Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Секреты запуска Одесского НПЗ

Должно ли государство тратить средства на модернизацию украинских нефтеперерабатывающих заводов, у каждого из которых — собственник-олигарх?
02 апреля, 12:21
ОДЕССА, 29 МАРТА 2013 ГОДА. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОДЕССКОЙ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЭДУАРД МАТВИЙЧУК (КРАЙНИЙ СЛЕВА), ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ «ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ» СЕРГЕЙ КУРЧЕНКО (ПОСРЕДИНЕ) И МИНИСТР ЭНЕРГЕТИКИ И УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЭДУАРД СТАВИЦКИЙ НАЖИМАЮТ НА СИМВОЛИЧЕСКУЮ КРАСНУЮ КНОПКУ ВО ВРЕМЯ ТОРЖЕСТВЕННОГО ЗАПУСКА ОДЕССКОГО НПЗ / ФОТО С САЙТА TIMER.OD.UA

В пятницу Одесский нефтеперерабатывающий завод начал пусконаладочные работы для возобновления производства, выведя из простоя установку первичной переработки нефти. Полноценную же работу завода его новый собственник — Восточно-европейская топливно-энергетическая компания (ВЕТЭК) — обещает возобновить через 2—6 месяцев и перерабатывать около 230 тысяч тонн нефти в месяц, или 2,5 миллиона тонн в год.

Напомним, завод простаивал еще с октября 2010 года из-за отсутствия сырья. Предыдущий собственник Одесского НПЗ — компания «Лукойл» — не смогла договориться о поставке нефти по нефтепроводу «Одесса — Броды».

Теперь нефть на предприятие планируют поставлять морем. Перевалку российской Urals будут осуществлять в Одесском порту. Как отмечают в ВЕТЭК, морская логистическая схема для Одесского НПЗ будет сложнее и дороже сухопутной. Впрочем, о поставках нефти по трубопроводу пока тоже не договорились.

СИМВОЛИЧЕСКАЯ КНОПКА

Запустить установку первичной переработки путем нажатия бутафорской красной кнопки в Одессу прилетели пока не очень публичный председатель ВЕТЭК, бизнесмен Сергей Курченко, а также министр энергетики и углепрома Эдуард Ставицкий. Высоких гостей общенациональные и региональные СМИ, аккредитованные на событие, несколько часов ждали за территорией завода. Так же прессу «попросили» с территории сразу после отъезда Курченко и Ставицкого, не позволив телевизионщикам даже отснять необходимый для сюжетов видеоряд завода.

Сергей Курченко ограничился фактически приветственным словом перед коллективом завода, в котором заявил о начале процесса возрождения украинской нефтепереработки, а также поблагодарил компанию «Лукойл» за то, что завод достался ему в «идеальном состоянии». Зато на короткой пресс-конференции на вопросы, адресованные Курченко, отвечал большей частью исполнительный директор ВЕТЭК Александр Каплан. Остальные же вопросы прессе вообще посоветовали задавать через пресс-службу.

«Можем выпускать высокооктановые бензины качества Евро 5... Что же касается дальнейшей модернизации завода, то планы есть, и они широкие. Однако о конкретных вещах ныне говорить не хотел бы», — объявил производственные планы Каплан.

В Минэнергоуголь с Одесским НПЗ также связывают начало восстановления всей нефтепереработки в стране. По словам председателя ведомства Эдуарда Ставицкого, до конца этого года Украина планирует выйти на объем нефтепереработки до одного миллиона тонн в месяц. Тогда как за первые два месяца текущего года отечественные НПЗ переработали всего 0,5 миллиона тонн, что почти на 64% меньше показателя аналогичного периода прошлого года.

Чтобы посодействовать процессу «нефтеперерабатывающего ренессанса», в министерстве готовят ряд льгот.

«Правительство сейчас работает над программой протекционизма. А именно — предоставление льгот для улучшения нефтепереработки в нашем государстве. Через неделю-две министерство предоставит свои предложения правительству, что прибавит нефтеперерабатывающей отрасли стабильности... В ближайшее время вы увидите эти постановления правительства, а затем и на законодательном уровне», — заявил Ставицкий. А вот детали возможных «улучшений» для нефтепереработчиков министр не уточнил. В том числе и вероятность введения импортных пошлин на нефтепродукты.

Тем временем присутствующий на церемонии начала пусконаладочных работ энергетический эксперт Валентин Землянский не исключает такой вариант. «Пошлины — это один из инструментов защиты отечественной нефтепереработки. Его можно применять, например, сезонно. То есть зимой, когда падает спрос, пошлины можно повышать, а летом, когда спрос растет, уменьшать», — говорит Землянский.

Напомним, председатель Антимонопольного комитета Украины Василий Цушко накануне призвал правительство ускорить введение пошлин. «Необходимо год-два, пока украинские НПЗ проведут реконструкцию и начнут производить бензин Евро-3 или Евро-4. Через какие механизмы способствовать этому, нужно думать правительству. Это могут быть и пошлины, и дотационные механизмы», — цитирует Цушко «Лига».

Кроме того, по словам председателя АМКУ, введение пошлин на импорт нефтепродуктов не должно было бы сильно повлиять на цены на заправках. Однако, как считает чиновник, вопрос о пошлинах ныне обсуждается не очень активно, поэтому нужно ускорить процесс. «Уровень импорта нефтепродуктов — это вопрос государственной безопасности», — подчеркнул Цушко.

Напомним, диаметрально противоположного мнения придерживается ряд отечественных специалистов. И даже премьер-министр Украины Николай Азаров раньше заявлял, что введение пошлин на импорт нефтепродуктов «ударит» по ценам на АЗС. По его словам, модернизация украинских НПЗ более актуальна, чем пошлины.

КОММЕНТАРИИ

«Для модернизации отрасли необходимо 5 миллиардов долларов»

Леонид КОСЯНЧУК, президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины»:

— Государство не должно тратить средства и энергию на модернизацию украинских НПЗ. Потому что на каждом из них есть конкретный собственник-олигарх, который и должен заниматься проблемами предприятия. Государство только должно создать привлекательные условия для проведения реконструкции. Например, ликвидировать налоги на импорт оборудования, необходимого для модернизации, организовать налоговые каникулы на некоторое время после модернизации.

Однако модернизация НПЗ — это долговременный процесс. От 3 до 4,5 лет. Потому что оборудование для нефтепереработки изготовляют только несколько предприятий в мире. Его нужно заказывать предварительно, дожидаться его поставки. Это сотни миллионов долларов в масштабах одного предприятия. Для модернизации же всей отрасли понадобится около 5 млрд. долларов.

Импортные же пошлины на нефтепродукты никак не повлияют на модернизацию НПЗ. Это может быть только еще одним налогом для автомобилистов. Если введут пошлину в размере 180 долларов, то литр горючего подорожает на 1,5 гривни.

Зато качество горючего украинские НПЗ должны были повысить еще с 2011 года. Однако старые стандарты хронически действуют и до сих пор.

Если же государство таки заставит собственников НПЗ или провести модернизацию, или передать их более эффективным собственникам, то импорт нам будет даже не нужен. Потому что в Украине избыточные нефтеперерабатывающие мощности. Даже если на полную мощность заработают Кременчугский и Одесский НПЗ, то импорт будет менее 20%. И то будут ввозить только премиальные бензины, которые не будут производить в Украине.

«Протекционизм с нарушением антимонопольной среды может спровоцировать резкий рост цены на горючее»

Дмитрий МАРУНИЧ, директор Института энергетических исследований:

— Любые меморандумы по нефтепереработчикам будут действенными лишь тогда, когда правительство их жестко будет контролировать. А то повышение стандартов до сих пор у нас не происходит, заводы, несмотря на обязательства, не готовы к введению современных евростандартов. Поэтому если правительство готово к введению протекционизма для возобновления нефтепереработки, то следует жестко контролировать и введение новых экологических стандартов Евро-4 и Евро-5.

Однако нефтеперерабатывающую отрасль однозначно нужно реанимировать. Общие мощности с советских времен были на уровне 50 миллионов тонн. Это достаточно большая отрасль, которая дает продукцию с большей добавленной стоимостью. Соответственно налоги, которые платятся на всех цепочках переработки, поднимают как местные бюджеты, так и бюджет страны.

Вместе с тем нужно пытаться не нарушать шаткий баланс на рынке нефтепродуктов Украины. Часть импорта горючего в отдельных сегментах достигает 60%. Это достаточно много, но протекционизм с нарушением антимонопольной среды тоже может привести к резкому росту цен на горючее.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать