Лишь 2% богатств видят посетители Национального художественного музея Украины
, который в нынешнем году отмечает 110-летие![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19960619/4104-6-1.jpg)
Моя троюродная сестра, студентка Лозаннского университета, во время написания магистерской работы о украинском модернизме специально приезжала смотреть произведения Александры Экстер, Давида Бурлюка, Александра Богомазова, экспонирующиеся в Национальном художественном музее Украины. Это одна из жемчужин Киева, куда я непременно вожу своих заграничных друзей. Так, мои чешские приятели были в восторге от эксперимента — сочетания картин Александры Экстер и коллекции дизайнера Лилии Пустовит, созданной по мотивам кубофутуризма художницы. Что и говорить о постоянно действующих выставках? В музее содержится уникальная многочисленная коллекция икон, наиболее ценные из которых — Святой Георгий, ХІІІ в. (таких рельефных и полихромных образов, чья техника выполнения является тайной, осталось только четыре в мире), «Волынская Богоматерь Одигитрия», ХІV в., часть иконостаса, высота которого достигала 18 м, в деревянной церкви высотой 34 м в селе Березная на Черниговщине... А еще — интересные произведения казацкой эпохи. Например, сборник народных картин «Мамай» или единственный прижизненный портрет Богдана Хмельницкого, по которому, как считается, потом изображали гетмана. Также письма из Шевченковского альбома «Живописная Украина» и известный автопортрет Кобзаря, сделанный за год до смерти.
А какой резонанс вызвали привезенные произведения Гойи, Пикассо, Пиросмани!.. Даже был установлен рекорд посещений музея за все годы украинской независимости! Одним словом, нужно идти и смотреть! Тем более, что недавно открылись новые «юбилейные» экспозиции — произведений Николая Глущенко и одесских художников конца ХІХ — начала ХХ века.
В этом году Национальному художественному музею Украины исполняется 110 лет. Об этом (и не только) мы беседовали с его генеральным директором Анатолием МЕЛЬНИКОМ.
— 110 лет — это уже история, которая становится определенным итогом. К этой дате приурочена серия выставок «Из фондов Национального художественного музея Украины», которая продлится год. А открылась она экспозицией картин Николая Глущенко. Он всегда был интересным художником, а сегодня еще и востребован. Мы стремимся к тому, чтобы люди, восхищающиеся творчеством Глущенко, как можно полнее ознакомились с ней, начиная с раннего периода и заканчивая работами последних лет, на которых идентифицирован характер написания. (В наших хранилищах — более трехсот работ Глущенко!). Также продолжается выставка «Художники южной Пальмиры» (так когда-то называли Одессу), состоящая из произведений Николая Кузнецова, Кириака Костанди, Степана Колесникова, Александра Шовкуненко, Петра Нилуса... Некоторые работы представляем широкому обществу впервые... Одесса конца ХІХ — начала ХХ веков была мощным художественным центром, влиявшим на развитие культуры не только южного региона, но и всей Украины. В то время тамошние мастера первыми в Украине ступили на путь постижения проблем света и цвета, синтеза психологизма и декоративизма. Не случайно Илья Репин назвал их «с тонким чувством формы колористами».
В сентябре этого года покажем трансавангард — современное украинское искусство. Как известно, после распада Советского Союза, в 90-е годы, художники группировались в неформальные объединения, как, например, «Кум», «Паризька комуна», «Човені», «Братство Св. Аліпія»... Мы, собственно, будем демонстрировать работы членов «Паризької комуни». А в декабре представим экспозицию «Украинский импрессионизм». Уверен, такой проект будет иметь успех, и выставка побывает во многих городах страны.
Так что проекты «Из фондов Национального художественного музея Украины» давно актуальны, ведь в фондовых помещениях хранится большая часть музейной коллекции.
— Приходилось читать, что из-за отсутствия помещений лишь два процента произведений экспонируются...
— Что правда, то правда: историческое помещение на Грушевского уже слишком мало для нас. Мы даже не имеем возможности пополнять фонды. Причина — не только нехватка средств, но и переполненные хранилища.
— А не для того ли строится «Мистецький Арсенал», чтобы «разгрузить» фонды художественных музеев Украины?
— Слава Богу, что «Мистецький Арсенал» создается. Я в этом поддерживаю Президента. Однако не уверен, что музеи туда отдадут свои наиболее ценные вещи, «разоружая» свои лучшие коллекции. Они будут передавать то, что находится в фондах. А там — преимущественно работы, которые необходимо реставрировать или систематизировать. А это — кропотливая и дорогостоящая работа.
Видимо, Национальный художественный музей нуждается в новых помещениях, а главный корпус останется здесь — по улице Грушевского, 6.
— А чем закончилась история с передачей незаконченного дома по улице Институтской, 3 в государственную собственность с целью строительства нового корпуса для вашего музея?
— Ничем. Этот долгострой городские власти якобы решили перепрофилировать под потребности Музея истории Киева. Но я не верю, что наши коллеги что-то там будут иметь. Создана искусственная проблема, обрастающая разными баснями. Было бы желание — вопрос помещения для Музея истории Киева давно бы решился. А это не такие уж и большие средства — построить пять-десять тысяч квадратных метров. Неужели первые лица столицы столь недальновидны, что не осознают: город (как и государство) начинается с собственной истории.
А потому помощи ждать неоткуда, как выживать? Размышляем над тем, как осуществлять новые интересные инициативы. Часто мы делаем это за средства Фонда содействия развитию НХМУ (соучредитель и глава правления — Петр Багрий). Ведь музейный бюджет текущего года нулевой, то есть заложен с учетом выплат заработной платы и расходов на коммунальные услуги. Плюс есть задолженность за 2008-й — за выполнение ремонтных работ. О пополнении фондов даже речи не идет. На входных билетах музей не заработает.
— Ваши фонды пополнялись в основном при содействии меценатов?
— При содействии меценатов поступили сотни произведений. Например, Петр Багрий подарил скульптуру Александра Архипенко, Игорь Митюков — картину «Цыганка» Виктора Пальмова, Филя Жебровская содействовала приобретению полотна современного львовского художника Любомира Медвидя... Раньше мы привезли из США 67 картин Олексы Грищенко: великолепная коллекция! Кроме того, практикуем персональные выставки в музее, после которых художник дарит музею произведение или произведения. Это престижно для художника, а музей подтверждает свое уважение к его творчеству.
Что касается наших отношений с другими музеями мира, то здесь прежде всего речь идет о том, при каких условиях мы могли бы эффективно работать. Когда происходят обменные выставки, музей должен гарантировать сохранение привезенных произведений на соответствующих условиях (имеется в виду соответствующий микроклимат сохранения). Если бы мы могли это сегодня обеспечивать, то часто привозили бы шедевры из лучших музеев мира.
— А Пиросмани, Гойя?
— В жизни музеев есть так называемый золотой период — осенью и весной, когда температура в помещениях музея не очень низкая и не очень высокая. Тогда и удается проводить выставки таких художников, как Пиросмани, Гойя, Пикассо. Экспонировать подобные произведения — всегда риск с нашей стороны. Но мы хотим, чтобы Национальный художественный музей был живым организмом. И влиял на изменения в обществе. Потому у нас есть три просветительских программы. Традиционные экскурсии и лектории по истории и теории искусства удовлетворят интересы тех, кто стремится к новым знаниям. Инновационные программы «Стратегия визуального мышления» и клуб «Искусство — пространство общения» адресованы тем, кто привык больше доверять себе и хочет дойти до всего собственным умом. В конце концов, можно не только рассуждать на тему искусства, но и творить его собственными руками — в художественной мастерской для детей и взрослых.
— Пан Анатолий, а каким вам видится ваш музей лет через пять?
— Настоящим музеем ХХІ века. Не только по духу, как сегодня, но и по инфраструктуре. Музейное дело должно стать важной частью туристической прибыли государства.
Грех не воспользоваться шансом, который дает Украине и Киеву Евро-2012. Я считаю, что в процессе подготовки к событию необходимо обратить внимание и на музеи, ведь европейцы с удовольствием их посещают. Проблемы Национального художественного — это проблемы всех украинских музеев. Как президент Украинского Национального комитета Международного совета музеев, я знаю, что в других отечественных музеях те же проблемы, что и в нашем. Но, кажется, они волнуют лишь работников музеев. А нужно делать инвестиции в украинскую историю и культуру. (Очевидно, этого понимания еще нет у подавляющего большинства отечественных политиков). Эти капиталовложения со временем принесут выгодные дивиденды — в виде сформированного имиджа Украины как страны с тысячелетней богатой историей и культурой.
Выпуск газеты №:
№104, (1996)Section
Культура