Перейти к основному содержанию

Прометей в Киеве: муки и радости

Композитор зажигает в душах людей искры божественного огня — это доказал маэстро Роман Кофман, представив новый проект в Национальной филармонии Украины
02 апреля, 17:57
СВОИМИ ТВОРЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ РОМАН КОФМАН КАЖДЫЙ РАЗ УДИВЛЯЕТ ПУБЛИКУ И РАДУЕТ МЕЛОМАНОВ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В проекте «Творения Прометея», названном именем единственного балета Бетховена, Симфонический оркестр Национальной филармонии Украины исполнил Увертюру к балету «Творения Прометея», Концерт для виолончели с оркестром Валентина Бибика и Вторую симфонию Франца Шуберта. Объединив искрометным сюжетом, казалось бы, несочетаемые опусы, маэстро создал на сцене динамичное поле для возрождения хрестоматийной фразы: «Музыка должна высекать огонь из человеческих сердец...»

В концерте Валентина Бибика (1940—2003 гг.) солировал российский виолончелист Борис Андрианов, лауреат престижных международных конкурсов, выступающий с известными оркестрами и дирижерами на лучших сценических площадках мира. Играя на уникальном инструменте работы Доменико Монтаньяна, музыкант продемонстрировал кристально чистый звук, нежную вибрацию и служение музыке — без границ. Рожденный замечательным сочинением в филигранном исполнении солиста и всех оркестрантов, момент чуда имел продолжение в том, что многие слушатели в этот вечер открыли для себя Валентина Бибика как великого украинского композитора. А Борис Андрианов окончательно покорил публику, виртуозно исполнив на бис каталонскую народную песню в обработке Пабло Казальса для виолончели соло.

После концерта Роман Кофман ответил на несколько вопросов «Дня».

— Расскажите о вашем сотрудничестве с Борисом Андриановым.

— Впервые мы встретились во Франкфурте на заключительном концерте международного виолончельного фестиваля, где он был одним из трех солистов, исполнявших Concerto Grosso Кшиштофа Пендерецкого для трех виолончелей и большого симфонического оркестра, а оркестр был мой тогдашний — Боннский имени Бетховена. Потом я пригласил Бориса Андрианова в Киев на свой первый фестиваль, где он блестяще выступил. Очень талантливый молодой виолончелист, который достиг многого в карьере, в частности, у него есть свой международный виолончельный фестиваль в Москве, где выступают замечательные артисты. Выучить концерт Валентина Бибика для моего проекта ему предложила Виктория Валентиновна, дочь композитора. Могу сказать, что Борис Андрианов совершил творческий подвиг, потому что, как выразился бы Ленин, это «архисложная задача» для исполнителя!

— Почему на сцену Колонного зала прилетел «Прометей»?

— Я взял за основу проекта увертюру Бетховена, которая длится несколько минут и пролетает стремительно. Чем мне интересен этот образ? Прометей — могущественный, решительный полубог, который осмелился проникнуть в чертоги богов, похитить у них огонь и передать людям. Он сотворил людей в глубоком смысле: подарил им творящий огонь, а с ним — свет, тепло, разум, ремесла и искусство. Будучи способным предвидеть будущее, Прометей знал, что последует за этим, но пренебрег грозящей ему опасностью, а затем страдал от бесконечного наказания. Вот тут-то и находится главное, представляющее для меня наибольший интерес: сам подвиг, предвидение, наказание. И страдание. Я попытался найти общие черты у столь разных мастеров, как Бетховен, Бибик и Шуберт: это готовность к творческому подвигу, некоторый момент предвидения и страдание — все, что пережил Прометей и что переживают очень многие на этом свете. Но не все переживают настолько мужественно и не все способны пренебречь знанием будущего.

Беттина Брентано писала Гете о Бетховене: «Он сказал: «Музыка — это более высокое откровение, чем вся мудрость и философия... Музыка — этот средство превращения духовной энергии в чувственную». Вчера вечером я записала это и сегодня утром прочла ему. Он сказал: «Неужели я наговорил это? Ну, тогда на меня дурь напала». Бетховену был абсолютно чужд пафос, но богоборческие, бунтарские черты его личности отрицать бессмысленно. И еще один пронзительный мотив, звучащий в историях о Прометее и Бетховене: Прометей мужественно переносил терзания, на которые его обрекли разгневанные боги. Но разве не столь же мучительны страдания композитора, который не может услышать свои творения? Многие думают, что Бетховен оглох к старости, хотя старым он не был никогда — умер в 57 лет! Композитор начал терять слух в 26 лет, а в 32 года написал в своем завещании, как он страдает оттого, что не слышит...

Франц Шуберт — застенчивый, неуклюжий «медвежонок», как его называли друзья... «В этом парне точно есть Божья искра», — заметил о юном Франце Бетховен. Вторая симфония Шуберта была впервые исполнена лишь через 50 лет после смерти автора, более того, композитор при жизни не услышал ни одной своей симфонии. Печальный смысл фразы: «композитор N пишет в стол» для творца оборачивается трагедией, катастрофой. Но Шуберт мужественно посылал людям частицу своего света, добытого Прометеем, чтобы эти послания доходили до нас столетия спустя, подобно свету дальней звезды...

В виолончельном концерте Валентина Бибика заложено все, чтобы действительно услышать миф о Прометее, и я уверен, что слушатели не смогут не почувствовать огромную, ничем и никем не скованную волю художника. Этот концерт в Украине никогда не исполнялся. Он звучал там, где Бибик провел свои последние годы — в Израиле, но Валентин Саввович уже не смог прийти на концерт и не слышал свою музыку в живом исполнении.

Кстати, три года назад Роман Кофман впервые представил меломанам оперу «Бег» В. Бибика (в концертом исполнении), мировую премьеру которой киевляне ждали почти четыре десятилетия. В проекте участвовала целая «армия» музыкантов: Академический симфонический оркестр Национальной филармонии, камерный хор «Кредо», мужская группа хора «Анима», группа мальчиков и юношей Муниципальной капеллы им. Л. Ревуцкого плюс два десятка лучших киевских вокалистов (об этом знаковом событии писал «День» — № 215, 24 ноября 2010 г.). А нынешнее осенью (в ноябре) Роман Исаакович пригласит на концерт, посвященный 10-летию со дня смерти Валентина Бибика, в программе которого прозвучат пьеса для оркестра «Посвящение» (премьера в Украине), фортепианный концерт (мировая премьера) и симфония для сопрано и симфонического оркестра на стихи Иосифа Бродского (это будет мировая премьера).

P. S. Напомним, в нынешнем сезоне это уже пятый представленный Романом Кофманом проект, которому предшествовали «Гении и дилетанты», «Что наша жизнь? Игра!», «Северный экспресс», «Превращения». Радует, что на каждом вечере слушатели получают в дар прекрасно изданные иллюстрированные буклеты с программой и захватывающими текстами «от Кофмана» (издательство LAURUS). Остается пожелать, чтобы на всех следующих концертах маэстро в зале присутствовал еще один человек — с видеокамерой, чтобы сохранить в записи неуловимое, но живое чудо музыки, отмеченное искрой Прометея.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать