Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

ГАИ хотят заставить отлавливать таксистов-нелегалов

Эксперт: «Если вы хотите, чтобы водитель перед выездом прошел медосмотр, а машину проверил механик, — все это увеличивает себестоимость услуги»
30 января, 10:13
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В Украине начали действовать обновленные правила контроля за рынком такси. С 5 января 2013 года вступила в силу новая редакция Закона Украины «Об автомобильном транспорте». Согласно ему, все, желающие работать таксистом, должны получить статус частного предпринимателя и обзавестись соответствующей лицензией на предоставление услуг. Контроль над соблюдением этих требований будет осуществлять Государственная инспекция по безопасности на наземном транспорте. Полномочия ГАИ остались неизменными. По мнению участников рынка, исполнение данного закона поможет существенно снизить уровень «теневого» рынка такси. В первую очередь речь идет о том, чтобы убрать с дорог так называемых грачей (таксисты-нелегалы, работающие не выплачивая никаких налогов и сборов). Однако инициаторы закона признают, что снижение «тени» удаться достигнуть только в случае дальнейшего совершенствования пунктов закона и увеличения штата «контролирующих» исполнение этого закона.

Для контроля над соблюдением норм закона значительно расширены полномочия контролирующего органа — Управления государственного контроля и надзора за безопасностью на наземном транспорте. «Данный закон дает нам возможность более жестко контролировать работу такси и порядок на этом рынке», — рассказывает начальник Управления государственного контроля и надзора за безопасностью на наземном транспорте Богдан Свищовский. Предусмотрены рейдовые проверки автомобилей «с признаками такси» на предмет наличия у них соответствующей лицензии. «Для таких перевозчиков будут применяться штрафные санкции», — сказал он. Так, минимальный размер штрафа для таксиста-нелегала составляет 1700 гривен. Если нарушение зафиксировано у легального водителя такси, ему грозит штраф в размере от 510 до 1700 гривен.

«Рейды, конечно, вещь хорошая, но порядок наводится не рейдами, а постоянной, ежедневной, кропотливой работой. Если будет работа соответствующих ведомств по устранению с рынка нелегалов, можно говорить о каком-то успехе», — в ответ на такие инициативы говорит собственник фирмы такси Сергей Коломацкий. По его мнению, наводить порядок на рынке такси надо совместно с общественными организациями.

Председатель Профессионального союза таксистов Украины Василий Попик добавляет, что «данным законом Государственная инспекция по безопасности на наземном транспорте получила форму и жезл, чтобы иметь право на дороге останавливать перевозчика с целью проверки легальности его работы». Инспекция также получила беспрецедентное право изымать транспортное средство у нелегального перевозчика в случае неоднократного нарушения водителем закона. «Это норма прямого действия, которая, надеюсь, выведет наш рынок такси из тени», — заявил Попик. Формы и жезла у таких инспекторов пока еще нет, но они работают совместно с гаишниками, которые по их просьбе останавливают машины такси.

Что ж, с виду правила вроде бы суровые. Но действенные ли? Ведь, в распоряжении киевской Инспекции всего 10 инспекторов? А как показывает простой анализ закона, чтобы избежать его действия таксистам стоит только снять со своих машин «шашки». На эти тезисы один из инициаторов закона — господин Попик — ответил, что, дескать, на сегодня организацией разрабатывается еще ряд мер по усилению действия закона. В частности, уточнил он, рассматривается возможность использования механизма «контрольной закупки» (когда звонят в службу такси и в ответ приходит сообщение, что во столько-то будет такой-то автомобиль). «Мы будем действовать методом контрольных закупок, поскольку вызов такси — это услуга, законодательство предоставляет такое право», — подчеркнул он. Однако и тут не все так просто. В разговоре с «Днем» Свищовский подтвердил, что данный механизм в действующем законе не прописан, так что таксисты спокойно могут обращаться в суд. Стоит подождать первого судебного прецедента, и будет понятно, на чей стороне правда.

Наверное, понимая неустойчивость такого механизма, авторы совершенствования законодательства для рынка такси готовят и другие запасные варианты. В частности, Профессиональный союз таксистов Украины, по словам Попика, намерен добиваться внесения изменений в Правила дорожного движения в части наделения сотрудников ГАИ дополнительными полномочиями и обязанностями в отношении такси. «Если водитель за рулем автомобиля с признаками такси нарушает Правила дорожного движения, мы очень хотим, чтобы сотрудник ГАИ, проверяя у него документы, должен проверить и разрешительные документы данного таксиста», — пояснил он. Попик уверен, что если удастся провести такие изменения в закон, тогда и контроль будет более эффективным. В целом же, по словам Попика, благодаря таким мерам за год реально снизить теневой рынок такси с нынешних 80% на 20—30%.

Борьба с тенью — это хорошо. Но возникает еще один немаловажный момент: какой будет конечная цена для потребителя услуг такси? Ведь появление новых контролеров в условиях торможения коррупционной реформы может накрыть медным тазом любую благую идею. Кроме того, постоянно меняющееся налоговое законодательство на фоне усиления процессов монополизации экономики (о чем в последнее время не единожды упоминают украинские эксперты) тоже не дает оптимистичных прогнозов.

«Если киевский таксист в среднем выполняет от 5 до 9 заказов в день, то при нынешнем ценовом диапазоне — лицензия, налоги, — с каждой поездки он должен будет откладывать примерно 1,5 гривны, чтобы соблюсти все юридические формальности и не быть должным государству. Это примерная цена для самозанятого. Сюда не входят никакие затраты, связанные с технической стороной ведением бизнеса — содержание, заправка, ремонт автомобиля и прочее», — рассказывает бухгалтерию для легального таксиста-частника Коломацкий. По его словам, легальная и качественная работа на рынке такси предполагает «адекватные цены» на услуги — «иначе я парк просто не обновлю, и мне будет сложно технически обслуживать машину». При условии, что таксист работает 6-8 часов, минимальная рентабельная цена должна составлять пять гривен один километр, отвечает он на вопрос «Дня». «Сегодня же в Киеве мы можем найти компании, которые заявляют цену за километр 1,8—2,2 гривны», — подытожил Попик.

Хотя, убежден владелец фирмы такси, цена будет зависеть от пожеланий клиента. «Если вы готовы ездить на ВАЗ-2101 1981 года выпуска — ваше право, тогда цена будет одна. Если вы хотите автомобиль не ниже, чем Chevrolet Lacetti, желательно не старше 2—3 лет, то другая. А если вы хотите, чтобы водитель перед выездом прошел медосмотр, чтобы его элементарно осмотрел фельдшер на предмет, не с «бодуна» ли он, а машину проверил механик, — все это добавляет свою долю цены в себестоимость данной  — пояснил Коломацкий.

По подсчетам Попика, стоимость услуг такси возрастет ровно настолько, насколько заработает закон, насколько хватит инспекторов Государственной инспекции Украины по безопасности на наземном транспорте для контроля за нелегальными таксистами.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать