Перейти к основному содержанию

Не потерять гения

Кирилл Дудко сделал сенсационное открытие — благодаря наблюдательности, эрудированности и Интернету. В то же время доступ к всемирной сети — все еще проблема для многих потенциальных «первооткрывателей»
13 февраля, 11:23
Кирилл Дудко

Недавно донецкий школьник сделал сенсационное научное открытие: 14-летний Кирилл Дудко на глубине 894 метра увидел морского слона, который поглотил 70-сантиметровую миксину. Парень наблюдал за этим в режиме он-лайн с помощью сайта океанологической обсерватории канадского проекта Neptune. Все справочники ранее говорили, что слон не может находиться на такой глубине, поэтому Кирилл написал ученым канадского проекта Neptune с просьбой разъяснить ситуацию. Как вскоре оказалось, мальчик сделал открытие, и на сегодняшний момент жизнь морских слонов для ученых-океанологов обрела новый смысл. Но и для самого школьника она тоже стала более занимательной. Мама Кирилла, Светлана ДУДКО, отметила, что у сына проявился больший интерес к учебе, он стал больше интересоваться наукой, увлекся биологией. Сейчас Кирилл — учащийся Донецкого лицея «Интеллект». В этом году он поступил туда в 9-й класс. «Мы отдали сына в девятый класс, чтобы привить любовь к учебе, так как обучение в лицее приближено к вузовскому — занятия проходят парами, и суббота — рабочий день. Многие ученики пишут работы в Малую академию наук. И, как мне кажется, обучаясь в лицее, Кирилл больше стал уделять внимания учебе. Биологией он интересуется с раннего детства. Правда, вначале это был интерес к насекомым. Но, увидев передачу проекта Neptune на Discovery Channel, всерьез заинтересовался подводным миром. Мы, конечно же, поддерживаем его интерес. Во-первых, морально, а во-вторых, оказываем помощь в общении с участниками проекта, канадской прессой (помогаем переводить на английский), советуем, какую музыку наложить на видео, которое Кирилл размещает на своем канале в YouTube», — рассказывает Светлана.

Ольга МИХАЙЛИК, учитель биологии, также отмечает интерес Кирилла к науке. «Кирилл очень скромный, стеснительный, но с огромной увлеченностью биологией. У нас очень хорошая материальная база. Есть два компьютерных класса, кроме того, в и каждом обычном классе стоит по одному компьютеру. На наших уроках, к примеру, мы можем устроить пресс-конференцию, форум. Наши дети готовят презентации. Мы с завидной частотой посещаем краеведческий музей. Все это пробуждает интерес к науке. Многие из учеников пишут работы в Малую академию наук. Но сегодня все-таки больше детей хотят быть медиками, а вот биология привлекает не всех», — говорит учитель.

«Если преподавать науку интересно и весело, то и детям будет интересно, они захотят делать все сами», — рассказывают ребята из группы «Трюки науки» — Стекляшкин и Ухтышкин. Во время их шоу на Донецком телевидении демонстрируется множество экспериментов, которые имеют не только зрелищный, но и познавательный эффект. Такая «практическая наука», по их мнению, — явный ключ к заинтересованности школьников.

Материальная база — также одна из ключевых возможностей для формирования любви к предмету. Но далеко не все школы могут похвастаться этим. Отличительными в этой системе являются специализированные учебные заведения. Например, Северодонецкий учебно-воспитательный комплекс «Специализированная школа-коллегиум Национального университета «Киево-Могилянская академия», который находится в Луганской области. Школа, кроме статуса коллегиум, с 2004 года наделена еще и статусом школы ЮНЕСКО. Ученики имеют возможность участвовать в международных программах, семинарах и на уровне с политической элитой решать глобальные проблемы, искать пути их решения. Таких школ в Украине немного, насчитывается 37 ассоциированных школ ЮНЕСКО. Все эти возможности дают ученикам поле для развития. «У нас есть много программ, в частности международных. Такие школы, как наш коллегиум, курируют структуры Министерства иностранных дел и Министерство образования, науки, молодежи и спорта Украины. Кроме того, мы как коллегиум при Киево-Могилянской академии имеем также различные совместные образовательные проекты с вузом», — говорит завуч школы Тамара БЕСЕДА. Кстати, недавно учащиеся коллегиума стали еще и героями YouTube: они прочли стихотворение Мыколы Винграновского «Я сьогодні не прийду додому», дав ему новый смысл и масштабность. (Они приняли участие в конкурсе проекта «Месяц Мыколы Винграновского», и если их исполнение наберет больше всего «репостов» в социальных сетях, они могут посоревноваться за плазменный телевизор.)

Эти положительные примеры хотелось бы множить. Но, как говорится, есть нюансы. «В нашей школе обучение негуманитарных предметов проходит с помощью мультимедийной доски. Дети смотрят примеры на мониторе. Реактивов у нас уже давно нет, и мы не пользуемся таким наглядным пособием на уроках химии», — рассказывает директор Донецкой общеобразовательной школы №104 Татьяна ЕСИНАЛИЕВА. Но доска — это одно, а собственное участие — совсем другое. «Как можно научить химии, не показав ее?» — негодует директор.

В школе №153 ситуация сложилась намного хуже. Здесь нет ни реактивов, ни мультимедийной доски. Да и компьютерный класс с подключением к Интернету состоит всего из шести компьютеров. Обучение проходит за деньги самих учителей, они покупают наглядное пособие, достают все, что осталось от прошлых времен. Давать расширенный комментарий по телефону заместитель директора нам не стала, сказав, что реакция на такой комментарий в отделе образования может быть негативной. Школа №153 находится не в самом Донецке, а за чертой города. Здесь немного учащихся и всего двое учителей, которые тянут на себе груз органической науки: химик-биолог и физик.

По данным Управления образования и науки Донецкой областной администрации, подключение к Интернету школ в 2011 году состоялось в 96,1% учебных заведений в области. Для этого в области используется несколько программ — «Открытый мир», «Один ученик — один компьютер», государственная программа «Сто процентов». Но, несмотря на старания госслужащих, пока до системы «компьютер на каждого школьника» еще далеко. По состоянию на 2011 год на один компьютер приходился 25 учащихся. По Украине этот показатель — один к 32. И это при том, что кажется — всевозможные гаджеты заполняют нашу жизнь почти повсеместно, многие украинские семьи не имеют персонального компьютера на одну семью. По данным Киевского международного института социологии, в феврале 2012 года интернет-аудитория в Украине составила 43% взрослого населения.

«Мы хотим, в первую очередь, чтобы Кирилл занимался именно тем, что ему действительно нравится. Если он свяжет свою жизнь с наукой, в частности с биологией, — замечательно. Тем более, с нами уже связывались представители канадского университета «Виктория». К сожалению, перспектив в Украине для развития этого направления я не вижу. Хотя бы из-за отсутствия океана (смеется). Но, если серьезно, то все-таки серьезной базы для развития карьеры как ученого-биолога в нашей стране пока нет», — говорит Светлана Дудко.

Станет ли Кирилл великим океанологом, сегодня не знает даже он. Это — вопрос будущего. А вот вопрос настоящего — появятся ли у всех украинских школьников равные возможности для того, чтобы раскрыть свой потенциал, в том числе и научный.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать