Берегите дельфинов!
Научный руководитель севастопольского дельфинария в Артбухте Александр ЖБАНОВ — о радостях и бедах этих животных на воле и в аквариуме
Дельфинарий в Артбухте — визитная карточка Севастополя. Его обитатели — улыбчивые дельфины, беззаботные морские котики, черные австралийские лебеди и громкие попугаи. Экскурсию для «Дня» провел научный руководитель севастопольского дельфинария в Артбухте Александр ЖБАНОВ.
Александр Васильевич сразу с гордостью отметил: «Мы можем с удовольствием сказать о том, что у нас в прошлом году родился дельфин, морской котик и рождаются черные австралийские лебеди, что свидетельствует о том, что условия содержания животных на должном уровне». Дельфиненка назвали Сева в честь родного города. Сева — уже пятый рожденный в дельфинарии. Сейчас малышу пять месяцев. Пока детеныш питается молоком мамы и понемножку кушает рыбу.
Научный руководитель севастопольского дельфинария в Артбухте рассказал: «Наш дельфинарий является одним из исполнителей государственной научно-практической программы, которая называется «Дельфин». Она утверждена десять лет назад и является бессрочной. Вместе с Карадагским природным заповедником, Академией наук Украины, предприятием «Лаборатория Брема», Евпаторийским дельфинарием мы занимаемся изучением дельфинов с целью сохранения их генофонда. В этом направлении мы достигли значительных результатов: и на Карадаге, и в Евпатории организованы спасательные отряды по оказанию помощи бедствующим животным, выпустили плакаты с телефонами и раздали от Карадага до Евпатории всем организациям, которые находятся ближе к берегу. От них, а также от жителей Севастополя мы получаем сигналы о том, что дельфинам нужна помощь. Много животных, оказывается, запутываются в водорослях, в обрывках сетей, попадают на мелководье. Наши специалисты освобождают животных, если есть раны, обрабатывают. И после инъекций, стимулирующих деятельность сердца и других органов, буксируют их на глубокое место. К сожалению, изымать бедствующих дельфинов из природы мы не имеем права». Александр Жбанов говорит: «В спасении дельфинов есть один нерешенный вопрос: мы иногда сталкиваемся с дельфинами, которые находятся в очень плохом состоянии, и наши специалисты видят, что они не выживут. В подобных случаях положено убивать дельфина, так делается в странах Европы, выстрелом из ружья в голову. Но мы этого делать не можем, поскольку не уполномоченные, и, к сожалению, после спасательных операций буксируем дельфинов на глубокие места, но понятно, что они погибнут». Однако такие случаи единичные, в основном бедствующих дельфинов удается спасти. Научный руководитель севастопольского дельфинария в Артбухте утверждает: «Каждый год мы спасаем около десяти дельфинов».
Также опасность представляют камбальные сети, в основном азовкам — самым маленьким дельфинам. Александр Васильевич объясняет: «Дельфины застревают в сетях и гибнут, а весной и летом (в период рождаемости) как только мать застревает в этих сетях, то без нее погибает рожденный дельфиненок. Из этого положения выход есть: покрывать сети особым составом, чтобы они были заметны для дельфинов. Но для этого нужны деньги, государственное финансирование — его пока нет, поэтому гибель дельфинов в камбальных сетях продолжается».
Специалисты дельфинария разработали механизм отпугивания дельфинов от сетей. Это гидроакустические излучатели с автономным источником питания, то есть своеобразные маячки: дельфин слышит этот сигнал и не подходит к этому месту. Но, опять-таки, не хватает финансирования.
Александр Жбанов также развеял мифы некоторых граждан, которые ратуют за упразднение дельфинариев. «Если дельфины содержатся в хороших условиях, они живут дольше, чем на воле. На воле они живут порядка тридцати-сорока лет, а в хороших условиях дельфинария — пятидесяти и больше». В современном мире жизнь китообразных под угрозой: выбросы нефти, шум судов, малое количество рыбы... Поэтому в севастопольском дельфинарии китообразным живется комфортнее, чем на воле. «Мы кормим дельфинов семью сортами рыб, в том числе и лососевыми, кроме того, даем еще кальмары и витамины», — рассказывает Александр Жбанов. Летом средний дельфин ест около десяти килограммов рыбы в день, зимой его энергетические потребности возрастают, и он съедает 15 килограммов. «Мы открываемся 1 мая и закрываемся 1 ноября. За эти сто дней нам надо заработать на корм дельфинам и на хлеб тренерам, потому что кормить и тех, и других надо круглый год», — улыбается Александр Жбанов.
Сегодня в дельфинарии живут четыре дельфина и восемнадцать морских котиков, работают тридцать сотрудников, среди которых есть те, что круглосуточно дежурят для того, чтобы в случае сигнала SOS прийти на помощь дельфинам, терпящим бедствие.
Сотрудники дельфинария обращаются к читателям: если вы увидели дельфина, которому нужна помощь, — звоните по телефонам службы спасения дельфинов: Евпатория (06569) 2709946235; Севастополь (0692) 559955; Ялта (0654) 350028; Феодосия (06562) 26204; Симферополь (0652) 514272.
Выпуск газеты №:
№18, (2013)Section
Общество