Еще одна проблема...
Культуру питания в Украине необходимо формировать на государственном уровнеВ украинском обществе о понятии «культура питания» еще даже не начинали задумываться. Этой проблеме в силу тех или иных причин не уделяют должного внимания ни на глобальном государственном уровне, ни на самом элементарном — индивидуальном, то есть речь идет практически о каждом из нас. Все как-то не до этого, правда?
Если копнуть глубже, традиции украинской кухни достаточно «сытные». И это закономерно, ведь нашим предкам приходилось много усилий тратить на физический труд. Но сейчас, в эпоху «человека офисного», эта система питания, ориентированная на значительные энергозатраты, безусловно, требует пересмотра.
О проблеме культуры питания можно говорить с разными людьми и по-разному. Мы выбрали человека, который в полной мере ощутил на себе губительную силу того, на что наше общество пока что закрывает глаза. Алла ЦВЕТКОВА, сумев сбросить 86 кг веса, заново училась ходить и жить. Ее болезнь (которая возникла именно из-за отсутствия культуры питания) заставила ее изучить все, что связанно с особенностями «отношений» между человеческим организмом и едой. Благодаря этому Алле удалось выздороветь, изменить свое отношение к пище (что, как утверждает она сама, значительно важнее сброшенных килограммов) и разработать собственную методику нормализации веса.
— Существует ли в украинском обществе проблема лишнего веса и правильно ли оценивают ее те, кто обязан ее решать?
— Эту проблему не только недооценивают — мало кто даже подозревает о ее существовании. Тем временем у нас в стране каждый второй человек страдает пищевой зависимостью. Но есть ли в Украине хоть одна лечебница для полных людей? Кстати, подобные учреждения есть в Швейцарии, Англии, США. А выдают ли у нас больничные листы для человека, который весит, к примеру, 130 кг, чтобы он мог собраться, сжать себя в кулак и решить свой самый главный жизненный вопрос — вопрос выживания? В Украине нет ни одного института диетологии, ни одного официального медицинского издания, посвященного проблемам избыточного веса и занимающегося настоящей пропагандой здорового образа жизни. Для решения проблемы избыточного веса нужно вести масштабную пропаганду. Не политическую рекламу на билбордах развешивать, а разместить в центре городов хотя бы по два плаката с надписью: «Задумайся, что ты ешь». Ведь питание должно быть осознанным процессом. К тому же, в Украине недоброкачественные продукты питания. В США принято несколько государственных программ, направленных на изменение качества питания. Так, по одной из них в белую муку добавляют вещества, уменьшающие аппетит — чтобы человек меньше ел калорийной пищи. Кто-нибудь задумывается о том, сколько человек умерло от лишнего веса? Наша медицина на самом деле в большинстве своем обслуживает полных людей. Не надо их лечить и кормить таблетками! Им надо похудеть! Неинсулинозависимый диабет правильным питанием лечится за полгода. Тем временем работают фармацевтические концерны, комбинаты, закупаются лекарства у иностранных компаний.... Зачем человека с диабетом второго типа сажать на медпрепараты? Потому что кому-то выгодно, чтобы человек «кушал», кроме вредной пищи, еще и небезвредные медикаменты. Во всем мире лечение сахарного диабета начинается с обучения правильному питанию.
В жизни любого полного человека есть множество причин, которые заставляют его есть больше, чем нужно для нормальной жизни. В первую очередь это стрессы, недооценка со стороны окружающих. Когда жизнь не складывается, на помощь приходит еда. Дефицит друзей и доброты люди подсознательно пытаются компенсировать с помощью еды. Самый близкий друг — еда. Во-первых, он никогда не предаст и всегда будет рядом. Что может быть лучше, чем вернуться вечером с работы, приготовить свое любимое блюдо, включить телевизор и забыться? Это состояние можно определить как пищевую наркоманию. Ведь когда человек принимает наркотики, он выпадает из реального мира и ему все равно, что происходит вокруг. Но о наркомании говорят, ее лечат, наркоманию порицают. Куда проще есть.
— Если говорить о понятии культуры питания, что оно означает и на каком уровне в обществе эта культура должна прививаться?
— С самого раннего детства. В детском саду ребенок должен получать не картошку с комбижиром, а нормальное сочетание продуктов, которое способствуют обменным процессам. И если человек с самого детства будет питаться правильно, то ему на протяжении всей жизни вкус картошки с мясом нравиться не будет. А школа? Как можно детей кормить пирожками, пиццами и «сникерсами»? Кстати, нам уже поступило предложение разработать программу питания для дошкольных учреждений.
Прежде всего, культура питания — это объем еды, который не должен превышать 350 грамм за один прием пищи. Во-вторых, это правильные пищевые привычки, умение правильно готовить пищу и комбинировать продукты самым полезным для организма образом. И третье — так называемый центр голода. А это уже медицинская проблема. Центр голода зависит не только от того, что мы едим, но и от нашего психосоматического состояния. Ведь ожирение — это не только физиология, это и психология, психосоматика. Человек рождается — его шлепают и сразу дают поесть. И как только жизнь нас «шлепает», мы стремимся к тому, чтобы эту проблему «заесть». Есть понятия доброкачественного и злокачественного аппетита. Злокачественный аппетит проявляется, например, тогда, когда нам скучно, — и мы начинаем есть.
