Перейти к основному содержанию

Как отойти от стереотипов?

III Международный конкурс инструментальных ансамблей им. Д. Бортнянского выполнил три условия, которые обеспечивают форуму долгую творческую жизнь
18 декабря, 14:23
СТРУННЫЙ АНСАМБЛЬ QUATTRO CORDE (ИВАНО-ФРАНКОВСК) ПОЛУЧИЛ II ПРЕМИЮ НА КОНКУРСЕ им. Д. БОРТНЯНСКОГО / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Имя нашего выдающегося соотечественника, уроженца Черниговщины, известного композитора Дмитрия Бортнянского, творческое наследие которого принадлежит не только украинской и русской нации, но и всему культурному миру, стало объединяющим фактором для многочисленных конкурсантов из трех стран — Украины, России и Беларуси.

На торжественном закрытии конкурса руководитель Представительства Россотрудничества в Украине Константин Воробьев отметил: «Для того чтобы конкурс имел гарантию продолжительной жизни, должны быть выполнены три условия. Первое — чтобы конкурс состоялся трижды (магическая троица!); второе — чтобы у конкурса был свой слушатель; и последнее — чтобы конкурс стал трамплином в дальнейшей исполнительской карьере для его лауреатов». Первые два условия уже выполнены: торжественный гала-концерт состоялся в Национальной филармонии, убедил собравшихся в том, что элитарный жанр камерного музицирования в настоящее время имеет неопровержимый спрос у современного слушателя. Зал был заполнен и безразличных среди публики не наблюдалось. Щедрые овации, крики «браво!», которыми слушатели награждали своих фаворитов, сопровождали все выступления лауреатов.

Концерт стал парадом разнообразных, чрезвычайно индивидуальных, иногда просто неожиданных по составу ансамблевых объединений. Согласитесь: дуэт валторны и фортепиано (и это притом что на валторне играет хрупкая юная девушка) — поразительное и в то же время трогательное зрелище! Пестрый калейдоскоп таких ярких, оригинальных и прежде всего виртуозных выступлений, разнообразие музыки — от И.С. Баха, Д.Бортнянского, до произведений композиторов XX века — С.Рахманинова, Р.Глиера, Д.Клебанова, А.Штогаренко, а также современных украинских мэтров — Е. Станковича, М.Скорика, а рядом с ними — веночек украинских народных песен В.Попадюка и зажигательная, в ритме танго, музыка А.Пьяццоллы — так на одной концертной сцене в рамках одного конкурса состоялся своеобразный диалог академических и народных жанров и стилей ансамблевого исполнительства. Именно такой с самого начала и была основная «интрига», концептуальная задумка этого конкурса.

— Наш конкурс собрал в формате одного проекта самые разнообразные по составу ансамбли — квартеты, трио, фортепианные дуэты, — рассказала «Дню» президент Благотворительного фонда «ВИВАТ АРТ», председатель оргкомитета конкурса Светлана СУХОМЛИНОВА. — Было разнообразие ансамблевых составов исполнителей на народных инструментах, как, например, сочетание бандуры и флейты или гитары и домры. В этот раз соревновались две категории — до 22-х лет и до 35-ти. Не могу не выразить свое восхищение «золотыми» призерами: прекрасным, зрелым дуэтом киевлян «Improvisus» в составе Артема Полуденного (виолончель) и Дарьи Харитоновой (фортепиано), уникальным дуэтом валторны и фортепиано (москвички Мария Балагур и Ирина Рябикова), удивительной игрой Ансамбля солистов под руководством Елены Короленко из Ужгорода, чрезвычайно ярким, даже несколько экзальтированным выступлением коллектива Contrast-trio из Ростова-на-Дону (Россия), изысканной игрой ансамбля «Крещендо» из Киева; высокопрофессиональным ансамблем из Ивано-Франковска Quattro Corde (II премия). Несколько ансамблей презентовал Харьков, а Минск отличился настоящим «десантом» из пяти коллективов. Трогательно и нежно прозвучал Квинтет Д.Бортнянского в исполнении очаровательных девушек из Беларуси — квинтета флейтисток под названием «Нимфы», которое исключительно подходит этим юным призерам.

Мы стремимся немножко «расшевелить» наше музыкальное сообщество, оторвать его от стереотипов концертного репертуара, пробудить исполнительскую инициативу молодых музыкантов, заставить обратить свои взоры в сторону соседней Западной Европы, ведь там ансамблевая музыка занимает топовые позиции в концертном репертуаре. В разных уголках Европы, курортных городках проходят многочисленные конкурсы и фестивали камерной музыки. Важно, чтобы студенты музыкальных училищ и вузов не просто «сдавали» предмет «класс ансамбля», а включали свой исполнительский потенциал, свою фантазию и чаще обращались к колоссальным залежам камерной инструментальной музыки, не апробированным еще на наших эстрадных сценах. А если эта музыка еще и преподносится в оригинальной современной аранжировке, то концертная палитра музыкальных программ обогащается до неузнаваемости. И это в результате отвечает запросам нашего времени — интенсивному поиску новейших форм, средств, форматов жизни творческих артефактов.

Всех нынешних лауреатов обязательно пригласят на концертные мероприятия, которые будет организовывать наш Фонд, а российская сторона будет привлекать наших призеров к своим творческим проектам.

Своими впечатлениями от конкурса поделились и члены жюри.

 

Анатолий БАЖЕНОВ, профессор НМАУ, народный артист Украины:

— Я еще нахожусь под впечатлением работы жюри в Международном музыкальном конкурсе им. Лысенко — сугубо академическом по формату. И вот Конкурс Д.Бортнянского развернул передо мной интересную, «микстовую» панораму. Сначала это показалось несколько необычным, и почти сразу эта демократичность в принципах отбора участников, без суровой дифференциации их на «академических» и «народных» показалась весьма привлекательной и оригинальной. Тем более что уровень исполнителей обеих категорий был чрезвычайно высоким, а профессиональное мастерство всегда ценится аудиторией слушателей. Конечно, для усиления демократической направленности этого мероприятия, для увеличения количества посетителей конкурсных выступлений стоило бы проводить прослушивание в более просторном концертном помещении (камерное пространство зала Российского центра науки и культуры явно было мало для этого). Не могу не отметить прекрасный состав жюри (во главе с композитором Евгением Станковичем), в состав которого также вошли именитые музыканты из Киева, Москвы, Минска, с ними работалось комфортно и продуктивно. В целом же идею такого конкурса обязательно нужно поддержать, ведь он направлен на постепенное привлечение широкой аудитории слушателей к знакомству с еще неизвестными и малоизвестными шедеврами камерно-инструментальной музыки разных эпох. Конкурс имени Дмитрия Бортнянского имеет потенциал для того, чтобы вскоре пополнить линейку имиджевых музыкальных конкурсов».

 

Леонтий БЕЛЕНОВ, профессор РАМ им. Гнесиних, заслуженный деятель искусств Российской Федерации:

 В этом конкурсе я принимаю участие впервые и уже немало интересного слышал о нем. Скажу откровенно: Конкурс им. Бортнянского принадлежит к категории престижных. Большинство участников были ближе к классическим моделям ансамблевого состава. Но поразила общая панорама конкурса: аутентичные (почти) народные ансамбли (домра, баяны, цимбалы и тому подобное) мирно «взаимодействовали» на сцене с академическими струнными квартетами и дуэтами. И, знаете, это «соседство» чрезвычайно поразило: вот вышел ансамбль с народными блок-флейтами, а затем выступил ансамбль классических флейт. И в этом необычность и привлекательность такого соревнования. Огромная роль этого конкурса и в повышении профессионального мастерства его участников, будь то носители академической исполнительской культуры, или фольклорной традиции музицирования. Важно, что абсолютно все участники засвидетельствовали высокий уровень профессиональной подготовки. Но главное все же, что эмблемой этого соревнования стала удачно подобранная фигура знаменитого Дмитрия Бортнянского, который в своей эпохе был и в настоящее время остается движущей силой на пути сближения и обогащения культур.

Думаю, что конкурсу стоит сохранить и избранную стратегию развития, и такую же четкую организацию его проведения, ведь на протяжении всех дней и членов жюри и конкурсантов объединяла атмосфера доброжелательности, гостеприимства и комфорта.

Не исключено, что вскоре Конкурс им. Д.Бортнянского станет настоящим законодателем новых приоритетов в современном концертном исполнительстве — а именно усилит интерес и музыкантов и публики к инструментально-ансамблевым произведениям. Ведь первые показательные и убедительные шаги в этом направлении его организаторами уже сделаны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать