Перейти к основному содержанию

Немонументальный маэстро

«О настоящем, о былом размышляет Евгений Станкович в беседах с Еленой Зинькевич»
14 ноября, 11:53

Этой осенью выдающийся украинский композитор Евгений Станкович отметил 70-летие! Эту дату вместе с родными и близкими юбиляра широко отмечала и продолжает отмечать вся музыкальная общественность, причем не только в Украине — например, в начале ноября в рамках фестиваля флейтовой музыки в Париже с успехом прошел авторский концерт нашего замечательного современника.

На днях, в ряду разнообразных концертно-театральных акций, связанных с юбилеем, состоялась одна, которую можно причислить к разряду подлинных событий. Речь идет о презентации книги «О настоящем, о былом размышляет Евгений Станкович в беседах с Еленой Зинькевич», проведенной в стенах Национального союза композиторов Украины — творческой организации, которой Евгений Федорович отдал более 40 лет жизни.

Выход издания объемом свыше трехсот страниц о такой масштабной, всемирно известной личности — Герое Украины, лауреате Шевченковской премии, народном артисте Украины, академике, профессоре, обладателе невероятного количества отличий и наград — уже сам по себе факт неординарный. Его весомость усиливается тем, что собеседником композитора в книге является известный музыковед, член-корреспондент Академии искусств Украины, доктор искусствоведения, профессор Национальной музыкальной академии Украины Елена Зинькевич, автор монографий и большого количества статей, в том числе и о творчестве Евгения Станковича. Таким образом, оба героя, которые, к слову сказать, связаны друг с другом творческими и дружескими узами со студенческих лет, — яркие личности, которые, каждый в своей области и во взаимодействии, во многом определили и сформировали лицо современной украинской музыкальной культуры.

— Люди делятся на разные категории. Одни очень активно контактируют с другими, другие замкнуты. Я себя считаю человеком, который очень редко говорит о своих проблемах, о своей внутренней жизни, которая, собственно, и является смыслом моего существования, — признался на презентации Е. СТАНКОВИЧ. — Только благодаря Елене Сергеевне я дал согласие на создание такой книги. Поскольку все люди складываются из противоречий, то многие вещи (в разное время) я по-разному оценивал. Поэтому на страницах книги можно увидеть разные ответы на одни и те же вопросы. О некоторых вещах, я считаю, пока рано говорить. А когда придет время, может, и скажу...

В тринадцати беседах со своеобразным прологом затронут широчайший спектр тем — от подробностей биографии композитора, бытовых, семейных вопросов, рассказов об учителях и коллегах до размышлений о творчестве, искусстве в целом и глубоких философских обобщений. Личность Евгения Федоровича Станковича предстает во всей масштабности и многогранности. Раскрываются его мощная, неповторимая индивидуальность, богатый внутренний мир, читателю предоставляется редкая возможность взглянуть на многое глазами самого мастера. И это невероятно увлекательно. Раскрыв книгу на любой странице, начинаешь читать и ...не можешь оторваться. Откровенность, открытость разговоров, обилие интересных деталей, неординарных мыслей захватывает.

«Я не боюсь, что мне скажут другие. Бояться нужно того, что сам себе говоришь». Эта фраза Евгения Станковича, приведенная в начале книги, поражает точностью, простотой, мудростью и заставляет задуматься: «А на самом деле, часто ли ты бываешь искренен сам с собой?»

КОММЕНТАРИИ

Елена ЗИНЬКЕВИЧ, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой музыки этносов Украины и музыкальной критики НМАУ:

— Почему был выбран жанр беседы? Наверное, каждый ощутил, что в наше время больше всего читают не беллетристику и не классику, а то, что называется нон-фикшн: переписку, биографии, мемуары. Захотелось сделать что-то в этом жанре. Однако любая биография — это всегда интерпретация. Если же говорить о мемуарах, то их писать еще рановато несмотря на то, что мы с Евгением Федоровичем уже перешагнули «экватор»...

Мы — люди одного поколения и одной культуры. Могут, конечно, сказать, что дистанция есть, так как Станкович — Герой Украины, народный артист и так далее по списку, регалий у него очень много! Но и Евгений Федорович, и я считаем, что «эполеты» не определяют достоинства человека. Была еще одна благоприятная причина — моя постоянная погруженность в музыку Станковича. Это, конечно, не открывает дверь в тот заповедный мир, где живет композитор, но все-таки приоткрывает. Неслучайно же говорят, что произведения — это свидетели жизни художника... Конечно, трудности были. Именно из-за них то, что было задумано давно, растянулось на несколько лет. Основная трудность заключалась в том, что Евгений Федорович считает, что жизнь — это не место для отдыха. Для него жизнь — место для работы.

Хочется надеяться, что в этой книге читатель встретится с живым человеком, а не «монументом», «памятником» самому себе, а также с яркой личностью, которая не только наделена большим талантом, но и такими дарами, которые сейчас редко, к сожалению, встречаются: даром совести, порядочности, высокой духовной и душевной культуры.

Особую благодарность хочу выразить супруге Станковича Тамаре Ивановне и его дочери Радмиле. Благодаря им удалось уточнить даты создания произведений, которые забыл Евгений Федорович, и рассказать о научном аппарате книги. Большая благодарность редактору Тамаре Борисовой, которая живет в Сумах. Именно ей принадлежит идея обложки книги, где фоном для замечательного портрета Евгения Федоровича служит «задник» декораций фольк-оперы, написанный в 1970-х для «Коли цвіте папороть» художником Евгением Лысиком. Это сочетание мне кажется символичным, потому что «Коли цвіте папороть» — одна из самых трагических страниц и в жизни Евгения Федоровича, и в жизни украинской культуры.

Понятно, что эта книга не рассчитана на массового читателя, но все же надеюсь, что многим она доставит удовольствие.

Юрий ЧЕКАН, доктор искусствоведения, доцент кафедры музыки этносов Украины и музыкальной критики НМАУ:

— Эта книжка связана с именами очень дорогих для меня людей — моего учителя Елены Зинькевич и композитора, с музыкой которого я рос. Еще учась в Ужгороде, знал, что наше музыкальное училище окончил выдающийся композитор Евгений Станкович. Во всех учебниках написано, что премьера Третьей симфонии «Я стверджуюсь» состоялась в Киевской филармонии. Но это не так! Первое исполнение этой симфонии было в Закарпатской филармонии (за месяц до того, как она была исполнена в Киеве). Тогда в Ужгород приехали Гизелла Ципола, Стефан Турчак, Евгений Станкович и Дмитрий Башкиров — и три дня подряд давали концерты (я тогда учился на первом курсе училища). Должен сказать, что эта книга — подвиг, потому что более сложного человека для интервью, чем Евгений Федорович, я в своей жизни не встречал! Он прекрасно обо всем говорит, но как-то так «заокругленно», что не зацепишься! Эта книга — не только о музыке Станковича. Она об украинской музыкальной культуре и об очень многих людях, которые создавали эту культуру и которые увидены очень добрыми глазами и почувствованы огромным сердце Евгения Федоровича. Для меня стали открытием очень многие вещи, которые Евгений Федорович сказал о Борисе Лятошинском. Для многих, наверняка, станет откровением то, что Станкович говорит об Олеге Киве — недооцененном в нашей культуре композиторе, душа которого очень тонко резонировала с тем, что делал Евгений Федорович. Я поздравляю героя книги и всех нас с тем, что эта книга есть. И с тем, что история украинской музыки получила личностное, персональное осмысление.

Тамара НЕВЕНЧАННАЯ, кандидат искусствоведения, ответственный секретарь Национального союза композиторов Украины:

— Возможно, многие видели балет Евгения Федоровича «Ночь перед Рождеством», поставленный в Национальной опере Украины. Недавно в филармонии исполнялась его легендарная фольк-опера «Когда цветет папоротник» и это стало событием в культурной жизни Киева. Из Львовской филармонии мне позвонили и рассказали, что там с огромным успехом прошел юбилейный концерт Евгения Федоровича, где исполнялись Литургия и «Купало» («Купало» также будет исполнено в Львовском оперном театре). Вскоре на малой родине Евгения Федоровича — в Ужгороде, состоится большой авторский концерт, где можно будет услышать лучшие симфонические и камерные произведения композитора.

В каждом концерте мы открываем для себя другого Евгения Станковича, потому что, как сказал Борис Пастернак, «талант — единственная новость, которая всегда нова!» Абсолютно нового маэстро мы видим в его беседах с известным музыковедом Еленой Зинькевич. Эта книга охватывает всю жизнь композитора и все то, что происходило вокруг него. Чем она отличается от других изданий? В книге Евгений Федорович рассказывает главным образом не о себе, а о других — тех людях, рядом с которыми шел по жизни. А это очень известные и очень интересные люди. И через их характеристики мы познаем и самого Станковича! И еще один важный момент: собеседница героя книги Е. Зинькевич — интересная личность. Елена Сергеевна всю жизнь изучает творчество Станковича и, фактически, держит «монополию» на эту тему. Многие из ее монографий посвящены произведениям, стилю, симфонизму, операм и балетам Евгения Федоровича. Композитор очень откровенно общался с Еленой Сергеевной. Они знакомы с юности, рядом прошли все этапы жизни. Поэтому все, что сказано в книге, — чистая правда!

Юлия БЕНТЯ, музыковед

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать