ХЕРСОН. В поисках самоидентификации

Город Херсон отличается от других городов в Украине. Нет, действительно отличается. И не только потому, что все города разные a priori. У херсонцев сложные взаимоотношения с городом. Здесь легко подхватят разговор «за что я ненавижу свой город». Но очень обижаются, когда город ругают чужие. Здесь интеллигенция разделена на группы, и каждая из них готова уничтожать памятники выдающимся историческим лицам, которые ставят их оппоненты. Здесь с боями возвращают исторические названия улицам или пишут историю города. Причем споры эти ведутся не только на политическом, но и на культурном уровнях. Может показаться, что херсонцы считают город «российским». Но это неправда, если даже такие люди есть, — их единицы. Может быть, здесь окопались приверженцы старой идеологии? Однако — нет, если судить по их делам. Похоже, херсонцы до сих пор не разобрались в ценностях, не поняли, кто они на самом деле. Но, похоже, это самобичевание тоже можно отнести к херсонским традициям.
Между тем Херсон, конечно же, уникален и не похож ни на какие другие города, он интересен для туристов, и здесь есть на что посмотреть и что узнать.
НАЗВАНИЕ
Город Херсон возник сразу после окончания русско-турецкой войны 1768—1774 гг., в ходе которой к России отошел участок территории между Южным Бугом и Днепром. Османская империя потеряла сухопутную связь с Крымским ханством, а само Крымское ханство получило полную независимость от Османской империи (однако и оно спустя девять лет, в 1783 г., вошло в состав Российской империи).
Название новому городу дано было в память о средневековом Таврическом Херсоне (в античное время — Херсонес), который, как говорилось в указе 1775 г., «был источником Христианства для России, где, по восприятии Князем Владимиром крещения, свет благодатной веры и истинного богослужения воссиял и насажден в России».
Почему именно этому городу дано было такое название? Неужели, как говорят в анекдотах, указы перепутали? Нет, конечно. С точки зрения российской политики, Херсон был первым из новых городов, основанным на территории, отвоеванной у Османской империи (т. е. территории мусульманской). И название это символизировало, во-первых, то, что Русь издавна была связана с этими землями, а во-вторых, — то, что христианство возвращается на эти земли.
Но Херсон в русских летописях в те времена называли Корсунью. Почему же городу не дали это название, более привычное, ведь в Украине немало топонимов, связанных с Корсунью и Корсунским образом Богородицы, который князь Владимир привез в Киев в качестве первой иконы? И здесь сыграла роль идеология. Было важно, чтобы название оставалось греческим, обозначая новый политический вектор развития империи: Юг, Греция, Константинополь.
Вслед за Херсоном последовал целый ряд других греческих названий: Никополь (1780), Мелитополь (1783), Ольвиополь (1791), Тирасполь (1792), Григориополь (1792), Одесса (1794), Овидиополь (1795) и многие другие.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
В Херсоне принято считать, что место для города избрано неудачно, — болотистые берега, удаленность от моря (90 км), мелководье, препятствующее развитию морской торговли, отсутствие леса и другое. «Подорвали» развитие города основанные впоследствии Николаев, куда переведено было военное судостроение из Херсона, и Одесса, отобравшая у Херсона функции морских ворот. Между тем город почему-то не исчез, он довольно большой — с населением в 330 тысяч, является областным центром, расположен в живописной дельте Днепра. Здесь действует один из крупнейших речных портов в Украине и важный морской порт. Причем работают они круглогодично (!). Так можно ли говорить о неудачном выборе места? С древнейших времен в устье Днепра существовали города, сменявшие друг друга и располагавшиеся в разных местах, но игравшие подобную роль — перевалочного пункта морского и речного путей. В античные времена таким городом была Ольвия, в Средневековье — Олешье, в новое время им стал Херсон.
Любопытно, что проблему мелководья устья Днепра решили лишь к началу ХХ века, когда было завершено строительство уникального 95-километрового канала Херсон — Черное море. Для его обслуживания было построено несколько пар маяков. Самыми известными стали металлические гиперболоидные маяки инженера Владимира Шухова. Высота Дальнего маяка — 70 метров. Это самая высокая односекционная гиперболоидная конструкция Шухова.
ЗАПОРОЖЦЫ
С самого основания Херсона запорожцы играли важную роль в его истории. С давних времен они считали Буго-Днепровское междуречье своей землей, и даже до официального присоединения его к России их зимовники были разбросаны по всему устью Днепра. В современных границах Херсона был расположен зимовник бунчукового товарища Соханского.
После официальной ликвидации Запорожской Сечи из запорожцев были сформированы новые военные подразделения. Одним из них стал в 1776 г. Херсонский пикинерный полк. Возглавил его полковник Иван Максимович Синельников, происходивший из казачьей старшины, — будущий первый губернатор Екатеринослава (Днепропетровска). В 1783 г. в Херсоне было сформировано войско Верных казаков — впоследствии Черноморское казачье войско. Его первым атаманом был Сидор Белый, который, кроме того, был первым предводителем дворянства Херсонского уезда.
В самом центре Херсона запорожцами в 1798 г. был выстроен крупнейший в городе храм — Успенский собор.
ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ
Первый корабль Черноморского военного флота был построен в Херсоне и спущен на воду 16 сентября 1783 г. Этот день является Днем рождения Черноморского флота. Но и здесь возник спор. На этот раз — с Севастополем. В том же 1783 году, 2 мая, в Ахтиарскую бухту вошла Азовская флотилия. Так появилась другая дата основания Черноморского флота. Между тем Управление Черноморским флотом — Черноморское адмиралтейское правление продолжало находиться в Херсоне, пока не было переведено в Николаев. До окончательного перевода военной судоверфи в Николаев в 1829 г. в Херсоне было построено около 180 крупных морских кораблей.
Но и после того в Херсоне продолжали строить корабли, но только торговые.
СУДОЗАВОД
В 1947 г. в Херсоне был основан судостроительный завод как главная верфь коммерческого судостроения в СССР, впоследствии — одно из крупнейших судостроительных предприятий в Советском Союзе. В 1970-е гг. с его стапелей спускалось до 13 танкеров и крупногабаритных судов. В 1965 году на предприятии был сооружен один из первых в бывшем Советском Союзе океанский сухогрузный газотурбоход «Парижская коммуна»; в 1970 году — головное ледокольно-транспортное судно «Капитан Мышевский»; в 1984 — лихтеровоз «Алексей Косыгин», корпус которого был на два метра длиннее лайнера «Титаник» (!). Когда в 2003 г. корабль приобрела американская компания Waterman Steam Ship (его переименовали в Atlantis Forest), американцы были поражены достижениями херсонских судостроителей.
АРХИТЕКТУРА
Херсон — город классицизма. Он был основан во времена становления стиля и прошел все стадии его развития, включая неоклассицизм и сталинский классицизм. Классицизм в архитектуре Херсона — это его суть, ведь стиль тесно связан со строгой системой административного управления, с прочной властью. Херсон основывался как визитная карточка Российской империи, здесь работали выдающиеся отечественные и зарубежные архитекторы. В Херсоне был создан первый архитектурный ансамбль эпохи классицизма в Украине — Дворцовая площадь. Он считается одним из лучших и наиболее показательных для характеристики своей эпохи. Собственно, весь исторический центр города состоит из ряда ансамблей. К тому же классическое соотношение высоты застройки к ширине улиц создает наиболее комфортные условия для жизни. В 1785 г. английским паркостроителем Уильямом Гульдом в Херсоне был разбит один из первых в Европе общественных парков (ныне на его месте парк Ленина). Интересно, что в первое столетие существования Херсона соблюдалась норма зеленых насаждений — 1 га на тысячу жителей.
Херсон был выстроен на пустом месте, и ничто не мешало реализовать «утопические» архитектурные идеи об идеальном городе на практике.
После основания Николаева и Одессы город оказался на грани экономического краха, он потерял 90% своего населения. Император Александр I, желая помочь городу, перенес сюда центр огромной губернии, которая простиралась от Днепра до Днестра. Так появилась Херсонская губерния, просуществовавшая до 1920 года. В первой половине ХІХ века в Херсоне создаются не только крупные ансамбли, но и архитектурные комплексы. Одним из самых интересных был комплекс Черноморского госпиталя, в проектировании которого принял участие Андреан Захаров, — автор известного петербургского Адмиралтейства. Другой петербургский архитектор — Василий Стасов — создает проект монумента выдающемуся английскому филантропу, реформатору тюремной системы Джону Говарду, который умер и был похоронен в Херсоне в 1790 г. Выдающийся скульптор Иван Мартос (родом из нынешней Черниговской области) создает одну из самых своих значительных работ — памятник князю Потемкину, могила которого тоже находится в Херсоне, в Екатерининском соборе.
Одним из последних ансамблей исторического центра является новый административный центр — площадь Свободы. Проект, по которому его реализовали, был разработан в 1945 г. Это один из первых проектов послевоенного восстановления украинских городов, и появился он не случайно — 30 марта 1944 г. Херсон вернул себе статус областного центра.
ХЕРСОН — РОДИНА ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВАНГАРДА
Так уж получилось, что семья известного украинского художника-футуриста Давида Бурлюка поселилась в начале ХХ века в Херсоне. Здесь же в Херсоне Давид Бурлюк устроил свою первую художественную выставку в конце 1904 г., напечатал первые стихи в газете, издавал литературные сборники; здесь, наконец, в 1913 г. у него родился сын — Давид Давидович. В Херсонской гимназии учился младший брат Давида — Николай Бурлюк. Здесь он обзавелся семьей и был расстрелян в 1920 г. В 1910 г. братьями Бурлюками с «соратниками» была создана первая футуристическая группа «Гилея» (по описанию Геродота, «Гилея» — лесистая местность в устье Днепра). В нее входил и херсонец Алексей Крученых. В 1912 г. в Херсоне была издана первая книга Велимира Хлебникова. С 2002 г. в Херсоне проводится Фестиваль современного искусства «Терра-Футура».
ТЕАТР
В Херсонском театре проходили похожие процессы. В 1903 г. на его сцене Всеволод Мейерхольд при участии Алексея Ремизова создал «Товарищество Новой драмы». И в течение трех сезонов знакомил херсонцев с экспериментами на театральной сцене. Любопытно, что в 1928 — 1929 гг. в городском театре работал режиссером поэт и драматург, член футуристической группы «41о» Игорь Терентьев.
У Херсонского театра вообще богатые традиции. Здесь выступали великие композиторы — Модест Мусоргский и Александр Скрябин, но чаще — корифеи первого украинского профессионального театра Марко Кропивницкий, Иван Карпенко-Карый, Николай Садовский, Мария Заньковецкая. С 1868 года Карпенко-Карый был мелким служащим в архиве Херсонской городской полиции. Здесь в 1886 году он издал первый сборник произведений, где помещены пьесы «Бондаровка», «Умный дурак», «Кто виноват», а затем была опубликована и «Наймичка». Его брат Николай Садовский учился в 1-й Херсонской гимназии. А Марко Кропивницкий вообще в Херсоне в 1874 году начинал режиссерскую деятельность. Здесь состоялась премьера спектакля по пьесе Котляревского «Наталка Полтавка». В Херсоне начинали свою профессиональную сценическую деятельность Оксана Петрусенко и Юрий Шумский. Любопытно, что театральная жизнь бурлит и сегодня. Проходят фестивали как традиционного направления — «Мельпомена Таврии», так и экспериментального — «Лютый/Февраль».
О Херсоне, как и о других городах, можно говорить еще немало. Еще много его уникальных и самобытных граней можно раскрыть. Однако на данном историческом этапе следует отметить, что Херсон пока еще не сформировал своего монолитного образа на карте Украины и продолжает пребывать в поисках самоидентификации. И, думаю, современники могут значительно ускорить этот процесс...
Выпуск газеты №:
№47, (2013)Section
Общество