Зарабатыватели
Нет. Речь здесь будет идти совсем не о тех людях, которые уехали искать лучшей доли или просто больших денег в более благополучных странах. Оказалось, что зарабатывателями можно стать и у себя на родине. Здесь, под не совсем благозвучным словом, подразумеваются люди, не гнушающиеся грязной работой. Например, доставкой на дом листовок с политической рекламой во время избирательных кампаний. Что же в этом грязного? Да, собственно, ничего, если работа такая оказывалась бы проявлением вызревшего в душе искреннего убеждения, а не желания положить в карман деньги, полученные за агитацию.
Однажды, в ожидании электрички на станции Тетерев, я встретил двух бывших своих учеников, а к тому времени уже студентов одного из престижных киевских вузов. Только началась ранняя осень 2009 года. Андрей и Василий учились в одном классе и получили среднее образование четыре года назад, когда мне приходилось руководить школой в закрытом военном городке, находившемся в лесу, неподалеку от станции Тетерев. Оба они в спортивных, темно-синих, шерстяных шапочках и ярких бело-красных куртках, не совсем одинаковых, но весьма похожих. Естественно, ровесники друг другу, они напоминали братьев-близнецов, но я знал, что юноши даже не родственники. Бывшие одноклассники стояли в небольшой очереди к ларьку, из окошка которого продавали, неизвестно вкусный ли, но достаточно ароматный кофе, запах которого ощущался в нескольких метрах от кофейного прилавка. Заметив Андрея и Василия, я быстрее зашагал или, точнее, побрел по хлюпающей, грязно-снежной каше к источнику аппетитного аромата, чтобы поговорить с ребятами и согреться горячим напитком в ожидании электрички.
— Вы последние в очереди? — серьезным тоном, не глядя на юношей, будто не узнав их, спросил я.
— Юрий Евгеньевич? — обрадованно-удивленно и приветливо улыбнулся Андрей.
— Здравствуйте, ребята. Ожидаете кофе?
— Конечно,— добродушно ответил Василий, — приветствую и я вас также. Становитесь впереди нас.
— Не беспокоитесь, буду за вами. Кофе, надеюсь, хватит всем.
— А это у вас скоро день рождения будет! — не то утвердительно, не то сомневаясь, спросил, взглянув на меня, Андрей, — Исполнится сорок?
Я искренне рассмеялся:
— Да нет, сорок три уже. Время идет. Но спасибо, что вспомнил. Тоже на электричку? На занятия?
— Да на какие занятия? — засмеялся Андрей,— деньги едем зарабатывать.
— Деньги? Вы разве уже не студенты?
— Почему? Студенты, но договорились с куратором про две недели без лекций. Он добрый человек, разрешил нам, — уверенно констатировал Василий.
Уже взяв кофе, мы отошли от ларька и остановились возле высокого и по-осеннему печального, одинокого тополя.
— Каким же образом зарабатываете-то? — поинтересовался я.
— Политикой, конечно. Сейчас это вещь довольно прибыльная, — ответил Василий.
— Прибыльная?
— А как же, — поддержал друга Андрей, — президентские же выборы скоро, вот мы и работаем на них.
— Так кого же из кандидатов вы поддерживаете?
— Мы? Никого.
— Ничего не понимаю, — растерялся я.
— Это политика, Юрий Евгеньевич — начал разъяснять мне Василий, — к обеду мы разносим по домам листовки за Юлю Тимошенко, а уже ближе к вечеру за Виктора Януковича. А их представители платят нам деньги.
Мое непонимание граничило с ошарашенностью.
— Обидно только, что президентские выборы не часто, а на парламентских столько не заработаешь, — вздохнул бывший мой ученик, — хочу ноутбук новый себе купить.
— И тех денег, которые зарабатываешь сейчас, хватит на такую покупку?
— Хватит. Мы же активно агитируем. Даже не представляете, сколько квартир за один день приходится обходить, а еще нам приходится разговаривать с людьми, убеждать их, чтобы сделали правильный выбор.
— Правильный? — удивленно переспросил я.
— Ну да, — мы же в разных микрорайонах действуем. Проколов не бывает. В одном месте славим Януковича, а в другом Тимошенко.
Не искренний до наивности цинизм парней поразил меня, а приземленная будничность тона Василия, вроде бы речь шла о каких-то несущественных, бытовых мелочах.
Мы допили кофе и услышали из станционного динамика объявление о прибытии на посадку нашей электрички. Уже в вагоне я встретил своего знакомого коллегу, учителя Тетеревской школы и устроился на сидении возле него. Бывшие же мои ученики остались в тамбуре, чтобы потравиться несколько минут никотином. Так и разошлись наши дороги в тот день, но ощущение некоторой ошарашенности от общения с политическими зарабатывателями у меня осталось.
Юрий ТОКАРЬ, пгт Городок, Житомирская область
Выпуск газеты №:
№57, (2013)Section
Почта «Дня»