Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Река, дерево и птица

Три поколения семьи художников Саенко — этапы становления украинского декоративного искусства
18 марта, 20:00
АЛЕКСАНДР САЕНКО ЗА РАБОТОЙ НАД ПАННО «ТАРАС ШЕВЧЕНКО», 1964 ГОД / ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА СЕМЬИ САЕНКО

У их рода — удивительная река времени. По ее берегам бродят кони в густой траве, а на древе жизни поет волшебная птица. Сверкают золотистые узоры, излучают тепло шерстяные пряди, прозрачно светятся краски на шелке. Три поколения одной семьи — и все художники, владеющие магией линии, формы, цвета. А первым был человек солнечного таланта и необычной судьбы Александр Саенко (1899—1985).

ПОЮЩИЕ УЗОРЫ

Сохранилось детское воспоминание: мама взяла Александра с собой к соседям. На стене — полки для посуды, украшенные орнаментом из соломки. Ребенка заворожили причудливые узоры, он глядит на них, не отрываясь. Тонкие линии вспыхивают в лучах света, переплетаются, складываются в таинственный и манящий мир...

Судьба с самого детства испытывала его на прочность — в двухлетнем возрасте, переболев скарлатиной, мальчик потерял слух и речь.

Александр Саенко родился в городке Борзна Черниговского уезда. Отец его, Ферапонт Петрович, директор Школы садоводства, огородничества и пчеловодства, мечтал превратить борзнянскую землю в цветущий сад. И не просто мечтал — трудился, не покладая рук, хозяйство вел образцово, выписывал семена и саженцы из других стран. Выдающегося садовода, талантливого педагога и почетного гражданина Борзны уважали все жители края. А в неспокойные времена начала ХХ века Ферапонт Петрович поверил в социалистические идеи и в 1905 году, когда начались революционные волнения, активно в них участвовал, ходил на митинги, привлекал студентов, за что был арестован и отправлен в ссылку. Жена Матрена Ильинична осталась одна с пятью детьми, и, конечно, жизнь семьи стала очень нелегкой.

А когда Саше исполнилось восемь лет, произошли неожиданные события. Неподалеку, в селе Мотроновка, жила Ганна Барвинок, жена Пантелеймона Кулиша, которая высоко ценила труд Ферапонта Петровича и писала о его работе в Школе садоводства. Однажды они с Петром Ге, сыном известного художника Николая Ге, проезжали дорогой, где играли дети. Заметили, что один мальчик вырезает орнаменты на ветках вербы, а узоры закрашивает дегтем. Заинтересовались, спросили у детей, что он делает.

— А это Сашко — художник. Он не слышит.

Посмотрев Сашины рисунки, поняли — есть в ребенке особый дар, творческая искра. И посоветовали Матрене Ильиничне отвезти его в Петербургское императорское училище для глухонемых, предложив помочь деньгами. Когда приехали, оказалось, что при поступлении проводят отбор: детей на время поселили отдельно от родителей, и педагоги наблюдали, как они ведут себя, как играют вместе, как воспринимают знания. И выбрали из ста человек десять, среди них — Сашу Саенко.

За годы учебы, с 1908 по 1916-й, мальчик получил классическое образование, аристократическое воспитание. Много чудесных открытий подарил ему сам Петербург с его музейными коллекциями, архитектурой, парками. В училище приходили преподаватели Петербургской академии искусств и работали с теми воспитанниками, которые хотели рисовать. А еще детей учили говорить и обходиться без жестов, считывать информацию по движению губ собеседника, что, конечно, облегчало связь с миром.

Вернувшись домой, уже не сомневался: «Буду художником!» В сложные годы гражданской войны продолжал учиться всюду, где только было возможно: в родной Борзне — у воспитанника Петербургской академии искусств Андроника Лазарчука, в Киевской рисовальной школе, в Миргородском художественно-промышленном институте, в Межигорской керамической школе. И, наконец, поступил в Украинскую академию искусства (с 1922 года — Киевский художественный институт), где стал учеником Михаила Бойчука и Василия Кричевского. Окончив институт в 1928 году, создал две значительные работы — «Казак Мамай» и «Невольники» для оформления исторической секции Всеукраинской академии наук, куда его пригласил Василий Кричевский.

Необычайно насыщенный путь привел его от классической реалистической школы к монументально-декоративному видению. Он нашел себя в очень редкой технике — мозаике соломой, понял, что сможет воплотить свои замыслы именно в этом волшебном материале, характерном для народного творчества Украины. Изображал то, что его окружало, что любил всем сердцем: плавают гуси под вербой, машет крыльями ветряк, овчар играет на дудочке у реки, осень вспыхивает переливами красок. В бесхитростной простоте его композиций — свежесть первого взгляда и улыбка мудреца.

Художник успешно пробовал себя в разнообразных направлениях: живописи, графике, декоративном искусстве — керамике, текстиле. Создал неповторимо-прекрасную украинскую Мадонну с цветком — «Женский портрет». Оставил замечательные портреты Тараса Шевченко и героев Семена Палия и Ивана Сирко.

Пережил разгром школы Михаила Бойчука, физическое уничтожение товарищей и учителей. И сохранил верность украинскому монументально-декоративному искусству. То, что он создавал, никак не укладывалось в рамки соцреализма, находились даже критики, которые называли Саенко националистом за цветовую гамму: желтая солома на синем фоне. Поэтому его творчество, хотя и не было под запретом, долго оставалось неизвестным для зрителя.

Жил, не думая о признании и славе. Воспитывал дочку Нину. Жена Ганна Третьяк, сельская учительница, умерла, когда девочке было десять лет.

Собирал предметы народного творчества — иконы, рушники, ковры. Много сил вложил в создание Музея истории Борзнянского сельскохозяйственного техникума, в который была преобразована Школа садоводства.

Период неизвестности закончился во времена «оттепели», когда в 1962 году открылась его первая персональная выставка в Киеве, — и произвела сенсацию. Заговорили о феномене Саенко, казалось невероятным, что в работе с природным материалом можно достичь таких высот. Искусствоведы отмечали тонкую стилизацию, динамизм орнаментов, элементы модерна, а о декоративной картине «Казак Мамай» отзывались одним словом — «Гениально!» Художнику тогда исполнилось 63 года. В 1975 году получил звание народного художника Украины. А в конце ХХ столетия о нем узнал весь мир: 1999 год был объявлен Годом Александра Саенко, и его имя было занесено ЮНЕСКО в список выдающихся деятелей мировой культуры. Сегодня на родине мастера, в Борзнянском художественно-мемориальном музее-усадьбе, сберегаются его солнечные произведения.

Он говорил: «Я счастлив, что мог своим искусством дарить радость людям». И действительно, в его творчестве заложено сильное позитивное начало. Таким было мироощущение художника, которого вдохновляла красота мира. Он и сам был красивым человеком. Кто знал его, вспоминают — высокий, статный, с лучистым взглядом голубых глаз, а в отношениях с людьми всегда открытый, доброжелательный. Трудно было поверить, что он живет в мире без звуков.

Прячется в его работах непостижимая тайна, та, что всегда сопутствует настоящему искусству. Как будто художник слышал свою, неслышную другим музыку, и сумел передать ее звучание фантастическими узорами соломы.

РАССВЕТ НА ДЕСНЕ

С Ниной Саенко и Лесей Саенко-Майданец мы познакомились на выставке «Сіверська борозна», представляющей творчество дочери и внучки выдающегося украинского мастера.

Нина Александровна Саенко — художник декоративного искусства, искусствовед, заслуженный деятель искусств Украины, автор замечательной книги «Александр Саенко». Два крыла ее творчества: мозаика соломой и ткачество.

— Я с детства училась у отца, с десяти лет он показывал мне, как клеить солому. Сначала это была реставрация его работ, которые долго хранились во влажном месте, так что стебли отклеились. Я помогала ему, а потом начала создавать собственные композиции. Чувствовала счастье, когда овладевала этим материалом, и постепенно полюбила его, поняла, какая это мощная сила. Любовь к искусству выросла через материал.

А в 70-е годы отец решил вернуться к своим замыслам 20-х годов, которые он тогда не мог реализовать. У него сохранились чудесные эскизы ковров, гобеленов, и мы с ним поехали на Решетиловскую фабрику, чтобы выполнить их в материале. Вместе красили шерсть, наблюдали, как работают мастерицы. Там я впервые села за станок и ткала гобелены отца, постигая с помощью ткачих тайны ручного ткачества. Полюбила шерстяную нить, она заворожила меня. Когда видишь, что в твоих руках вырастают такие прекрасные произведения, это захватывает, как магическое действо.

Нина увлеченно работает в двух техниках. От отца перешло к ней умение чувствовать природные особенности соломы — ритм, геометричность линий и естественность формы. С мозаичных панно «Сонце сходить», «Тече вода з-під явора», «Чар-зілля», «Лісова рапсодія», «Дивосвіт» струится живой поток природы, изобилие цветов, деревьев и птиц на одной планете.

А ее ковры и гобелены напоминают баллады и легенды — «Птах у колі», «Рай-дерево», «Купальська ніч», «Терновий цвіт». На ковре «Княгині» у каждого цветка свой образ, нежный и величественный, словно не цветы — красавицы из народных сказок населяют теплое пространство.

О рождении ковра «Серпанок» художница вспоминает:

— У нас дача на Десне. Однажды я рано встала, когда еще не взошло солнце, и пошла купаться. Иду — туман над рекой, деревья в дымке. И вдруг — солнце встает! Вся природа ожила, на смену предутренним сумеркам пришло утро. Солнечные лучи осветили все, засияла природа, цветы в капельках росы, деревья. Чудо чудное — преображение природы в такую красоту, от темноты к свету, было похоже на сказку. Мне очень захотелось рассказать об этом — пришла домой и сразу нарисовала в цвете, как оживает на рассвете земля.

Леся Саенко-Майданец — магистр живописи, доцент кафедры художественного текстиля Института декоративно-прикладного искусства и дизайна им. Михаила Бойчука. И высокопрофессиональный художник, создающий росписи по шелку, гобелены, ковры и живописные картины гуашью. Первые уроки получила у деда — сидела у него на коленях за столом и рисовала, а он помогал. Закончила Львовскую академию искусств (факультет художественного текстиля). На дипломной работе, посвященной Александру Саенко, символы его творчества: гуси-лебеди, птичка, конь вороной, хата, тополя, мельница, дивчина встречает казака из похода. А на этом фоне вырастает дерево жизни, объединяющее поколения.

Леся — философ-сказочник, ее творческий язык насыщен свежими образами, а палитра — сочными цветами. В настоящей сказке всегда прячется глубокий смысл — таковы «Чумацький шлях», «Різдвяна ніч», «Місячний вершник», «Знак Сонця», «Лісова пісня». О чем они? Конечно, о дороге, ведущей в небо, и поэтому от их созерцания на душу ложится прозрачная радость. Гобелен «Осениця» (дохристианское название осени) пронизан нежной осенней мелодией, центральную часть — с деревом и волшебным оленем обрамляет традиционная кайма, а на ней своя жизнь — лес, козлики и травы.

Саша, сын Леси, родился в год 100-летия Александра Ферапонтовича Саенко и назван был в честь прадеда. Мальчик увлекается керамикой, на легких крыльях детской фантазии летают его «Парусник», «Замок», «Котик».

А еще на выставке экспонировались детские работы — мозаики соломой, гобелены, рисунки. Их авторы — ученики Студии искусств для детей, лишенных слуха, которую вот уже десять лет ведут Нина Саенко и Леся Майданец-Саенко на благотворительных началах.

— Отцу с детства на всех этапах жизненного пути помогали добрые люди, — говорит Нина Александровна. — Во время учебы в Петербурге очень поддерживал Петр Ге, приглашал в свою семью, возил на Борзнянщину. Бойчук и Кричевский помогли ему стать художником. Мыхайло Стельмах, Василий Касьян, Николай Ищенко, Петр Тронько много сделали, чтобы его труд был достойно оценен.

И мы с Лесей пытаемся взять на себя эту миссию, хотим помочь детям, передать им наши знания. Донести до них пример Александра Саенко, который был поражен тем же недугом, что и они, но достиг успеха своим трудом и талантом. Учим детей на образцах народного искусства, на работах отца и Марии Приймаченко. Дети талантливые, умные и трудолюбивые — приятно видеть, что зерна падают на благодатную почву.

Название выставки «Сіверська борозна» символично. Отец проложил свою борозду на ниве украинского искусства, и каждый из нашего рода прокладывает свою. А начало — на Черниговщине, и это традиции Сиверской земли. Тянется живая творческая нить от Александра Саенко до нашего времени, прорастая в будущее.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать