Торговая дезориентация
Возможное вступление в Таможенный союз приведет к потере членства в ВТО, предупреждают экспертыПосле завершения президентских выборов в Украине российские политики начали говорить о возможном присоединении нашего государства к Таможенному союзу. Напомним, что союз действует в рамках Единого экономического пространства и его участниками сегодня являются Россия, Беларусь и Казахстан. Напоследок на прошлой неделе президент России Дмитрий Медведев выразил надежду, что новое руководство Украины также сделает свой вклад в укрепление взаимоотношений, торговых отношений и экономических связей в целом.
Об углублении каких именно связей шла речь, стало понятно из слов собеседника Медведева, главы Федеральной таможенной службы России Андрея Бельяминова. Последний отметил, что возглавляемое им ведомство готово работать с украинскими коллегами более интенсивно, чтобы в дальнейшем подключить Украину к Таможенному союзу. А впоследствии, по информации «Экономической правды», спикер Госдумы Борис Грызлов также заявил, что Россия будет вести консультации с Украиной о ее возможном вступлении в Таможенный союз.
В то же время, заместитель директора департамента внешнеэкономической деятельности Министерства иностранных дел Беларуси Антон Кудасов сообщил, что Украина еще не обращалась к Комиссии Таможенного союза с официальными предложениями о вступлении. «Если поступят — мы их будем рассматривать», — просуммировал он.
На такие «сватовства» украинский официальный политикум еще не ответил. Так, новоизбранный президент Украины Виктор Янукович никак не прокомментировал такие предложения. Однако следует напомнить, что в период предвыборной кампании он заявлял, что приложит все усилия для сближения с Россией во всех направлениях, прежде всего, в экономическом, в случае прихода к власти.
Зато глава парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Гриценко не смолчал и рассказал прессе, что, якобы, премьер-министр Украины Юлия Тимошенко на встрече с депутатами фракции НУ-НС сообщила о существовании такой негласной договоренности между Януковичем и руководством России. По словам Гриценко, в соответствии с этой договоренностью Украина присоединяется к Таможенному союзу, а Россия зато снижает стоимость газа на 20—30%.
Насколько реалистичным сегодня является вступление Украины в Таможенный союз и какие плюсы и минусы может получить государство от такого членства, «День» поинтересовался у ведущих экономистов.
Директор экономических программ Центра им. А. Разумкова Василий Юрчишин считает, что о преимуществах и потерях не стоит говорить, потому что, по его мнению, вступление не состоится. А нынешние разговоры о присоединении — это продолжение рассуждений о том, что хорошо, а что плохо для Украины. «Но никак (вхождение в Таможенный союз. — Авт.) не связано с практической политикой, потому что Украина — член ВТО. Вряд ли она будет присоединяться к какому-то весьма сомнительному союзу, рискуя потерять членство в ВТО, к которому так долго и с такими сложностями двигалась», — говорит он.
По мнению Юрчишина, главный аргумент против вступления в Таможенный союз — требование ВТО о том, что участие любого из ее членов в других локальных торговых союзах не должно ухудшать торговых режимов для остальных стран-участников ВТО. А таможенная защита в союзе намного выше той, которая действует в настоящее время в Украине, говорит Юрчишин. «Поэтому повышение таможенных ставок автоматически может потянуть огромные санкции к Украине и потерю остатков международного доверия», — подытоживает он.
Старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь добавляет, что в случае присоединения Украине придется поднять таможенные ставки в среднем на 10 пунктов. Такой шаг закроет многие международные рынки для отечественной продукции и принесет огромный вред экономике, которая еще не опомнилась от кризиса. Кроме того, полноценное членство заставит существенно переориентировать уже сформированные украинские торговые потоки в страны-участницы Таможенного союза. То есть существует риск разрушения стабильных бизнес-мостов, которые возводились предприятиями не один год.
Среди возможных плюсов членства Жолудь называет увеличение экспортных потоков в страны Таможенного союза. Хотя и данный плюс не является стопроцентной гарантией. Яркий тому пример — Беларусь, которая не смогла избежать запрета экспортировать молочную продукцию в Россию. «Самое большое, на что может решиться Украина в таких условиях, — зона свободной торговли с членами Единого экономического пространства», — подытоживает Жолудь.
Зато директор Института экономики и прогнозирования НАНУ Валерий Геец считает, что строить торговую политику нужно, отталкиваясь от конкретных цифр, а не от чьего-либо желания. По его информации, с 2002 по 2009 год отечественный товарный экспорт в страны ЕС постоянно уменьшается (приблизительно с 36% до 25%), а в страны СНГ — наоборот, постоянно растет (с 24% до 34%). Эксперт делает вывод, что фактор торговой интеграции со странами ЕС срабатывает не так хорошо, как хотелось бы. Поэтому Украине нужно диверсифицировать торговые взаимоотношения. «Нужно уделять больше внимания взаимоотношениям не только с Россией или ЕС, а с Китаем, Бразилией, Индией, потому что именно в этих странах происходит ускорение экономического роста, ведь в ЕС в ближайшие годы оно будет очень медленным», — говорит «Дню» Валерий Геец.
Выпуск газеты №:
№32, (1996)Section
Экономика