Многие говорят о «французском феномене». Поразительно, но пищевые привычки французов — это многообразная пища, порции которой покажутся нам катастрофически маленькими — такие мы проглатываем не глядя. И в современном мире французы почти не ощущают проблемы избыточного веса.
— Если эта проблема приобретает такие масштабы, то, очевидно, нуждается в решении на уровне государственном. Кто этим должен заниматься?
— Во-первых, конечно же, Министерство здравоохранения. Насколько я знаю, при областных эндокринологических диспансерах существуют центры ожирения. Но они работают по стандартным схемам. Первый вариант: сажают на «лечебное голодание», при этом забывают, что голод — не метод лечения ожирения. После тридцатидневного голодания пациенты возвращают весь вес, который потеряли, а, чаще всего набирают намного больше прежнего. Второй вариант: составляют диеты и с ними отправляют домой. А что если человек не может ее придерживаться? Ведут ли наши врачи пациента, проверяют ли, как он придерживается своей диеты, решают ли его проблемы, которые возникают во время диетического курса? Написать человеку схему правильного питания мало — надо сделать так, чтобы он смог и захотел этой схемы придерживаться.
А теперь заглянем в школу. Почти каждый день наблюдаю картину, как дети несутся к ближайшему ларьку, где покупают чипсы, леденцы, батончики... Почти в каждой школе есть свой частный предприниматель с такой продукцией. В результате наши дети больны «насквозь». У них появляется лишний вес, они не могут и не хотят заниматься спортом. И на этом этапе личность уже, можно сказать, полуразрушена. Неужели нашей стране нужно именно такое новое поколение? Государству должно быть выгодно, чтобы люди были здоровы.
— А в чем, по вашему мнению, состоит главный недостаток большинства диет?
— Безусловно, в каждой диете или программе похудения есть рациональное зерно. Но дело в том, что люди все разные. Любая диета не даст стабильного результата по нескольким причинам. Во-первых, в них не определена физиологическая норма еды каждого человека. Во-вторых, во время диет не вырабатываются пищевые привычки. Это значит, что человек садится на диету, терпит два-три месяца, а потом возвращается к прежней форме питания. Разработанная мной программа построена по принципу обучения: мы учимся готовить, думать и кушать. Но основная задача, которую должен решить человек, желающий похудеть — это научится не хотеть кушать. Не сдерживаться, не усилием воли отодвигать тарелку с едой и тайно о ней мечтать, а именно не хотеть. Это достигается трудом, выработкой правильных пищевых привычек и изменениями: главное — в физиологии, а потом — и в психологии. Пища — это в первую очередь энергетическая информация. Сначала мы должны очиститься от вредной информации, перестроить свой организм под принятие нового типа питания, а потом уже пойдут изменения на психологическом уровне. Все остальное не работает. Главная проблема в том, что в одиночку этому научиться сложно, хотя и возможно. Желательно, чтобы рядом был кто-то, кто через это уже прошел.
— Был период, когда ваш вес составлял 180 кг. Когда все жалуются на кризис, вам, должно быть, смешно... Где вы взяли силы для борьбы? Где ее искать?
— Внутри себя. Это называется чувство собственного достоинства. Я очень хотела выжить, родить ребенка. Выжила. Похудела. Ребенка пока не родила, хотя уверена, что и это у меня получится. Восемь лет я провела в заточении в квартире. Минус 40 килограмм — плюс 30. Минус 30 — плюс 40. Минус 15 — плюс 25. И так 16 лет подряд. Пока я не научилась сначала думать — а потом есть. И еще один важный момент — терпеть. Чувство голода — это такая же отрицательная эмоция, как ненависть, ревность, злость. Надо уметь терпеть, или, что еще точнее, не ощущать! Ни злости, ни усталости, ни депрессии, ни голода.
На моем пути было очень много людей — специалистов, врачей, экстрасенсов, психотерапевтов, психоаналитиков, йогов... Но я точно уверена в одном: любому полному человеку, который пытается вылечится от пищевой зависимости, жизненно необходима доброта. К сожалению, пока что наше общество не способно ни на сострадание, ни на помощь ближнему. Поэтому каждый из нас должен воспитывать в себе эти чувства.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ:
— вода 1—1,5 л в день: 1 стакан в час до — 17.00—18.00;
— за один прием пищи съедать не более 350 грамм еды. Если сразу выдерживать правильную норму еды не получается, работает правило № 1: если вы поели, а кушать хочется все равно, подождите 10—15 минут и скушайте половину порции или столько же, сколько уже съели;
— перерывы между едой не больше четырех часов.
Выпуск газеты №:
№29, (1996)Section
Общество