Три препятствия на пути евроинтеграции
Эксперты «Дня» оценивают версии немецких журналистовНа днях в немецком издании Die Welt появилась знаковая статья Герхарда Гнаука и Зильхе Мюльхерра относительно саммита Украина—ЕС. Материал примечателен тем, что один из авторов хорошо знает ситуацию в Украине, поэтому стоит обратить внимание на те три пункта, которые приводит Гнаук. Они касаются препятствий на пути к евроинтеграции Украины.
С первым все более-менее понятно — это фактор северо-восточного партнера. «Россия, которая всеми силами пытается остановить расширение влияния ЕС к востоку и, следовательно, укрепление демократии и принципов правового государства. Все сигналы, которые поступают из России, свидетельствуют о курсе на постсоветскую реинтеграцию», — пишут журналисты. Во время вышеупомянутого саммита Украина в очередной раз подтвердила евроинтеграционный курс, более того, приняла на себя обязательства выполнить ряд требований, которые являются условием подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Мероприятие запланировано на ноябрь этого года в рамках саммита Восточного партнерства, который будет проводиться в Вильнюсе. Как уже отмечалось, Россия является противником сближения Украины с Евросоюзом. Какие шаги может предпринять Москва, чтобы сорвать подписание Соглашения между Украиной и ЕС?
«В случае Украины это может быть газовый шантаж, — комментирует московский независимый журналист Семен Новопрудский. — Хотя, мне кажется, «Газпрому» будет очень сложно взыскать с Украины 7 млрд долларов за недобор газа. Думаю, все будет зависеть от того, насколько Евросоюз будет готов сотрудничать с Украиной. Если в Кремле почувствуют, что это Соглашение представляет угрозу, тогда, скорее всего, может начаться новая газовая война. Потому что в Кремле уже начинают понимать, что силой загнать Украину в Таможенный союз или в Единое экономическое пространство не выйдет».
«Также, возможно, будут предприняты какие-то дипломатические попытки, чтобы повлиять на ЕС, — продолжает Новопрудский. — Но в силу того, что отношения России с ЕС и западным миром не самые лучшие, возможно, они даже хуже, чем были в конце президентства Медведева, — шансов на дипломатию у России не очень много. Тем не менее Россия по своим дипломатическим каналам попробует просто дискредитировать Украину в глазах европейских дипломатов. Делегация России в Совете Европы и ОБСЕ получат указания, которые, в частности, будут касаться «дела Тимошенко». Как мы знаем, Кремль формально относится к ней иначе, чем нынешняя украинская власть. Думаю, это основные методы, других в арсенале России не наблюдается».
Вторым препятствием авторы материала называют скептическое отношение Евросоюза, который сомневается в том, что Украина сможет соответствовать государственно-правовым требованиям партнёра. Здесь, действительно, политика Киева в предыдущие годы дала много оснований. Стоит лишь вспомнить «оранжевый период». Большие надежды Европы после 2004 года со временем, как и в самой Украине, превратились в большие разочарования. Были и другие события, усложнившие наши отношения, потому Европа не проявляла глубокого интереса, чтобы погрузиться в наши проблемы, а ещё же нужно убедить все 28 стран в европейской уверенности Украины. Одно дело — наши бывшие партнёры по советскому лагерю, совсем другое — «старожилы» Евросоюза.
«Для того чтобы стать частью евросообщества украинской власти необходимо в первую очередь преодолеть предубеждённость Евросоюза относительно нашего государства, — говорит президент Европейской Ассоциации Украинцев Алексей Толкачёв. — И тут я не могу сказать, что есть лишь недоработки с украинской стороны, такие как дело Тимошенко или заключение Луценко. В действительности политических преследований и в Европе более чем достаточно, однако о них никто не говорит. Дело состоит в другом — в целеустремленной информационной политической кампании против Украины и против её вступления в ЕС. Её проводником является Германия, некоторые политики которой работают по заказу Российской Федерации.
В контексте второго пункта также стоит вспомнить известного британского журналиста-международника Ланселота Лоутона, который ещё в начале 1930-х гг. прошлого века подчеркивал важность «украинского вопроса» для Европы. По его мнению, для британской политики на Востоке крайне необходимо было включить Украину в систему Западной Европы. «Независимая и автономная Украина, — писал он, — необходима для европейского экономического прогресса и мирового мира».
И наконец — третье препятствие. Оно многих удивит в Украине. «Третий же «камень преткновения» заключается в украинской оппозиции — имеется в виду суд и арест бывшего премьер-министра страны Юлии Тимошенко, в отношении которой сейчас возбуждено еще одно уголовное дело — на этот раз о причастности к убийству, и преследования других оппозиционных политиков, — пишут журналисты. — Даже если гособвинению и не удастся доказать вину экс-премьера, политическая репутация Тимошенко будет разрушена».
На самом же деле, этот пункт заслуживает более глубокого и вдумчивого разговора. Казалось бы, оппозиция вместе с властью накануне саммита приняли совместное заявление относительно евроинтеграционных устремлений Украины. Почему авторы материала считают, что оппозиция — это проблема на пути власти к евроинтеграции? Что это значит?
«Я не думаю, что оппозиция является главным препятствием на пути евроинтеграции. Хотя проблема существует. Например, известно, что существует часть вопросов, которые необходимо решить по так называемым критериям Фюле, в парламенте. И здесь уже нужно будет искать компромисс. Готова ли к этому оппозиция? Что победит — желание поработать на европейскую интеграцию или желание поработать на сугубо оппозиционный интерес, иногда даже на узкопартийные интересы? Вопрос открытый. Я не вижу в настоящий момент также готовности к компромиссу по ключевым вопросам, связанным с реформой избирательного законодательства. Отсутствие компромисса будет означать, что один из ключевых критериев не будет выполнен. Необходимо конструктивное сотрудничество власти и оппозиции».
«Думаю, что у абсолютного большинства европейских политиков есть определенный иммунитет относительно критической информации по Тимошенко, — говорит Фесенко. — Но это не означает, что они воспринимают Тимошенко как политического ангела. Они знают многие ее проблемы, ошибки, грехи. Одна из причин, почему в Европе так быстро признали победу Януковича, — это разочарование в Ющенко и Тимошенко. Тем не менее, Тимошенко пока воспринимают в качестве жертвы. И вряд ли «дело Щербаня» кардинально изменит ситуацию отношения к Тимошенко. Пока материалы дела, показания свидетелей больше прибавляют вопросов, чем дают ответов. Это дело лишь реанимировало отношения 1990-х, причастность к коррупции (дело ЕЭСУ), но европейцы об этом и так знают. Тимошенко не раскаялась. В этом тоже проблема. Возможно, определенные сомнения у европейцев увеличились, но кардинально отношение не изменилось».
У нас в обществе принято считать, что власть плохая, а оппозиция — хорошая, значит, нужно быть на ее стороне. Но если оппозиция и дальше не будет реагировать на главные проблемы и вопросы, которые возникают в стране, например, на резонансное «дело Гонгадзе», со временем может получиться так, что оппозиция будет тормозом для евроинтеграционных планов, а Виктор Янукович — главным евроинтегратором и объединителем украинских земель. И такое возможно.
Выпуск газеты №:
№37, (2013)