Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Пробуждение Души

18 марта, 19:20

«Гіацинтове сонце» — это книга стихов Лины Костенко, которые стали песнями Ольги Богомолец. В конце книги читатель и слушатель найдет ноты и сольные диски Ольги Богомолец — «Гіацинтове сонце» и «По-Лицю-Дощ». Две выдающиеся суверенные личности — каждая со своим уникальным художественным голосом, своеобразным эмоциональным и эстетическим переживанием мира — создали неповторимый художественный синтез. Аутентика и изысканность, сложная диалектика душевных состояний и их отголосок в природе, полифония любовного чувства и неминуемость каждого прожитого мгновения — так являет себя магия женского начала с ее провидческим даром и способностью переплавлять слово в музыку, а музыку — в слово. Книгу органично дополняют иллюстрации выдающегося художника Ивана Марчука. Симфония линий и цветов, сюрреалистическая тишина сломанных перспектив, музыкальная пульсация света и тьмы превращают его космические видения в философскую метафору аскетического и страстного бытия человеческой души.

Издательство «Либідь» дарит эту книгу Лины Костенко на день рождения.

* * *

У каждого человека есть Душа. Душа — добрая и светлая. Когда Душа пробудилась — человек Творит или Любит. Если Душа спит — господствуют безразличие и расчет. Как пробудить Душу?

* * *

Маленькой, я с восторгом смотрела на людей, которые могли Творить. Творить музыку, песню, поэзию, красоту. Они казались мне Другими — просветленными, отмеченными Богом, такими, которые несут в себе будущее человечеству и мне. Всматривалась в них с интересом, удивлением и легкой грустью — в глубине сознания царила уверенность, что Творить мне не дано. А дано лечить людей, отвечать за их здоровье и жизнь.

* * *

Накануне спектакля школьного театра мне пришлось за две недели овладеть умением игры на балалайке и гитаре. Первыми песнями, спетыми в шинели и кирзовых сапогах со школьной сцены, были «частушки» о пуле-дуре и знаменитая «В землянке». С тех пор гитара вплеталась в мою жизнь — в горных долинах, на байдарках, в колхозах, строительных отрядах, спортивных лагерях...

* * *

Как попала ко мне в студенческие годы Книжка — поэзии Лины Костенко — не знаю. Помню уже Ее открытую страницу и стихотворение — «Осінній день, осінній день, осінній!» Помню мелодию, которой оно отозвался во мне в то мгновение. Я боялась ее испугать, утратить, потерять — маленькую ниточку связи со Вселенной. Взяла в руки гитару, и зазвучал «Осінній день» — первая музыка, рожденная во мне. Незабываемое ощущение причастности к таинству, сотворению, познанию себя Другой. Это был 1983 год.

* * *

С Линой Костенко родилась моя первая песня, пробудилась Душа. Я всматривалась в каждое Ее стихотворение, прислушивалась, перечитывала снова и снова. Почувствовав эйфорию всплеска, душа уже хотела, хотела его, но другой мелодии слышно не было. Не отпускали мысли: что изменить в себе, чтобы вернуть эту гармонию, кого и как отблагодарить за дар? Тогда, ночью, я пообещала себе: если музыка будет звучать в моей душе, буду отдавать ее людям — с любовью, безвозмездно, всегда.

* * *

Окончание института, государственные экзамены, рождение сына, осложнения в родах, операция, безработица, отказ мужа от сына, развод, ночные дежурства, фатальная несправедливость, безвыходное положение, одиночество. «В дні, прожиті печально і просто...», душа проходила закаливание, чтобы стать лучше, сердце — более крепким. И с каждой ступенькой внутренней зрелости в Книжке вдруг находила стихотворения — ранее прочтенные, но прочувствованные сердцем только теперь, — и рождалась музыка.

* * *

Языком моего ума, равно как и общества, которое меня окружало, был русский, а душа пела по-украински. Она другого языка не знала. Попасть на фестиваль «Червона рута» я могла только в мечтах, но отчаянно рискнула. Чтобы никто не узнал «доктора», окольными путями пошла на отборочный тур в Политехнический институт. На сцене дрожала и пела свою Лину Костенко. Где-то далеко члены жюри общались между собой, не поднимая на меня глаз. «Очима ти сказав мені: люблю...» Меня не отобрали.

* * *

Снова болезнь, снова в больнице. Около замусолено-затертого телефона-автомата на стене вижу афишу Украинского театра КИН. Две копейки, набираю номер... Не назвавшись, наугад спрашиваю: «Вам петь не нужно?» После бесконечной паузы — слышу в трубке неожиданное: «Приходите, мы вас послушаем...» «Чоловіче мій, запрягай коня...» Трое почтенных незнакомцев в зеркальном зале прослушали десять моих песен на стихи Лины Костенко. Комментариев почему-то не было, молчала и я — репертуар исчерпался. Наконец один из них предложил мне спеть в театре на вечере памяти Василя Стуса. Завтра.

* * *

Неукраинский Украинский дом — тогда еще музей Ленина, «Рух» и дух возрождения сознательной независимости. Мое первое выступление на большой сцене — «Мого народу гілочка тернова» — просветленные лица, аплодисменты, флаги, цветы... А дома — немой упрек маминых глаз: «доброжелатели-сочувствующие» предупреждают семью: внучка выдающегося академика — «певичка».

* * *

В газете «Вечірній Київ» читаю о Всеукраинском конкурсе авторской песни «Оберіг» в Луцке и обращение оргкомитета: если имеете желание приобщиться — пишите. Месяц разуверенных колебаний — и отправляю по указанному адресу новогоднюю открытку с просьбой принять меня к участию в конкурсе. «Хай буде легко. Дотиком пера...» Через месяц получаю ответ: просят прислать творческую биографию и написать о своей цели в жизни.

* * *

Ночь. Зима. Ординаторская. Чистый лист бумаги. Есть работа, есть сын, есть цель, а творческой биографии — нет. Как признаться в этом? А рука как-то сама потихоньку выводит: «Пела — на огороде под грушей, на колхозных полях, на пастбищах, в горной долине возле костра, возле кроватки — колыбельные сыну. Хочу изменить мир. Сделать его лучше».

* * *

Луцк. Фестиваль. Суматоха. Вокруг недосягаемые лауреаты — мэтры — и простые смертные с гитарами. Последних больше, и с ними легче. Радость общения с одноверцами. Никаких надежд и ожиданий. Вселенский страх очередного провала. Холодные руки, сердце в пятках, память и сознание в эвакуации. «Двори стоять у хуртовині айстр...» «Главный приз фестиваля получает Ольга Богомолец! Специальную награду радиостанции «Свобода» (Вашингтон-Мюнхен) вручает Надежда Свитличная». Кто-то подталкивает: тебя на сцену. По-видимому, я в бреду...

* * *

Впервые на творческом вечере в Музее литературы вижу не взлелеянную в мечтах, а живую Лину Костенко. Перепуганная, пою. Подойти страшно и странно. Настоящая, но вовсе не такая, как та женщина на фото в моей Книжке. Суровая, резкая, уверенная и колючая. Такая золотисто-кудрявая, но вовсе не романтичная, как ее стихотворения. И как теперь с этим быть? — «Душа до краю добрела...»

* * *

Париж, Стокгольм, Варшава, Нью-Йорк, Сопот, «Славянский базар», эфиры, встречи, интервью, концерты, окрыления, любовь. «Недумано, негадано забігла в глухомань...» — кто-то бессовестно и навсегда «одолжил» мою Книжку поэзий Лины Костенко. Что делать? Ищу другую. В книжном магазине нет, в «Букинисте» нет, в библиотеке нет, а те, у кого есть, пряча глаза, говорят, что «нет», — и я их понимаю. Выпрашиваю на две ночи — и переписываю. Теперь и у меня — тоже «нет».

* * *

Чернобыльская зона, Припять, я — лейтенант медслужбы, вахта, вертолеты, пожарники, медицинские осмотры, мертвые села, куклы без рук, незапертые двери, непостижимые яблочные ковры под ногами, переплетенные ветви к земле или к небу, «Ті журавлі, і їх прощальні сурми...», и тишина, и острота боли, и эхо правды. «Вечірнє сонце, дякую за день!»

* * *

Снова фата, снова замужество, надежда, душевные пощечины, физические пинки, грубость, крики, измены, перепуганные дети, раздавленная любовь. Поиск выхода из безвыходного положения, еще одно образование, начало с чистого листа — с верой в настоящую любовь. «В пустелі сизих вечорів...» — Ее Василию, Ее любви, посвящаю. Теперь и я — колючая, резкая, уверенная, иначе не выжить. «У світі злому і холодному...» — сколько еще нужно мне пережить, чтобы почувствовать все Ее стихотворения.

* * *

На моих руках отходит Иван Свитличный, прощальные глаза Афанасия Заливахи, концерт памяти Надежды Горничной... «Умирають майстри...», а в парке, который посадил мой прадед, на его могиле и улице его имени на глазах независимой от совести Украины власть имущие «патриоты-застройщики» рубят и корчуют деревья, отцу ломают руки, и крепкими белыми нитками шьют уголовные дела. «Вже почалось, мабуть, майбутнє...», но кажется, такое уже когда-то было. Распродана земля, распродана совесть, и на эти средства куплена власть, правосудие и бигборды. «Поезія згубила камертон...» Как мне сделать этот мир лучше? На дворе 2009 год.

* * *

Еду по всей Украине, смотрю в глаза тысячам женщин, которые очутились в заключении, сотням тысяч детей-сирот, пою врачам, преподавателям... «Було нам важко і було нам зле...» — в той стране, где люди, которые созидают, учат, лечат, потеряли даже надежду на достойную жизнь. «Я, що прийшла у світ не для корид...»: проснитесь, сбросьте пелену с глаз, не молчите, не терпите. Сейте добро, искореняйте ненастоящее в себе...

* * *

Предложение издательства выступить составителем сборника поэзий Лины Костенко, которые стали моими песнями, ошеломила — как гром среди ясного неба. Или бабочки на Рождество. «Моя любове! Я перед тобою...» — каюсь, не поверила! Неужели опять будет выпущена поэзия Лины Костенко?! Неужели она прекратила свое молчание? Неужели мне назначено колдовать над возвращением этих ее стихотворений к людям?

* * *

Неосуществимое дивным образом превращалось в реальность. Я собирала стихотворения Лины Костенко, которые стали моими песнями, вместе с издателями встречалась с художниками, мы искали, советовались, надеялись. «Одгородила доля шматочок поля...» Я все время думала, как назвать сборник тех стихотворений, каждое из которых уже было мне родным, проникло под кожу, проросло в душе и родилось в музыке. Это была Моя Лина Костенко. Ее поэзия стала частью меня — так же, как является частью каждого, кто не терпит лжи и шутовства, измены и пластиковой любви. Она пробудила от сна не только мою душу, но и души сотен тысяч людей — и пусть их будут миллионы — прозревших творцов своей жизни.

* * *

Вдруг прямо перед собой на розовом небосклоне я увидела Гиацинтовое Солнце. Не оранжевое, не голубое, не красное... Оно было странным, как будто нездешним. Простое, искреннее, честное, вечное, мудрое и... золотисто-кудрявое! Люди его не замечали, потому что очень спешили: кто с работы, кто за гречкой, кто за пивом, кто за внуками, кто за знаменами... А оно сияло... Одна девочка глянула вверх и сказала: «Посмотрите! А Солнце — Гиацинтовое!» Люди остановились, минутку помолчали — и началось... Одни кричали: «Провокация!», другие: «Агитация!», третьи: «Революция!» И разуверенные, убегали прочь. А солнце сияло...

Те, кто впустил его лучи в свое сердце, пробудились душой и прозрели. И увидели вокруг себя одичавшую страну, мертвые села, остановленные заводы, безлюдные дома, брошенных детей, женщин за решеткой, преступников на трибунах, извращенцев на экранах...

Не растерялись, взяли большие березовые веники (произведенные в Китае) и вместе, с песней все это быстро расчистили.

Обтерли пот, подняли глаза, улыбнулись друг другу — и по их щекам покатились прозрачные капельки... Вы думаете, это были слезы? Ошибаетесь. Просто пошел дождь. «По-Лицю-Дощ».

* * *

Мне очень хотелось бы, чтобы эта книжка получилась хорошей, счастливой, нежной, грустной, влюбленной, сказочной, смешной, колючей, злой, а главное — Настоящей — такой, которую хочешь дарить тем, в кого веришь, и тем, кого любишь...

«Бо так багато душ ще сплять...

Але так багато віршів ще не проспівано».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать