Канадский speaking tour с тематикой украинского Голодомора
Вместе с заместителем генерального директора Мемориала жертв голодоморов Лесей Онишко мы провели вторую половину ноября и начало декабря в Канаде с рассказами о самой тяжелой трагедии в истории украинского народа — Голодоморе 1932—1933 гг. Каждый день в Виннипеге, Эдмонтоне, Торонто и Монреале был насыщен встречами с учеными, студентами, журналистами, представителями украинской общины. Принципиальное отличие этой поездки ученых с тематикой Голодомора от предыдущих заключалось в том, что нашими партнерами стали не только университетские ученые, члены «Наукового товариства ім. Т. Шевченка» и представители диаспоры, но и руководители построенного в Виннипеге колоссального Музея прав человека и журналисты общенациональных средств массовой информации. Канадское правительство признало украинский Голодомор геноцидом и теперь призывает граждан страны с помощью СМИ, музейных экспозиций, школьных учебников, научных и научно-популярных публикаций признать справедливость такой оценки.
Меньше всего хотел бы выступить в газете с традиционным отчетом о заграничной поездке. Голодомор был настолько грандиозным в своей уродливой адскости явлением, что это побуждает к широким обобщениям. Немало собеседников в Канаде, которые искренне болеют за Украину, давали пессимистические оценки ее перспективам, исходя из существующей ситуации. Я убеждал их, что не все так плохо в нашем доме. Перспективу следует оценивать с учетом ретроспективы, в которой имели место Большой голод 1932—1933 гг., Большой террор 1937—1938 гг., катастрофические последствия Второй мировой войны, репрессивное давление Кремля на западные области Украины в послевоенные годы. С такой ретроспективы неудачи и провалы последних десятилетий будут выглядеть более понятно, а успехи и достижения — более значимо. Не нужно забывать и о том, что изолированность государств, которая была причиной национальных трагедий XX века, осталась позади. В современном глобализированном мире существует международная солидарность. В конечном итоге, действует Конвенция ООН об ответственности политических деятелей за геноцид. Полагаться нужно всегда на себя, но мы не одиноки в этом мире.
1. СТРАНА ЭМИГРАНТОВ
25 ноября в Украинском православном соборе в Виннипеге проходила божественная литургия. Отец Александр Гаркавый вспоминал Канаду там, где это было нужно по тексту, но в конце хор исполнил гимн «Боже великий, єдиний нам Україну храни!» Канадские украинцы имеют двойную идентичность: гражданскую — как граждане Канады и этническую — как украинцы. За последние 120 лет четыре поколения украинцев внесли весомый вклад в перестройку североамериканского континента, где возникли две могучие страны — США и Канада.
Обе страны были созданы эмигрантами, что определило их принципиальное отличие от других. В первый раз в истории и именно в Северной Америке начало развиваться гражданское общество, которое в мультинациональной среде приобретает вид политической нации.
В отдаленном будущем не будет ни национальных, ни социальных различий между людьми. Государства, нации, классы — это исторические категории, которые имеют начало и конец. По-видимому, североамериканский континент будет служить образцом того, как будет происходить процесс создания общества будущего. Такой процесс не зависит от воли человека, хотя может ускоряться или тормозиться под влиянием его усилий. Невозможно построить гражданское общество, как большевики строили коммунизм. Но можно уничтожить те его элементы, которые уже начали зарождаться в Российской империи, и это они успешно сделали.
Английский язык, очевидно, станет языком будущего, хотя существенно изменит свой вид, как мы уже видим, сравнивая язык Ч. Диккенса с газетным новейшим языком. Но внимание, которое проявляет канадская власть к сохранению и поддержанию языков и национальных, религиозных и культурных традиций своих граждан, достойно удивления. Все зависит от самих граждан — соглашаются ли они на ассимиляцию с тем большинством, которое все еще принадлежит англосаксам или хотят сохранить традиции предков. Выходцы из Украины — украинцы и меннониты успешно перестроили сеть общественных, экономических, культурных и других организаций, которая органично вплетается в канадское мультикультурное общество. Канада начинает, со своей стороны, сигнализировать, что она интересуется болезненными проблемами стран, из которых вышли ее граждане, если сами они не безразличны к ним. Этим объясняется интерес, вызванный канадским национальным Музеем прав человека к украинскому Голодомору.
