Перейти к основному содержанию

Ваан АРЦРУНИ: Сочетать политику и музыку невозможно

Творчество этого армянского маэстро выходит за стилевые рамки рок-музыки
03 сентября, 00:00
ВААН АРЦРУНИ / ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА МУЗЫКАНТА

Он успешно сочетает, на первый взгляд, несочетаемые направления: от классицизма до авангарда. Сотрудничая с симфоническим оркестром Армении, Арцруни представил вокально-инструментальный цикл «Комитас. Десять Откровений», написанный по мотивам стихов великого армянского композитора Комитаса — родоначальника современной армянской музыкальной традиции. Поскольку сегодня Армения переходит на Болонскую систему образования, пересматривается и подход к изучению музыки (сейчас ее изучают с четвертого по седьмой класс. Школьная программа состоит из национальной музыки, классиков рока, например, Beatlеs, современной рок-культуры. «Комитас. Десять Откровений» Арцруни также вошел в школьную программу).

Ваан Арцруни — потомок древней армянской династии Арцрунидов. Он родился в 1965 году в Ереване. Свою музыкальную карьеру он начал в юном возрасте, во время учебы в медицинском институте (его предки были медиками). Окончив вуз, он поступил в музыкальную консерваторию — музыка стала смыслом его жизни. За это время он овладел несколькими музыкальными жанрами, реализовал множество проектов. Один из них — прогрессивная армянская рок-группа Artsruni Project, с которой он добился международного успеха. Музыкант гастролировал во многих странах, записал семь альбомов, которые получили высокую оценку критиков. А за аранжировку и запись асирийских духовных песнопений композитор получил буллу и апостольское благословение Патриарха-Каталикоса Ассирийской Церкви Востока.

— Как часто вашу группу приглашают на фестивали?

— Мы много ездим с концертами в Европу, США. Впрочем, это чаще связано с армянской диаспорой, которая имеет свои культурные общества почти в каждой стране. Предложения участвовать в фестивалях были, особенно после выпуска наших двух дисков во Франции под лейблом Musea Records.

Армения далека от Европы, а чтобы принять участие в фестивале за границей, нужно урегулировать финансовые проблемы, которые практически не решаются. Поэтому мы и не проявляем активность. У вас, если музыкальный коллектив выезжает на фестиваль, ищется спонсор, или хотя бы заинтересуется министерство культуры, потому что это имидж страны, а у нас такого нет, государство вообще ни при чем...

— Привозят ли в Армению мировых знаменитостей наподобие Пола Маккартни?

— Да, привозят, но преимущественно это джазовая и академическая музыка. У нас был Чик Кореа, джазовый состав Earth, Wind and Fire; NY voiсes и многие другие. Прошел грандиозный концерт Ал Ди Меолы на площади Республики. В советские времена через связи с диаспорой Армения была мостом между Западом и СССР. Скажем, как только выпускался «Белый альбом» Beatles, через неделю он появлялся в Ереване. Интерес к рок-музыке здесь был тотальным, даже в дворовой среде было хорошим тоном иметь пластинку Deep Purple или Led Zeppelin. За последние 20 лет этот интерес свелся к нулю, потому что целое поколение рок-музыкантов покинуло страну, а они должны были бы сформировать соответствующую культурную среду. Нынешним профессиональным рок-музыкантам нужно начинать с чистого листа: успех за границей — это успех за границей, он не связан с армянскими культурными реалиями, здесь часто люди не в курсе, что там происходит.

— Предлагали ли вам заниматься политикой?

— У нас был период, когда невозможно было быть вне политики, потому что страна пребывала в состоянии войны. После распада «совка» для Армении наступили тяжелые времена: землетрясение, война с соседней республикой (Азербайджаном). Все мужчины служили, я был два года офицером армянской армии. Но становиться народным депутатом не хочу. Прежде всего, этим нужно хотеть заниматься, но для меня сочетать политику и музыку — невозможно. Некоторые мои коллеги-артисты участвуют в предвыборных кампаниях, а я нет.

— Кроме академического музыкального образования, вы получили образование врача, что побуждало избрать медицинскую специальность?

— Диплом врача — соблюдение семейной традиции. Мой прадед — один из основателей ереванского мединститута, я обязательно должен был пойти по этой дороге. Но когда положил диплом (медика) на стол, спросил у родителей: «Теперь я могу заниматься тем, чем хочу?». Мне ответили: «Да», и я спокойно поступил в консерваторию. То есть мои предпочтения всегда были на стороне музыки. Пока я занимался медициной, музыка была моим хобби, потом стала профессией, а сейчас это — моя жизнь.

— Скажите, почему в Армении не принято играть в подземках и на улице?

— А вы были в наших подземках? Если вы туда зайдете, вам не захочется играть. На улицах не принято играть — такая традиция. На площади Республики время от времени проводят какие-то концерты, даже выступают рок-группы, но утверждать, что это добрая городская традиция, как, скажем, на Арбате в Москве или в Киеве на майдане Незалежности, нельзя. Пока что. В Армении рок-клубы, где проходят концерты, появились недавно, самому старому — пять лет. То есть у нас все еще впереди. Те формы музыкального исполнения, которые существуют на Западе, обязательно должны прижиться в Армении, просто мы потеряли 15 лет: из-за войны, блокады, беспорядка. Были времена, когда электричество давали на два часа, то есть не разыграешься, особенно рок-музыкантам. Впрочем, в Союзе архитекторов проходили музыкальные вечера при свечах. Было очень холодно, мы сидели в шубах, но таким образом мы поддерживали этот «пульс», потому что не играть для публики — значит превратиться в квартирный коллектив.

— В одном из интервью вы образно отметили, что, в отличие от других музыкантов, находитесь «в другом купе другого вагона другого поезда, который едет в другом направлении». Куда вы направляетесь?

— Если посмотреть на общую палитру армянской музыки, она направлена на зрителя, в угоду слушательскому вкусу. Я этим не грешил и делал то, что интересно в первую очередь мне. Сказать, что представляю собой определенную тенденцию в музыкальной культуре, я не могу, потому что вся моя работа — это исключение из правил. Это хорошее исключение, но сказать, что есть определенное количество музыкальных коллективов, которые идут в том же направлении, что и я, не могу. То есть если я что-то новое начинаю, на мне оно и заканчивается.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать