Князь Олег — сплав легенды и были
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20021206/4225-8-1_0.jpg)
Михаил Грушевский в своей «Истории Украины-Руси» первым украинским князем называет Олега. Труд академика долгое время был под запретом. Традиционно советская историческая наука стояла на том, что Олег — норманнского происхождения. Главным доказательством в пользу этого положения считалась запись в «Повести временных лет» от 879 года, где сказано о том, что Рюрик перед смертью передал княжение Олегу, происходившему из его рода. Новые историко-литературные исследования дают основания говорить, что Олег мог принадлежать к одной из знатных семей киевской земли. Тогда тезис Михаила Грушевского становится понятным и целиком правомерным. Больше о происхождении Олега неизвестно ничего.
В 882 году Олег возглавил своеобразную революцию в Киеве, инициировав смену власти и, что главное, — смену династий на киевском столе. Тогда он стал великим киевским князем и правил до 912 года. Как и почему так произошло? Летопись «Повесть временных лет» рассказывает, что на пути к Киеву Олег покорил Смоленск и Любеч. Потом, неся маленького Игоря на руках, подошел к Киеву. Летописец переворот Олега фактически оправдывает, отмечая слова Олега к Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжьего рода. Но я княжьего рода». Летописное упоминание о том, что Олег во главе военной дружины, плывшей флотилией по Днепру, захватил Киев, вызывает сомнения. Чтобы завладеть такой крепостью, нужно было не просто нападение на Киев, а хорошо спланированная и организованная военная акция, успех которой был бы невозможен без поддержки со стороны самих киевлян. Очевидно, Олег имел хорошие отношения с окружением Аскольда, особенно киевским боярством. Он мог возглавлять одну из военных дружин, бывшей на службе у Аскольда, поэтому и имел возможность войти в тесный контакт с боярами, поддержавшими политический переворот.
Почему Аскольда предало его окружение? Если склониться к мнению о том, что он сам принял христианскую религию и делал попытки ввести христианство как новую религию на Руси в 865-866 гг. (как свидетельствует гипотеза Михаила Брайчевского о Летописи Аскольда), то такой шаг князя мог вызвать сильное сопротивление и неудовлетворенность со стороны его окружения, в частности боярства. Такую версию отстаивает и русский историк В. Татищев в своей «Истории Российской».
Заняв великий киевский стол, именно Олег провозгласил, что Киев — мать городов Руских. С самого начала своего княжения Олег вел себя не как чужак, а как человек не только хорошо знающий дела государства, но и заинтересованный в усилении Руси. Будучи фактически представителем славяно-скандинавской династии, он содействовал ее быстрой славянизации. В его правление Киев окончательно превратился в столицу Руси. Власть Киева утвердилась над полянами, древлянами, северянами, новгородскими словенами, кривичами, радимичами, белыми хорватами, чудью, мерю. Осенью Олег выступал к «примученым» племенам и собирал дань — полюдье. Он позаботился и о надежной защите от варяжских набегов, выплачивая им ежегодно дань в 300 гривен.
Международная политика Олега была многовекторной. Он не определял какое-то одно приоритетное направление. Западная политика князя была направлена на Византию. Первый поход Игоря на Константинополь состоялся в 907 году. Кораблей у него было две тысячи. Когда греки перегородили залив Золотая цепь, чтобы не дать Олегу двигаться дальше, он приказал воинам поставить корабли на колеса. Руская флотилия неумолимо приближались по суше к столице Византии. Летописец восторженно описывает эту картину. Испуганные греки предложили мир. Сказание это, бесспорно, овеяно легендами.
Результатом того похода Олега стал договор 907 года Руси с Византией. Русь получила большую одноразовую контрибуцию; также греки были обязаны платить ежегодную дань таким городам, как Киев, Чернигов, Переяслав, Полоцк, Ростов, Любеч... Существенные льготы получили руские купцы, которые были даже избавлены от пошлины. Жили они в пригороде Царьграда, при монастыре св. Мамы, а в столицу ходили партиями не большими, чем 50 человек. В этом договоре есть и ряд статей, которые устанавливают нормы судопроизводства между греками и русичами. Последние имели право служить в императорском войске. А клялись русичи о соблюдении условий договора своими языческими богами — Перуном и Волосом (Влесом). Летопись отмечает, что именно тогда Олег повесил свой щит на воротах Царьграда в знак великой победы. Здесь же летопись фиксирует и то, что прозвали Олега Вещим.
Стратегически успешным был для Олега и 911 (912) год, когда «установили мир и заключили договор между греками и русью» — «для укрепления и подтверждения многолетней любви между христианами и русью». Видим возобновление и дополнение предыдущего соглашения. Здесь фиксируются правовые нормы в различных делах между русами и греками. Например: «А когда убьет, — христианина русин или христианин русина, — пусть умрет на месте убийства»; «А когда мы, русь придем к грекам или для торговли, или с посольством к вашему царю, то мы, греки с честью пропустим для продажи товары с руских ладей».
Летопись упоминает только западные походы Олега, а народная память сохранила и донесла до нас захватывающие сказания и о восточных походах князя — 909 — 910 гг. на Каспийское побережье, в 912 году — на Закавказье. Народ воспел эти походы в былинах, в частности, былине о походе Вольги Святославича на Индийское царство. Очевидно, что прообразом былинного Вольги является Олег. Вчитаемся в былину и увидим, что Вольга очень напоминает Олега. Он так же является киевским князем, он кудесник и обладает уникальными способностями — летает птичкой, бежит волком, несется горностаем, поэтому всегда побеждает врага.
Интересно, что вопрос о том, кто же прибил щит на воротах Царьграда до сих пор вызывает дискуссии. Очевидно, что толчок к этому дают византийские хроники, которые ничего не говорят о походе Олега на столицу Византии, а такое колоссальное событие они не могли проигнорировать. В то же время византийские хроники упоминают, что под стенами Царьграда был Аскольд. Если предположить, что летописание на Руси начали вести во времена княжения Аскольда как первого крестителя Руси, а его возрождение произошло во времена Владимира после 988 года, тогда можно допустить, что книжники Х века могли заменить имя Аскольд как того, кто прибил щит на воротах Царьграда, именем Олега. Но эта гипотеза противоречит материалу, авторитетность которого чрезвычайно весома, — устное народное творчество. Ее нельзя было переписать или цензурировать, «стереть» одно имя и заменить его другим. А в народных песнях именно Олег является фигурой, способной на такую колоссальную победу.
Киевская Русь эпохи раннего Средневековья славилась, как и многие другие государства Европы, высоко развитым искусством, которое творили певцы. Они сопровождали князя с его дружиной в походах, наблюдали за их подвигами и возвеличивали в песнях. Так создавался героический эпос. Князь-герой, конечно, идеализировался. Княжеский эпос, как и казацкий, возникал в ближайшем окружении князя, прославлял кодекс рыцарской чести. Он творил героя, перед которым будут склоняться поколения. Кроме того, в народном воображении Олег не просто князь, герой, но и кудесник, чародей. Интересно, что существует много упоминаний об языческих волхвах, но фактически никогда не говорится о главном волхве. У многих народов подробно описываются функции, которые должен выполнять главный маг или волхв племени. Возможно, на Руси главным волхвом был сам великий князь?.. Да и в Киеве Олег местом для своей княжеской резиденции выбрал Лысую Гору... Кроме того, он обладал пророческим даром, был ведуном. Олег предстает как кудесник и из-за звукового совпадения Вольга-волхв, а имя Олег в скандинавских языках переводится как «вещий», «святой».
Легендами овеяна и смерть Олега (вспомним «Песнь о Вещем Олеге» Александра Пушкина). Этот рассказ, помещенный в «Повести временных лет» под датой 2 сентября 912 года, перекликается со славянско-скандинавскими сагами. Олег встретился в лесу с волхвами, напророчившими князю смерть от коня. Он поверил в это пророчество и больше никогда не сел на своего коня. Узнав со временем, что конь умер, Олег пришел на поле, где были его кости, и поставил ногу на череп. Тогда из черепа выползла змея и укусила его. Так Олег встретил свою смерть. Вспомним былины о Вольге, где богатырь рождается от Змея, которого встретила его мать. Таким образом видим, как сын Змея принимает смерть от змеи. Это вечная идея цикличности жизни — все возвращается туда, откуда пришло. «Повесть временных лет» пишет, что похоронен Олег в Киеве на Щекавице (а Щек также означает «змей»).
Олег оставил после себя Русь мощным и сильным государством, так что история отдала ему должное. Очевидно, Олег — первый, кого можно назвать харизматичным лидером, значительной фигурой в истории Украины-Руси, правителем, благодаря которому государство уверенно двигалось по историческому пути.