2. К 80-ЛЕТИЮ ГОЛОДОМОРА
В ноябре 2013 года мировая общественность собирается почтить память жертв украинского Голодомора. Научный мир готов предложить ей новейшие разработки.
Находясь в Эдмонтоне, мы узнали, какие планы имеет Канадский институт украинских студий (КИУС), который работает при Университете Альберты. Буквально на днях была опубликована солидная (до 400 стр.) хрестоматия по истории Голодомора на английском языке, которую подготовили заместитель директора КИУС Богдан Клид и профессор Ратгерского университета (Ньюарк, США) Александр Мотыль. В ней напечатаны документы из архивов Кремля, донесения британских, немецких, итальянских и польских спецслужб, которые отслеживали ситуацию в Украине и на Северном Кавказе в 1932—1933 гг., свидетельства переживших голод, отрывки из исследований Джеймса Мейса, Роберта Конквеста, Терри Мартина, Николя Верта, Андреа Грациози, Девида Марплса, Олега Воловины, Романа Сербина и др. Составители хрестоматии имели ограниченные возможности для перевода текстов украинских ученых. Поэтому в книге представлены в основном отрывки из трудов, которые печатались за рубежом или на английском языке, — в Украине.
С декабря 2012 года в Альбертском университете работает консорциум, который будет распространять информацию о Голодоморе в школах и среди широкой общественности, в том числе путем перевода украиноязычных текстов. Существует договоренность об участии в консорциуме Канадского музея прав человека.
В Гарвардском университете (США) совместно с Институтом истории Украины НАН Украины готовится Атлас украинского Голодомора — как в печатном, так и в электронном виде. Институт истории Украины работает над многотомной «Хронікою колективізації та Голодомору в Україні (1927—1933)» и однотомной «Енциклопедією Голодомору». В Национальном музее «Мемориал жертв голодоморов» проходят исследования, связанные с преодолением информационной блокады голода 1932—1933 гг. в Советском Союзе (как известно, факт голода официально отрицался до декабря 1987 года). В Одесской научной библиотеке им. М. Горького готовится третий том «Бібліографії Голодомору» (в предыдущих томах, которые увидели мир в 2001 и 2008 гг., было зарегистрировано свыше 12 тыс. названий).
Издания, которые планируются в Северной Америке, обеспечены солидной финансовой базой. К сожалению, украинские труды выполняются отдельными энтузиастами в свободное от основной работы время.
3. ОСОЗНАНИЕ ГЕНОЦИДА
Между Канадским музеем прав человека, руководители которого побывали в Киеве летом этого года, и Украинским музеем «Мемориал жертв голодоморов» было заключено соглашение о сотрудничестве. Работники канадского музея принимали участие в наших встречах с коллективами, которые они сами выбирали. Главной темой выступления в неукраинских коллективах был рассказ о Голодоморе. В коллективах, где преобладали украинцы, мы старались осветить не столько факты, потому что они их знали, сколько связь между фактами. Документально установленная связь между событиями 1932—1933 гг. должна была помочь осознать характер сталинского преступления как геноцида. Наши встречи показали, что даже хорошо осведомленные с Голодомором люди отождествляли его с геноцидом сугубо механически.
В 2007 г. в Библиотеке газеты «День» появилась моя книга «Почему он нас уничтожал? Сталин и украинский Голодомор». В книге очерчивался узкий круг лиц, которые спланировали и осуществили акцию геноцида. Факты, связь между которыми иногда приходилось устанавливать любимым дедуктивным методом Конан Дойля, показывали, что к сталинскому преступлению было причастно около десятка высших функционеров. Все другие использовались «втемную», как выражаются в спецслужбах. Чтобы доказать, что И.Сталин имел физическую возможность манипулировать действиями миллионов людей, которые не осознавали конечной цели диктатора, понадобилось несколько лет работы. Некоторые выводы газета «День» уже публиковала в этом году. Двухтомную книгу «Коммунізм в Україні: від народження до загибелі» издательство «Темпора» выпустит к 80-летию Голодомора.
Начиная с 50-й годовщины Голодомора, это трагическое событие активно используется в противостоянии разных политических сил. Вследствие этого в обществе сложились ошибочные стереотипы, которые не так легко преодолеть. Чаще всего голодомор отождествляют с «раскрученным» понятием — еврейским Холокостом.
В своих выступлениях я объяснял, что Голодомор, в отличие от Холокоста, был следствием кратковременной репрессивной акции, вызванной определенными обстоятельствами места и времени. Иными словами, он был не этнической чисткой, направленной на освобождение территории для россиян, как принято думать, а террором голодом, который решал поставленное Сталиным задание: с помощью искусственно созданной ситуации абсолютного голодания свести к нулю повстанческий потенциал уже голодающего украинского села. Началом сталинской акции была замаскированная под хлебозаготовки конфискация в январе 1933 года всех продовольственных запасов села, которая осуществлялась в условиях физической и информационной блокады. Концом акции следует считать широко освещенную средствами массовой информации продовольственную помощь голодающему селу. Помощь предоставлялась через колхозы и совхозы с целью обеспечить весенний сев. Время от конфискации до помощи измерялось несколькими неделями. До многих крестьян помощь вообще не дошла, и в первой половине 1933 года погибли миллионы. Одновременно были репрессированы десятки тысяч представителей украинской интеллигенции.
4. КАК РЕАГИРОВАЛА АУДИТОРИЯ
Аудитория чаще всего не понимала смысла второй части сталинской акции: продовольственной помощи голодающим крестьянам. Конфискация продовольствия с одновременным установлением физической и информационной блокады воспринималась лишь как средство предварительно спланированного убийства. Это означало, что Голодомор отождествлялся с Холокостом. Привычное словосочетание «украинский Холокост» заставляло воспринимать подтверждаемый всеми свидетелями Голодомора акт конфискации продовольствия как способ умерщвления украинцев там и тогда, где и когда власть могла их найти. Нельзя отрицать того, что конфискация плюс блокада были орудиями убийства, но такой способ убийства нужно вписывать в контекст событий, происходящих на селе.
Спрашивали, почему многие люди в Украине не признают Голодомор геноцидом. Отвечать несколькими словами было невозможно. Еще у большинства граждан сохранилось советское сознание, но осуждать их за это могут только те, кто в те времена не боялся обнародовать свое инакомыслие. Сколько диссидентов насчитывалось в Украине, начиная со времен Н.Хрущова? Не больше тысячи на полсотни миллионов населения. А до Хрущова несогласные с режимом даже не успевали становиться диссидентами. Каждый, кто обнаруживал инакомыслие, немедленно объявлялся врагом народа. Великий пролетарский писатель Максим Горький высказывался так: «Если враг не сдается, его уничтожают».
Людям, воспитанным советской школой, трудно поверить в то, что власть могла осознанно уничтожать миллионы собственных граждан. Но Голодомор не считают геноцидом и те, кто не может представить себе, что советская власть уничтожала украинцев там и тогда, где и когда она их находила. Я тоже не могу представить себе такого, и считаю Голодомор геноцидом только потому, что не вижу его родства с Холокостом. Чем больше людей будут узнавать о механизме Голодомора, то есть о том, как все происходило, тем меньше останется тех, кто не считает его геноцидом.
Спрашивали, почему в официальных документах фигурируют голодоморы, а не Голодомор? Ведь гибель людей от голода в 1921—1922 и 1946—1947 гг. была вызвана преступной бездеятельностью власти в условиях масштабных засух и послевоенных хозяйственных разрух. В те годы власть не ставила на поток уничтожения собственных граждан. Я ответил, что соглашаюсь с такой аргументацией. Переквалификация усложненных засухами послевоенных голодов в голодоморы была обусловлена такой же политической спекуляцией на народных трагедиях, как немотивированное увеличение количества жертв Голодомора 1932—1933 гг. до 10 и даже до 15 млн человек.
***
Эти дорожные заметки не имеют единой структуры и обращены в будущее, а не в прошлое. Граждане Украины и мировая общественность должны знать, что происходило на бескрайних полях Украины и Северного Кавказа в зловещем 1933-м. Это будет способствовать укреплению доверия между украинцами и россиянами, осознанию Голодомора как геноцида международной общественностью и преодолению коммунистических стереотипов в мышлении наших граждан. Разговоры правительственных чиновников о реформах будут оставаться лишь разговорами, пока в украинских городах будут стоять монументы Владимиру Ленину и Феликсу Дзержинскому.
Выпуск газеты №:
№228, (2012)Section
Подробности