Ищем красоту дома
В условиях кризиса Украина делает ставку на внутренний туризм![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19960513/478-6-1.jpg)
Летний туристический сезон почти в разгаре: украинцы уже сегодня задумываются, как проведут свой отпуск. Новые же экономические условия — финансовый кризис — в Государственной службе туризма и курортов Украины расценивают как отличную возможность для развития именно внутреннего туризма, поскольку очевидно, что наши граждане захотят сэкономить. Эту тенденцию специалисты отследили благодаря зимнему сезону-2009, во время которого за границей отдохнуло вдвое меньше украинцев, чем в прошлом году. Чего же ждать от летнего сезона, как к нему готова Украина и на что надеяться туристам, «Дню» рассказала первый заместитель главы Государственной службы туризма и курортов Украины Ольга СОКОЛОВА.
— Ольга Владимировна, как ваша служба подготовилась к летнему туристическому сезону?
— В некоторых регионах он уже начался: в Крыму, Николаеве, Каменец-Подольском и т.д. Сейчас наша основная задача — безопасность туристов, и не только в летний, но и в зимний период времени. Уже несколько лет подряд вопросом номер один в этом плане оставалась разработка стандарта по маркированию туристических маршрутов. Именно от него во многом зависит безопасный отдых. Наконец, мы получили этот стандарт, его разработало ГП НИИ «Система», адаптировавшее европейский опыт маркирования маршрутов к Украине. Также была проведена конференция при участии специалистов из всех регионов, которые согласовали этот стандарт и внесли свои коррективы. Теперь все туристические маршруты Украины будут промаркированы одинаково. Для туристов, путешествующих самостоятельно, это чрезвычайно важно, ведь появится больше информационных щитов с описанием маршрутов, столбов с указателями, марок на природных объектах, подтверждающих верный маршрут, и тому подобное. Еще один важный вопрос сезона этого года — цены на отдых. Наша служба прилагает максимум усилий, ведя переговоры с общественными организациями и туристическим бизнесом, чтобы в кризисные времена цены для отдыха граждан были уменьшены. Мы не можем прямо повлиять на туристические фирмы, отбирая у них лицензии, потому что это, во-первых, частные структуры, а во-вторых, вопрос цен не касается лицензионных договоров. Но судя по тому, что ценовая политика за границей ориентируется на снижение стоимости туристических услуг, думаю, наши туристические операторы пойдут тем же путем.
— Каковы тенденции переориентации украинцев на отечественный рынок? Что можно сказать о зимнем сезоне в этом плане?
— Благодаря продвижению на государственном уровне, а также публикациям в СМИ о туристическом потенциале, об Украине узнает все больше людей: и у нас, и за границей. По сравнению с 2007 годом, в прошлом году въездной туризм увеличился на 47%: в позапрошлом году Украину посетило более 18 миллионов туристов, а в прошлом — почти 25 миллионов. Но мы не уверены, что удастся сохранить положительную динамику в этом году. Чтобы развивать въездной туризм, разрабатывается проект новых туристических маршрутов, которые можно показать иностранцам. Один из них — исторический маршрут дорогами гетманства, охватывающий Черкасщину. Также планируются путешествия сакральные, паломнические, в Чернигове, например, появится экскурсия по ночному городу, в Одессе — по местным предприятиям, то есть туристы смогут выбирать путешествия на свой вкус. Также в прошлом году увеличился и внутренний туризм — почти на 20%. Во время зимнего сезона этого года тенденция к снижению поездок за границу тоже сохранилась. По данным туристических операторов, предоставленным нашей службе, в целом выездные туристические потоки уменьшились на 30—50%. Это дает огромные возможности для развития туристического бизнеса внутри страны. Приоритетными сегодня являются оздоровительный туризм (отдых и лечение), событийный, предусматривающий подготовку к Евро-2012, кстати уже разработано 63 тематических маршрута по шести регионам, которые будут принимать чемпионат, а также туры выходного дня.
— В этом году на развитие туризма из бюджета выделено в 10 раз меньше. Как это отразится на туристической сфере в целом?
— На нашу отрасль выделено 2,5 миллиона гривен, при этом кредиторская задолженность составляет более 4 миллионов, то есть мы оказались в полном минусе. Те мероприятия, которые не требуют значительного финансирования, например, круглые столы, выставки, мы проводим так, как и раньше. Но международные выставки проходят не с тем размахом, как бы могла себя представить Украина. Невзирая на кризис, сейчас мы занимаемся раскручиванием нового бренда — развитие лечебных курортов. Украина нынче интересует внутренних и иностранных туристов не только как зона активного отдыха, например, хождение в горах, но и как страна с санаторно-лечебными курортами. Нужно понимать, что все это может принести прибыль в государственную казну. Как свидетельствует анализ Национального банка относительно международных операций, связанных с туристическими услугами, за девять месяцев прошлого года Украине они принесли более 8 миллиардов дол. Между прочим, туристические услуги по прибыльности стоят на втором месте после транспорта.
— Что планируется делать для развития и поддержки сельского туризма, ведь в Союзе содействия сельскому туризму утверждают, что в период экономического кризиса его выгодно развивать?
— Развитие зеленого туризма не останавливается, а наоборот — набирает обороты. Скоро будут объединены в один два законопроекта — о сельском туризме и аграрный. В этом году, несмотря на проблемы с финансированием, были проведены два круглых стола, посвященные развитию сельского туризма, где были презентованы проекты сельских общин о том, как они хотят развивать туризм в регионе и каким образом к этому привлекают все больше населения. Ведь, по нашими данным, в Украине существует около миллиона частных усадеб, которые могли бы заниматься зеленым туризмом. Также есть несколько проектов развития зеленого туризма при поддержке государства. Один из них предусматривает отдых киевлян в сельской местности недалеко от Киева. Продолжается подготовка к выставке «Украинское село приглашает», которая ежегодно проводится в конце мая. Надеемся, что, несмотря на кризис, в ней примут участие почти все регионы Украины. Еще одна важная проблема, которой занимается Союз содействия сельскому туризму, — категоризация усадеб. Ведь для потребителя важно понять, куда именно он едет и какие условия получит за свои деньги.
— По данным иностранного социологического исследования, Украина занимает четвертое место снизу по туристической привлекательности среди 80 стран мира. Как, на ваш взгляд, можно решить эту проблему?
— Престиж Украины поднимает каждый гражданин, независимо от того, где он находится. Но многое зависит и от продвижения государства на всех уровнях. Нам бы очень хотелось, чтобы при посольствах Украины за границей действовали туристическо-информационные центры. Мы видим, как работают представители посольств здесь: собирают журналистов, предпринимателей, рассказывают о своей стране. Нам бы тоже этого хотелось, ведь не все предприниматели, работающие за границей, знают об Украине. Даже среди наших граждан мало кто знает о туристическом потенциале своего государства. Некоторые говорят, что в Донецке или Днепропетровске не на что смотреть, но это не так. Шансы быть туристически привлекательным есть у каждого региона, ведь Украина — уникальное государство в плане туристической индустрии. Просто на это нужно смотреть еще и с экономической точки зрения. В мире есть много стран, которые живут за счет туризма и наполняют этим свою казну. У нас пока что этим путем идет Львов, который в этом году избран культурной столицей Украины. Львовские власти поняли, что их город-музей, который может гордиться вековыми традициями, историческими событиями и огромным культурно-историческим наследием, нужно показывать миру со всех сторон. Если еще пять-шесть лет назад о Львове говорили как о сером городе с маленькими улочками, но со вкусным кофе, то сегодня эти недостатки стали его достоинствами. То же должно произойти и со всей Украиной.
Выпуск газеты №:
№78, (1996)Section
Общество