Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Узбекские страсти по суму и доллару

Украина тоже стоит на грани возникновения черного валютного рынка. Неужели опыт наших бывших сестер по СССР так ничему и не научил?
19 февраля, 12:09

В Советском Союзе люди, которые занимались валютными операциями: по-простому — валютчики, были следующими по опасности для власти после политических. Сажали валютчиков на длительные сроки, расстреливали, но все равно сколько был СССР, столько были и они.

После 1991 года иностранные деньги стали таким же товаром, как, например, обувь или автомобиль. Но проблемы все-таки возникают. Обычно покупки валюты резко возрастают, когда население опасается девальвации местных денег — так происходило, например, в Беларуси во время валютного кризиса 2011 года. В то же время власти, готовя девальвацию, пытаются ограничить продажи долларов и евро, ведь если граждане избавятся от местной валюты, эффект от девальвации снизится.

Как обычно, любые ограничения на оборот валюты вводятся административным путем. При этом пытаются максимально ограничить импорт. Именно по такому пути пошли в Узбекистане.

Для начала, 29 января президент Узбекистана подписал постановление «О мерах по дальнейшему повышению конкурентоспособности отечественной продукции и усилению борьбы с незаконным ввозом товаров». Государственным ведомствам предложено критически пересмотреть перечень ввозимых товаров повседневного спроса с целью сокращения их ввоза в страну. В перечне окажется все — от предметов личной гигиены до строительных материалов и бытовой техники. Огромный дефицит товаров должны восполнить отечественные производители.

Теоретически это возможно, но не в действительности. Пока еще ни одной стране СНГ не удалось существенно потеснить иностранных производителей как на рынке бытовых и продовольственных товаров, так и для промышленных нужд. К тому же, без импорта не обходится ни одна, даже самая высокоразвитая страна. Китайский ширпотреб заполонил всю планету, но Поднебесная является одним из крупнейших импортеров. Каким образом Узбекистан может сократить импорт того, что никогда не производил и в ближайшее время производить не будет, не ясно. Вернее, ясно, что ничего из этого не получится.

Одновременно началась борьба с продажей наличной иностранной валюты. На официальном языке — с черным рынком. При этом никто не говорит о том, как возник этот самый черный рынок. Почему на нем доллар стоит минимум на 30% дороже, чем официальный курс. Ответ один — дефицит и административно заниженный курс.

По традиции правоохранительные органы тут же доложили о первых успехах. Несколько руководителей узбекских банков задержаны за незаконные операции с валютой. Как сообщил РИА Новости источник в правоохранительных органах, среди задержанных — зампредседателя банка «Ипотека» Музаффар Эрматов, управляющий Ташкентским городским филиалом этого банка Алишер Усманов, а также еще пятеро руководителей кредитных организаций. По данным следствия, задержанные банкиры в период с 2010-го по 2012 гг. организовали преступную схему по покупке иностранной валюты по официальному курсу и дальнейшему ее сбыту на черном рынке. Как пишет интернет-портал «Фергана», с начала 1990-х гг. в стране, по сути, не было полноценно функционирующего легального рынка обмена национальной валюты сума на доллары и евро.

До недавнего времени власти закрывали глаза на черный рынок валюты в Узбекистане. Поэтому существовал он без особых проблем. Менялы открыто предлагали свои услуги, в частности на местных рынках. При этом официальные обменники контролировались силовиками и полумафиозными структурами. Для черного рынка просто идеальные условия.

С 1 февраля 2013 года банкам в Узбекистане запретили продавать физическим лицам, проживающим в стране, наличную иностранную валюту. Продажа разрешена только в безналичной форме — на банковскую карту. Снять зачисленные на карту деньги можно только с их конвертацией в сумы. В розничной торговле и сфере услуг расчеты в валюте также запрещены.

Вот здесь и начались проблемы. Новые правила означали, что для покупки иностранной валюты жителям Узбекистана придется заводить карты международных платежных систем. Средства туда будут перечисляться с карточных счетов в национальной валюте — узбекских сумах — с соответствующей конвертацией. Картами разрешено оплачивать учебу или лечение за границей, в самом Узбекистане их можно использовать для покупки авиабилетов.

Для того чтобы снять с карточки валюту, согласно новым правилам, придется выехать из Узбекистана, однако гарантий того, что там человек сможет получить наличные, нет. На территории республики деньги с карты снять тоже можно — но только с конвертацией в сумы.

Легальную систему покупки валюты испытали двое жителей Ташкента. Они завели карточки Visa Electron в Национальном банке Узбекистана и «Узпромстройбанке», зачислили туда доллары, а затем выехали в соседний Казахстан и попытались получить наличные. Там оформленные в Узбекистане карты банкоматы не принимали. Попытка поменять деньги через банковских операторов тоже не удалась, правда, те вместо наличных долларов предлагали поменять сумы на казахстанскую валюту — тенге. Так что людям стало невыгодно покупать доллары на карточки и обналичивать их за границей. Как в старом советском анекдоте. Имею ли я право — имеете, могу — не можете. Вот такой способ сохранения валюты в стране.

Несмотря на постановление, нелегальный обмен долларов и евро продолжается. В Ташкенте валютчики работают на прежних местах. Хотя предложения купить доллары, российские рубли или казахстанские тенге звучат от них почти шепотом. Желающие продать или купить валюту отходят в сторону и обмен стараются совершить как можно быстрей и незаметней.

Продолжается и нелегальная торговля за наличные доллары. По сведениям интернет-газеты Uzmetronom, в прежнем режиме в этом отношении функционируют, в частности, ташкентский рынок Абу Сахий и знаменитый Алайский базар. И тут коррумпированным правоохранителям раздолье. Если зафиксирован факт обмена, то человека ставят перед дилеммой: либо перспектива административного (уголовного) дела, либо «благодарность», в два раза превышающая сумму обмена. Что получит государство, очевидно, мало кого беспокоит.

Да и как сломать эту систему, если рынок Абу Сахий, Алайский базар и вещевой базар «Бек Барака» в Ташкенте, по слухам, принадлежат младшей дочери президента Лоле Каримовой и ее мужу Тимуру Тиллаеву...

Или чиновники на всем пространстве СНГ никак не поймут, что административными мерами валюту в страну не вернуть и черный рынок не победить, или все это делается для прикрытия очередных коррупционных схем. Весьма похоже на второе.

А ведь черный рынок можно ликвидировать значительно проще, установив единый обменный реальной курс, открыв всем юридическим и физическим лицам доступ к свободной конвертации. Пришлось бы признать наличие значительной инфляции, снижение уровня деловой активности, нежелание инвесторов вкладывать деньги в экономику Узбекистана, многие другие вещи, но черный рынок валюты уйдет сам собой. Однако тогда лишатся кормушки те, кто ловит простых людей, и те, кто решает, в каком объеме с учетом откатов предоставить конвертацию юридическим лицам.

И пока изобретаются разные способы административного регулирования вопреки объективным экономическим законам, черный рынок, в частности валюты, будет процветать. Мы в Украине стоим на грани его возникновения, если валютные проекты Национального банка будут воплощены в жизнь. Неужели опыт наших бывших сестер по СССР так ничему и не научил?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать