«Украинский Орфей Америки»
Почему гражданина США Вирко Балея считают одной из ключевых фигур нашего культурного пространства 1990-х?В советские времена этнический украинец из Америки помогал реформировать киевскую музыкальную жизнь, продюсировал заграничные исполнения и записи произведений современных украинских композиторов. Балей является успешным деятелем американской музыкальной культуры в различном ее ответвлении — дирижирование симфоническим оркестром, концертно-исполнительская деятельность, музыкология, педагогика, — но и не менее продуктивным тружеником на ниве украинского музыкального искусства. Вы можете удивиться: Лас-Вегас и украинская музыка? Да-да, и ничего странного здесь нет. Потому что Вирко (Вирослав) Балей, которому исполнился 71 год, родился на Львовщине до начала Второй мировой войны. Его семья вынуждена была эмигрировать на Запад. Сначала они оказались в Германии, а потом — в США. Отец Вирко — Петр Балей (известный общественный деятель, политолог и публицист) — автор блестящего исследования о нашей недавней эпохе «Обезличенное общество. Марксизм: утопия в теории и террор в практике».
...В довоенные годы в Западной Украине (в условиях Польского государства) в сфере музыкального образования был осуществлен плодотворный эксперимент: развернута система музыкального воспитания под эгидой Высшего музыкального института им. Лысенко, которая в виде филиалов проводила активную творческую деятельность едва ли не во всех городах и городках региона. Ученики и соратники Людкевича и Барвинского, оказавшись в США, в 1950-х годах организовали УМИА — Украинский музыкальный институт Америки, который вот уже 50 лет продолжает плодотворно работать. Филиалы УМИ Америки (Нью-Йорк, Детройт, Филадельфия, Пасейк, Баффало...) можно сравнить с историческими филиалами ВМИ им. Лысенко — Львов, Стрый, Дрогобыч, Перемышль, Коломия, Станислав, Тернополь... Дело в том, что Вирко Балей начал заниматься музыкой в одной из школ УМИ. Там и получил качественные и полные основы «высокой» музыкальной культуры, в которой нашлось место и для родного украинского музыкального искусства, и для шедевров мировой классики. Это уже позже Балей, совершенствуясь, завершает музыкальное образование в других высших творческих учебных заведениях США (консерватория в Лос-Анджелесе), берет уроки по композиции, фортепиано и дирижерству у выдающихся педагогов (Р. Савицкий, Р. Левина, М.-Х. Регер, В. ван дер Берг и др.).
Нужно отметить, что Вирко Балея никогда не покидало чувство своей причастности к украинской культуре, но в какой-то момент этого оказалось очень мало. Поэтому и задавался он вопросами: а что там творится в сфере музыки за «железным занавесом?» Кто продолжает традиции талантливых украинских композиторов, которые вынуждены были творить в условиях плотных объятий социалистического реализма и т. п.? Его, который чувствовал авангардистские тенденции мировой музыки ХХ столетия, особенно интересовало наследие Бориса Лятошинского и его последователей. Поиски и надежды дали первые результаты: оказалось, что Лятошинский воспитал целую плеяду талантливых молодых композиторов, которые впоследствии вошли в историю украинской и мировой музыкальной культуры под названием «шестидесятники»: Леонид Грабовский, Валентин Сильвестров, Виталий Годзяцкий, Владимир Губа, Владимир Загорцев и другие.
Вирко Балей через океан знакомился с создателями новой украинской музыки, активно переписывался, поддерживал новых друзей, способствовал исполнению музыки молодых украинских композиторов в Европе, США. А впоследствии эта деятельность развернулась еще и в более широком, но закономерном направлении: по приглашению Балея в США впервые смогли побывать и продемонстрировать даже часть своего незаангажированного творчества отдельные наши композиторы.
Все ли знают сегодня, что в советские времена приехать в Украину из США, Канады тогда можно было только через Москву? И также — обратно. С конца 1980-х гг. приезды В. Балея в Украину сначала осуществлялись благодаря творческим отношениям с некоторыми русскими музыкантами. Именно тогда появляется развернутая статья Вирко Балея о современной украинской музыке в англоязычном журнале Soviet Ukrainian Affairs (Лондон, 1988) под названием «Orpheus Unleashed» («Орфей раскованный»). В 1994-м эта статья была опубликована на украинском языке в журнале «Современность»:
«Каждый украинский композитор (так же, как историограф) вынужден сначала включиться в процесс, а потом и оказать сопротивление давлению украинской истории. Потому что, к огромному сожалению, представление украинцев о собственной культуре до ужаса напоминает тот упрощенный образ, который им одни закидывают извне, а другие поддерживают изнутри...»
Кстати, впервые о В. Балее на широких просторах СССР узнали из статьи Леонида Грабовского, которая была опубликована в журнале «Музыкальная жизнь» — в возвышенном тоне автор рассказал о Вирко Балее, как о многогранной творческой личности. В дирижерстве он прошел путь от дирижера оркестров 52-й, потом 84-й армий США до дирижера и музыкального директора симфонического и камерного оркестров Лас-Вегаса. В качестве гостевого дирижера он неоднократно стоял за пультом в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Львове, Мехико. В качестве музыковеда является автором ряда публикаций по авангардной музыке, в том числе, и украинской, и советской в целом. Читал лекции в университетах Гарварда, Йеля и др., автор ряда статей в энциклопедии «New Grove Dictionary». Еще одной чертой В. Балея является выразительная организаторская способность, которая иногда выходит за границы музыки: кроме того, что ему удалось осуществить ряд аудиозаписей со многими оркестрами, в том числе со славной «Киевской камератой», он проявил себя как организатор величественных творческих мероприятий. Известный нынче международный фестиваль «КиевМузыкФест» в 1990 году вместе с Иваном Карабицем создал именно В. Балей. Также стоит добавить и ряд авторских концертов в США и Канаде украинских композиторов, продюсером которых также пришлось быть именно ему.
Важное место в деятельности Вирко Балея занимает композиторское творчество: он является автором прекрасных произведений, в которых выразительно вторит украинская нота (например, опера «Голод» по либретто Б. Бойчука или Мысль-монолог для оркестра, посвященная А. Веделю), перекликающихся с принципами неофольклоризма. Как современный автор, хорошо знакомый с авангардными традициями мира, не мог избежать их в своем творчестве, поэтому у него есть немало произведений, что как будто перекликаются с опусами славных авангардистов — вокальные циклы, произведения для разнообразных камерных составов, концерты для различных инструментов и тому подобное (это уже отголосок постмодернизма). Успешно поработал и в жанре музыки к украинским фильмам: автор музыки к кинолентам режиссера Ю. Ильенко «Лебединое озеро: Зона» (в то же время и продюсер фильма) и «Легенда о гетмане Мазепе».
К 70-летию Вирко Балея состоялась серия творческих отчетов мастера в Нью-Йорке. Под красноречивым названием «Illuminating Ukraine: Virko Baley & The Avant-Garde» прошли авторские концерты при участии камерного ансамбля Continuum. Раздавались произведения Балея — «Palm of Hand» (для кларнета, скрипки и фортепиано), «Song Without Words» (для виолончели и фортепиано), «Dance Without Words» (для кларнета и фортепиано) и «Klytemnestra» (для меццо-сопрано, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано). Первые два произведения исполнялись впервые в мире, два следующих — нью-йоркские премьеры. Кроме того, прозвучали Соната № 4 для фортепьяно безвременно ушедшего Валентина Бибко (1940—2003 гг.); Глас II для бас-кларнета Леонида Грабовского; музыка для кларнета, виолончели, фортепьяно самого младшего в этой программе украинского композитора Александра Щетинского и «Эпиграфия» для альта и фортепьяно Валентина Сильвестрова. Исполнителями в этих концертах были: Рашель Келовей — меццо-сопрано; Моран Кац — кларнет; Девид Грешен — бас-кларнет; Том Чиу — скрипка; Стефани Грифин — альт; Клир Браянт — виолончель; Шерил Зельцер — фортепьяно и Джоэль Закс — фортепьяно, дирижирование...
В начале 1990-х годов Вирко Балей был частым гостем в Украине: большинство музыкальных фестивалей Киева, Львова (некоторые им основаны) сложно было бы себе представить без его активного участия в роли пианиста, дирижера или успешного менеджера. Статная фигура маэстро — всегда озабоченного, но неизменно доброжелательного и внимательного, выразительно всплывает в памяти. Критики называют маэстро «украинским Орфеем из Америки»; Вирко Балей — лауреат Национальной премии Украины им. Т. Шевченко, удостоен этой награды в 1996 году первым среди американцев, и сегодня он продолжает много делать для утверждения украинской культуры в мире.
Выпуск газеты №:
№133, (1996)Section
Культура