но к предложенному существуют определенные вопросы. Так, очень оптимистическим кажется показатель экономического роста. Что касается инфляции, то она вряд ли будет ниже, чем 12—13% по итогам 2010 года. В общем, экономический рост действительно возможен в номинальных цифрах на предусмотренном правительством уровне, но в реальном измерении он будет значительно меньшим.

В рамках подготовки бюджета-2010 важно позаботиться об уменьшении налогового и регуляторного давления на бизнес. На предприятиях необходимо оставить больше средств, чтобы они инвестировали их в свои производственные мощности. Таким образом, государство помогает не просто бизнесу, а и себе. Ведь бизнес выводит страну из кризиса, если зарабатывает деньги. Поэтому, на мой взгляд, в бюджете на 2010 год не следует повышать план по сбору налогов, а оставить его на уровне нынешнего года. Если государство пойдет навстречу бизнесу, то частные предприятия будут инвестировать и создавать рабочие места.

Мне импонирует мнение о предоставлении государственных инвестиций через бюджет, но при условии, что они пойдут, например, на развитие инфраструктуры. В то же время, зачем финансировать из Стабфонда в производственные мощности частных предприятий? Это задача частных владельцев этих предприятий, а не правительства. Что касается социального сектора, то власть должна индексировать социальные выплаты на величину показателя инфляции. Насколько это целесообразно делать в 2010 году? С одной стороны — да, ведь речь идет о незащищенных слоях населения. С другой, повышение минимальной зарплаты не может быть стопроцентно хорошим способом защиты для этих незащищенных слоев. Когда речь идет о бюджетных организациях, не забывайте, что они получают определенную фиксированную сумму и распределяют ее между своими сотрудниками. Т.е., когда растет «минималка», они переводят сотрудника на 0,75 ставки, чтобы платить ему ту же зарплату, а не увольнять. Для частного сектора повышение «минималки» не будет иметь позитивного эффекта. Наоборот, — это возвратит практику выплаты зарплаты в конвертах и увеличит численность безработных.

Виктор ЛИСИЦКИЙ, экономист:

— К проекту бюджета есть вопрос. Например, откуда возьмется доход от приватизации в размере 10 миллиардов гривен? Сегодня в мире инвестиционный спрос остается на низком уровне. Если Украина предложит определенные объекты для приватизации, то где гарантия, что их купят? Сейчас в значительной степени все налоговые поступления выполняют благодаря платежам бизнеса заранее. Как эта практика учтена в бюджете? По моему мнению, власти сегодня необходимо внимательно изучить предложения крупных предпринимателей относительно того, как улучшить условия их работы. Однако, идя на уступки, правительство должно требовать от бизнеса наращивания объемов производства. Не нужно двигаться только в одном направлении.

О реалистичности выполнения бюджета-2010 на основе таких макроэкономических показателей судить сложно. Любой бюджет в нынешних экономических реалиях можно очень легко обжаловать и присвоить ему оценку «нереальный». В мире и в Украине еще не произошла экономическая стабилизация. В моем понимании, стабилизация — это когда реальный сектор экономики в течение нескольких кварталов, а не двух-трех месяцев, уверенно будет наращивать производственные объемы. Причем наращивание объемов будет происходить не только в традиционных видах экономической деятельности. Как только появится такая тенденция, тогда можно оценивать тот или иной вариант бюджета на предмет реалистичности выполнения. Только при наличии стабильной экономической платформы, бюджетный процесс будет прогнозированным. Без этого ни один бюджет не может получить реалистическую оценку.

Александр РЯБЧЕНКО, экономист:

— У нас экономические показатели в 2009 году настолько чувствительные, что было бы странно, если бы 2010 год не стал годом экономического роста. Думаю, что выполнение бюджета в представленном правительством формате реалистично. Большинство заложенных макроэкономических показателей реальные, в частности, экономический рост и промышленный рост. По поводу инфляции, конечно, существуют определенные опасения. Ведь ссуды (внешние и внутренние), как главный ресурс для покрытия дефицита бюджета, будут существовать и в 2010 году. И они будут двигать показатель инфляции вверх. Я был бы рад, если бы инфляция по итогам 2010 года остановилась на отметке ниже чем 12%.

И хотя этот бюджет реалистический, но, думаю, что он будет временным. Окончательно бюджетная картина станет понятной только после выборов президента Украины. Только после выборов новый глава государства вместе с парламентариями сможет провести окончательный вариант бюджета. Чтобы главный финансовый документ страны принес экономике максимум пользы, правительство должно сегодня разумно решить проблему финансового займа. Одолженные деньги должны работать на развитие экономики, а не служить для покрытия бюджетного дефицита. Они должны создавать добавленную стоимость, из которой и будут возвращаться кредиторам. Когда ее нет, кредиты возвращаются из госказны за счет недофинансирования определенных социальных программ. Если в 2010 году при достаточно больших объемах займа сохранится нынешняя тенденция по использованию ссуд для покрытия дефицита бюджета, то 2011 год будет очень сложным для Украины.

Валерий НОВИЦКИЙ, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины:

— Главная проблема всех украинских бюджетов в том, что они направлены только на латание текущих дыр. Ни один бюджет не направлен на финансирование научно-технических программ, которые способствуют формированию информационной экономики. У нас наука, социальная сфера финансируются по остаточному принципу. А именно эти показатели определяют экономическое развитие любой страны. На мой взгляд, сегодня главный вопрос заключается не в том, как улучшить бюджет. Наступило время менять подходы к развитию, собственно, экономики Украины и на новой основе конструировать бюджет. Например, социальные расходы правительства могут быть разными: либо раздавать гречку перед выборами, либо воплощать программы по воспитанию высококлассных специалистов в перспективных дисциплинах. Сегодня много говорят о развитии угольного сектора, о миллионных вливаниях в него государства. А почему не ставят вопрос о направлении в эти регионы денег для формирования инновационных производств, которые позволят новому поколению работать не только в шахтах? Проблема Украины заключается в том, что она до сих пор ориентируется на простое технологическое копирование в тех отраслях, от которых постепенно отказываются ведущие страны мира. Мировые лидеры-государства выбирают путь активного технологического развития, ведь для них важен не столько показатель ВВП, сколько увеличение в нем информационной вместимости. Украина должна учитывать мировые тенденции и внедрять их у себя, в том числе, при помощи бюджетного финансирования разнообразных инновационных программ.

Владимир СТУС, руководитель группы аналитики и прогнозирования Центра стратегических инициатив:

— Бюджет — это возможность планировать управление прогнозированной экономикой. В Украине и мире нынешняя экономическая ситуация не позволяет говорить о четкой прогнозируемости и, соответственно, планировании. Поэтому бюджет-2010 будет выполняться в ручном режиме, и все изменения будут вноситься в него по факту задним числом.

По моему мнению, улучшить бюджет-2010 можно многими пунктами. Но я приведу несколько примеров, которые могут помочь наполнить бюджетную казну и решить проблему с избыточным дефицитом бюджета. Во-первых, можно запустить прогрессивную шкалу налогообложения доходов, а не повышать налоговое давление на малый и средний бизнес, 40% которого уже и так обанкротилось. Во-вторых, неужели так тяжело внедрить налоговую ставку на дивиденды в особо крупных размерах, ввести налог на наследство для большого бизнеса, пристальнее следить за вывозом капитала в офшорные зоны? Так, США и европейские страны «давят» на налоговые зоны и налоговый рай — и деньги возвращаются. А Украина почему-то не обращает внимание на этот рычаг. На самом деле, внутренних источников бюджетного наполнения множество, но их никто не принимает во внимание. Лучше выкручивать руки бизнесу, одалживать, но не использовать свободные финансовые источники наполнения бюджета. Почему их не используют? Потому что доноры политпартий не заинтересованы в этом.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать