«Мы хотим воспитать клиента, который будет понимать, зачем ему экономить»
Киевская гимназия №178 наряду с еще десятью столичными школами стала пилотным участником проекта «Энергоэффективные школы»В учебную программу 6—8 классов тут введен факультативный курс «Основы теплоснабжения и энергосбережения» (в основе учебного курса —американская программа Green Schools, переработанная с учетом украинских реалий, а начало этому направлению в Украине положила тоже американская USAID — программа «Реформа городского теплообеспечения»). Но дети будут заниматься не только теорией. Они попробуют воплотить свои знания в реальные дела: компания ДТЭК объявила конкурс на пять лучших проектов, направленных на сокращение потребления тепла и электроэнергии в школьных зданиях. Победители получат замечательные призы: компания профинансирует реализацию этих проектов. А пока ДТЭК уже инвестировал в методическую поддержку проекта более миллиона гривен.
На праздник энергоэффективности, как окрестили дети официальный запуск этого проекта, в школу пришел первый заместитель столичного мэра Александр Мазурчак. Зачем заниматься энергосбережением на уровне школы, спрашивает заместитель мэра и очень доходчиво объясняет детям суть проблемы энергоресурсов на планете Земля: «Мы их (ресурсы) используем и дальше у нас их не будет». А что делать? Мазурчак рассказывает об инициированном ДТЭК и поддержанном киевской властью проекте термомодернизации школы и детского сада в столичном Оболонском районе. Из городского бюджета на это уже потрачено девять миллионов гривен, ДТЭК вложил три миллиона. Реконструированная школа войдет в строй в этом году, а в детском садике уже использованы все известные приемы для экономии тепла, электроэнергии и воды. (Автор, кстати, там был и все это видел).
Виктория Гриб, менеджер ДТЭК по устойчивому развитию, разговаривала с детьми, как с взрослыми. «Мы с вами уже являемся партнерами, — заявила она, — Если каждый из вас, реализуя этот проект, приложит частицу своей души, я уверена, успех ему обеспечен».
Директор ДТЭК по внешним связям Александр Толкач сетует: «Взрослые почему-то очень тяжело учатся чему-то новому. И мы подумали: есть же те, кто всегда готов к новым знаниям, кому они интересны — это дети. Мы хотим вместе с вами понять, как же нам изменить нашу жизнь, осознать, не слишком ли мы много потребляем, и потому слишком много за это платим. Мы в первую очередь заинтересованы в том, чтобы люди платили справедливую цену за то, что они действительно с пользой используют, а не за то, что уходит, как говорится, на ветер. Мы надеемся на будущих победителей конкурса проектов. Я также надеюсь, что киевские дети, не дожидаясь участия взрослых, станут застрельщиками движения за энергоэффективность».
Когда торжественная часть подошла к концу и гости выговорились, слово взяли гимназисты и уверенно доказали, что честь поучаствовать в этой программе и побороться на конкурсе досталась им не случайно. Не будем рассказывать, что по итогам независимой оценки знаний выпускники гимназии вошли в пятерку лучших школ столицы, не станем перечислять наград, полученных гимназистами за участие в различных конкурсах и олимпиадах, в том числе и тех, что проводились Малой академией наук как по гуманитарным, так и по естественным дисциплинам. Очень сильное впечатление произвел незаурядный уровень креатива, продемонстрированного в ходе то ли веселого капустника, то ли презентации не по-детски осмысленного подхода к энергоэффективности.
Вот некоторые его образцы. (И не грех бы позаимствовать эти мысли некоторым «дядям» и «тетям»). «С пеленок знать: ресурсы страны мы все экономить должны». «Только там народ богат, где энергию хранят». «Нельзя быть равнодушными, иначе природа без нас погибнет, погаснет день и упадет на Землю нескончаемая ночь...»
В небольшом перерыве, пока дети готовились к выступлениям, «День» подошел к Александру Толкачу с несколько ехидным вопросом: а не проще ли вам самим заказать эти проекты специалистам, чем детям, проще и, может быть дешевле? «Важно не просто иметь проекты, — ответил директор ДТЭК, — важно, чтобы дети поняли, зачем это делается. Энергия — вещь невидимая. И людям до сих пор непривычно оперировать такими понятиями, как ее (энергии) экономия. Пока дома батареи теплые, никого не интересует, что там происходит за ними. Сколько теряется тепла попусту, сколько бездарно тратится денег. А дети — это те, кто способен очень быстро впитывать все новое. И они придут домой и объяснят родителям: и зачем свет выключать, когда светло, и зачем окна утеплять, счетчики ставить...»
Выпуск газеты №:
№23, (2013)Section
Экономика