Перейти к основному содержанию

Кто самый активный?

Социальные сети в жизни мировых и украинских политиков
05 марта, 10:41
ФОТО С САЙТА FACEBOOK.COM

Социальные сети, такие как Facebook или Twitter, постепенно становятся неотъемлемой частью жизни миллионов людей. Своих сторонников популярные веб-сайты имеют и в Украине: ими пользуются как подростки, так и люди почтенного возраста. Теперь создание собственного аккаунта или микроблога стало негласным трендом во всем мире. Инициативу в свои руки взяли общественные деятели и известные политики. Так, например, новость об окончании более чем двухнедельного блокирования Верховной Рады за считанное время облетела все информационное пространство Украины. Однако одними из первых топ-сообщением недели посмаковали не постоянные читатели известных интернет-медиа или активные зрители топовых телевизионных каналов, а френды или «шпионы» фейсбучной страницы лидера политической партии «УДАР» Виталия Кличко. Именно он, а точнее представители его пресс-службы, поделились эксклюзивной информацией с аккаунт-подписчиками Кличко, создав фотоальбом с красноречивым названием «Мы заставили власть с нами считаться!». Таким образом сообщение появилось в ленте новостей у более 30 тысяч читателей страницы нардепа, получило около полутора сотни «лайков» и пару десятков комментариев «неравнодушных». Казалось бы, зачем Кличко создавать страницу в социальной сети, тем более становиться автором сообщений в собственном онлайн-жизнеописании в Facebook? В развитых демократических странах сетевая коммуникация стала непременным атрибутом ореола открытости, честности и незаангажированности чиновников относительно представителей собственного электората. Стоит лишь вспомнить уже «хрестоматийный» пример нынешнего американского президента Барака Обамы.

МИРОВАЯ ПРАКТИКА

Еще в 2008 году, во время своей первой попытки баллотирования на пост главы государства, он закрепил за собой статус политика-новатора, который не боится использовать модерные технологии и пытается всегда и во всем идти в ногу со временем. Политтехнологи убеждены, что своей тогдашней победой Обама во многом благодарен соцсетям, в частности Facebook и Twitter. С их помощью он создал образ лидера, который не прячется за пафосными лозунгами «услышать каждого», а на практике доказывает свою готовность помочь как отдельному человеку, так и целому народу Америки. Интересно, что одним из организаторов предвыборной кампании Барака Обамы стал соучредитель Facebook Крис Хьюз.

В 2012 году сетевая активность Обамы только набрала обороты, потому что, согласно статистическим данным, за последние годы ежедневное посещение собственного аккаунта в Facebook и Twitter стало неотъемлемой частью жизни рядового американца. Так, по состоянию на 1 января 2013 года, в США проживает наибольшее количество активных Facebook- и Twitter-пользователей — 169 и 109,9миллионов соответственно. Если верить данным исследования компании Pingdom, то 95% посетителей соцсетей — это люди в возрасте от 18 до 65 и старше. Именно они являются представителями той социальной группы, которая получает право голоса на выборах. Эти сведения приняли во внимание исследователи из Oxford Internet Institute и с помощью Twitter сделали собственные выводы относительно будущих результатов волеизъявления американцев. В период с 1 октября по 1 ноября 2012 года ученые проанализировали почти 30 млн твиттов из геотегов (географические координаты на фотографии) и обнаружили среди них свыше 132 тысяч в пользу Обамы и 120 тысяч в пользу его политического визави Ромни. Данные наложили на карту и получили результат, который впоследствии подтвердился на практике,           — Барак Хусейн Обама во второй раз стал президентом США.

Кстати, в Twitter он получил поздравления с победой от ряда мировых звезд: певицы Кетти Перри, Рианны, Бейонсе, и Леди Гаги (самый популярный пользователь Twitter в мире), групп «Garbage» и Gossip, певца Рикки Мартина, реперов Diddy и JAY Z и тому подобное. Одним из первых американского лидера поздравил российский премьер-министр Дмитрий Медведев. Для примера, его профиль в соцсети, по последним данным twittercounter, занимает 698место в общем рейтинге популярности. Важным является то, что возможность оставить свои пожелания новоизбранному президенту на его странице рядом с мировыми звездами и известными политиками имели и рядовые граждане Америки — пользователи Twitter.

КАК В УКРАИНЕ

Если же говорить об опыте сетевой предвыборной коммуникации в Украине, то последние парламентские гонки показали, что ведущие политические силы государства, наконец, начинают догадываться: результаты волеизъявления украинцев во многом будут зависеть от активности их партий в интернете.

Активную деятельность осуществляла «Свобода» и ее сторонники в сети Facebook. Фактически в каждом опросе относительно результатов будущего голосования свободовцы оказывались на первом месте. Сторонники партии не стеснялись говорить в соцсетях о своих политических симпатиях и открыто поддерживали Тягнибока и Ко. В отличие от «Свободы», «УДАР» Кличко не отличился особой оригинальностью. Стену альянса на странице Facebook обычно наполняли фотоиллюстрациями из поездок их лидера в разные места, а информация подавалась на сухом, официальном языке. Креативностью поразили коммунисты, сетевая стратегия которых была неординарной, однако малоэффективной для влияния на потенциального избирателя. Плакаты в стиле «Back to USSR» вызывали скорее саркастическую улыбку, чем желание проголосовать за партию. Стратегическая же концепция работы в соцсетях ВО «Батьківщини», наоборот, заметно эволюционировала по сравнению с выборами 2009-го. В ее арсенале появился ряд видеороликов, специально созданных для распространения в интернете, а официальная страница на Facebook стала своеобразным плацдармом для сотрудничества с общественными активистами и рядовыми избирателями.

В интернет вышла даже казалось бы консервативная «Партия регионов», гиперактивная «Украина — Вперед!» но ряд мажоритарщиков. Однако единственной общей чертой, которая объединила чуть ли не все политические партии страны, стало недостаточное внимание к профессиональности ведения собственных сетевых представительств. Фактически каждая из политических организаций имела Facebook- или Twitter-страницу, но полностью воспользоваться всеми ее возможностями на практике так никому и не удалось. Потому что для эффективного сетевого взаимодействия нужна команда профессионалов не только цифровых, но и политических коммуникаций. Такая dream team наклевывалась разве что у «Батьківщини», однако и здесь все было далеко не идеально.

Если же говорить о рейтинговом соотношении популярности политических страниц в украинском Facebook, то, по последним данным Watcher, первая пятерка выглядит так:

1. Сергей Тигипко (народный депутат, Партия регионов).

2. Николай Азаров (премьер-министр Украины, лидер Партии регионов).

3. Юлия Тимошенко (лидер ВО «Батьківщина»).

4. Наталья Королевская (министр социальной политики, лидер партии «Украина — Вперед!»).

5. Батьківщина (политическая партия объединенной оппозиции)

ВО «Свобода» на шестом месте, его лидер Олег Тягнибок — седьмой, Виктор Янукович-младший — на восьмом месте, партия «УДАР» занимает девятую позицию и Ирина Фарион от «Свободы» — 10 место.

Рейтинг частных Facebook-аккаунтов:

1. Вадим Карасев (политолог).     

2. Николай Томенко (народный депутат, ВО «Батьківщина»).           

3. Олесь Доний (народный депутат, внефракционный) (ведет лично).

4. Юрий Стець (народный депутат, ВО «Батьківщина») (ведет лично).

5. Олег Тягнибок (лидер ВО «Свобода»).           

Рейтинг Twitter-аккаунтов:

1. Юлия Тимошенко (лидер ВО «Батьківщина») (ведет лично).

2. FEMEN (украинское общественное движение).        

3. Леся Оробец (народный депутат, ВО «Родина») (ведет лично).

4. Сергей Тигипко (народный депутат, Партия регионов).     

5. Андрей Шевченко (народный депутат, ВО «Батьківщина») (ведет лично).

КТО САМЫЙ АКТИВНЫЙ?

Как видим, в пятерке ни одного из рейтингов не фигурирует аккаунт или официальная страница Президента Украины Виктора Януковича. И в этом нет ничего странного, потому что их у гаранта просто нет. Для сравнения, нынешнее январское исследование от Digital Policy Council (DPC) показало, что лидеры 123 из 164 стран мира зарегистрированы в Тwitter (в 2011-м их было почти вдвое меньше). Самым популярным из них является Барак Обама, второе место занял президент Венесуэлы Уго Чавес. Недавно микроблог последнего перешел отметку в 4 миллиона подписчиков. По словам самого Чавеса, Тwitter является оружием, которое также должно быть использовано для революции. Третье место в рейтинге завоевал британский премьер Девид Кемерон, за ним — Абдулла Гюль (президент Турции), дальше Мухаммед бин Рашид Аль Мактум (премьер-министр ОАЭ), на шестом месте — Бенине Акино ІІІ (президент Филиппин), Дмитрий Медведев (премьер-министр России)  — седьмой. После проведения в ЮАР чемпионата мира по футболу в Тwitter зарегистрировался президент республики Джейкоб Зума. Он также входит в десятку самых знаменитых политиков Тwitter.

Что уж говорить, когда сам Папа Римский Бенедикт XVI недавно благословил социальные сети и призвал католиков активнее использовать их для распространения христианства. Следует отметить, что Бенедикт XVI в декабре прошлого года создал собственный Тwitter-аkkaunt. Уже за неделю он набрал болеt 2-х миллионов подписчиков со всего мира. В настоящее время микроблог понтифика насчитывает свыше 3 миллионов фолловеров, имеющих возможность читать twitty Папы сразу на 9-ти языках. Однако, в связи с отречением Бенедикта XVI от престола, официальный Ватикан принял решение закрыть его страницу на Тwitter и профайл @Pontifex удалили из базы сети.

О необходимости активного распространения постулатов христианства сегодня глаголет и глава Русской православной церкви патриарх Кирилл. Последний обращается в первую очередь к священникам, которые, по его мнению, должны активнее использовать все возможности интернета. Он, как и большинство публичных людей понимает, что основным средством современной интеракции являются социальные сети.

Что же касается украинских реалий, то больше всего подписчиков (почти 126 тысяч) в Тwitter имеет Юлия Тимошенко. Последняя запись на ее аккаунте датирована 9 августа 2011 года, через четыре дня после ее ареста. Напомним, что в конце июля этого же года судья Киреев прибавил к материалам уголовного дела о газовых соглашениях все распечатки записей из Тwitter Юлии Тимошенко, на что бывший премьер прореагировала серией записей в соцсети: «Тwitter борется и побеждает... Завтра попросят приобщить к делу мой дневник за 5-й класс и пару гербариев за 7-й. А вдруг там критика власти...»

ЗАЧЕМ НУЖНЫ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

И хотя в Украине Twitter и Facebook пока не входят в пятерку самых посещаемых сайтов, а количество их пользователей уступает мейнстримным ВКонтакте и Одноклассникам, сайты за короткий период времени сумели завоевать доверие граждан. Для примера, интернет-издание Watcher пишет о том, что за неполные 4 года количество украинских пользователей Facebook увеличилось в 36 раз — с 63 тыс. в апреле 2009 до 2,3 млн в декабре 2012. Лишь за последний год отечественная аудитория сети увеличилась на треть, поэтому не удивительно, что ряд специалистов пророчил ей светлое будущее на украинских просторах. Они понимают, что в современном мире социальные медиа играют важную роль в политической жизни страны. Правительственные чиновники, которые позиционируют себя как общественные деятели и используют социальные медиа в качестве платформы для интерактивной коммуникации с собственными избирателями, имеют все шансы получить желаемую поддержку электората. Для этого нужен фидбек со стороны аудитории, и, как показывает международный опыт, он не заставит себя ждать. Тот, кто решится на взаимодействие, обязательно получит желаемый результат     — мощную поддержку интернет-сообщества и доверие миллионов сограждан. Анародное доверие, как говорил Ф. Д. Рузвельт — основной капитал любого правительства.

Такой пример является знаковым для Украины, поскольку в наше время социальные СМИ становятся своеобразной трибуной для обмена мыслями между представителями людей разного социального статуса, возраста, пола и т. п. Именно теперь социальные медиа могут стать тем двигателем, который эти процессы ускорит и сделает их намного качественнее.

Президент США Барак Обама объявил доступ к социальным сетям универсальной ценностью. Он часто сравнивает себя с первым президентом масс-медиа Рузвельтом. Действительно, между ними есть много общего, однако основным, что объединяет Обаму, Рузвельта, Уго Чавеса, Папу Римского, Ангелу Меркель или Тимошенко, Кличко или Тигипко, является открытость ко всему новому. Однажды уже упоминавшийся 32-й президент США сказал: «Главная опасность — когда депрессия господствует не только на фондовых рынках, но и в человеческом сознании». Задание современных политиков заключается в углублении дружеских, партнерских отношений со своим непосредственным работодателем — народом, служение интересам которого и является его основной целью. Если же отечественные высокопоставленные должностные лица и в дальнейшем будут игнорировать точку зрения рядового гражданина и обвинять его во всех смертных грехах, ситуация будет иметь по меньшей мере три варианта возможного развития. Первый (бертольдо-брехтовский или авторитарный): «Если правительство неудовлетворено своим народом, оно должно распустить этот народ и выбрать себе новый». Вариант более-менее приемлемый для государственных мужей, однако невозможный в условиях народовластия. Второй (революционно-альтруистический): все революции построены на мечтах. Каждый украинец имеет «свою мечту». Когда эта мечта будет равняться сумме всех других порывов нации, в Украине будет процветать демократия. Есть и другой вариант развития коммуникации, однако его творцом должен стать «народ и партия» в равноправном взаимодействии, а социальные сети — замечательное средство углубить это сотрудничество. Последние имеют силу десакрализовать коммуникационные связи между представителями власти и рядовыми гражданами: большие решения принимаются неприкрыто; население и его представители имеют право обсуждать и влиять на них; а те, кто принимает большие решения, становятся более открытыми для общественного контроля. В этом и заключается основная цель демократии реальной, а не когда-то-там провозглашенной или виртуальной.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать