Перейти к основному содержанию

Как увидеть не «застекленного» Шевченко?

19 апреля, 11:26
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Многих выдающихся людей родила украинская земля.

И одним из самых выдающихся является наш национальный гений, мессия и пророк украинского народа, Тарас Григорьевич Шевченко.

В 2014 году украинцы всего мира будут отмечать 200 лет со дня рождения Шевченко. Так случилось, что в одном лице объединились чрезвычайный талант с особенно высокой работоспособностью и сверхмощная сила духа с самой чувствительной душой. А над всем этим — безграничная любовь к Украине, ко всем нам — и мертвым, и живым, и нерожденным землякам своим. Поэтому, готовясь к Великому Юбилею, должны как можно лучше узнать нашего Гения, погружаясь в его творчество и жизнь.

По-разному познавали своего великого Кобзаря украинцы ХІХ, ХХ и ХХІ веков. Набожность украинцев ХІХ в. и их национальная однородность органично соединили все прослойки народа со Словом Поэта. Поэтому небольшая по объему книга поэзий с магическим названием «Кобзарь», созданная полностью юным Художником (ему было лишь 26 лет), так мощно срезонировала и среди крепостных, и среди помещиков, и среди интеллигенции. Шевченко сразу был воспринят как отец нации, посланный Всевышним. Посланный для того, чтобы показать Украинцам красоту и величие их края, напомнить о славном прошлом и о таких вечных ценностях Человеческой жизни, как Воля и Любовь, Красота и Справедливость, Достоинство и Добро, осознание которых было утеряно из-за невероятно жестокого обращения с ними своих и чужих поработителей. Богонаполненное Слово Тараса разбудило нацию, подарило ей воодушевление, стремление к достойной человека жизни и пути, которым обездоленная Украина должна была выйти к своей Судьбе.

Совершенно по-другому «читали» Шевченко украинцы — граждане Советского Союза. Читая Кобзарь, где слово «Бог» было написано с маленькой буквы, во времена, когда коммунистические идеологи сделали Национального Мессию — атеистом, поэтом-революционером, даже борцом с «украинским буржуазным национализмом», украинцы познавали искаженного Шевченко, лишенного Души и своего истинного национального естества. Коммунисты фактически трансформировали (переменили) Национального Пророка в «борца за права трудящихся».

Потому что Пророк видит то, что другие не могут разглядеть.

Пророк предсказывает будущее.

Но, прежде всего, Пророк разговаривает с Богом и объявляет его истины перед лицом Народа.

В ХХІ веке мы, украинцы, видим Шевченко якобы за стеклянной стеной. То есть, мы видим его изображение, слышим его слова о Достоинстве и Добре, Воле и Любви, Красоте и Справедливости, вновь видим слово «Бог» написанное с большой буквы, но... мы не слышим звучания самых тонких струн его души, не чувствуем Богонаполнения его мыслей. И такой «застекленный» Шевченко, не будит нас к новой жизни, не раскрывает нам Истину, не ведет к Богу.

Такое современное восприятие Великого Тараса является следствием как коммунистического искажения прошлого, так и примитивно-прикладного современного.

Шевченко — свой поэт для морально здоровых и религиозно образованных людей.

Шевченко — чужой для людей потребительского мировоззрения, которых среди нас, к сожалению, очень много.

Потому, что же нам делать? Как нам познавать «истинного Шевченко»?

Это просто и сложно.

Просто потому, что нужно начать внимательно читать его поэзии, рассматривать его автопортреты и другие художественные произведения, перечитывать его автобиографию, переписку и описания его жизни и творчества «Тех Кто Как и Кобзарь Прошел Через Огонь».

Сложно потому, что за видимой простотой его Поэзий прячется чрезвычайно глубокий пласт его врожденного таланта и духовно-художественной культуры, проявляющейся многоуровневым содержанием большинства его произведений. В этом понимании «Кобзарь», в определенном приближении, можно сравнить с Библией.

Поэтому узнавание нашего Пророка нужно начинать с многотрудного Тарасового детства — почему-то навсегда запоминается тот эпизод, когда он малый и босой, вышел за село и пошёл к горизонту — искать железные столбы, которые подпирающие небо. И Шевченко таки нашел те столбы: это духовная основа мира.

Воля была подарена 24-хлетнему Шевченко 22 апреля 1838 года. Этот подарок Судьбы парень пережил как переход в другое измерение, как взлет на первое небо.

Вторым небом была Академия — мечта каждого молодого художника.

Третьим небом был Учитель. Много было таких, которые хотели стать учениками «Великого Карла». А стать приятелем дома Брюллова, может, даже и не мечтали.

Четвертое небо было совсем невероятным и непонятным для коллег-живописцев. Однако и сам Шевченко пишет с удивлением: в роскошные залы Академии искусств к нему тайно приходила чужая Муза. Поэтическая.

И именно благодаря этой поэтической Музе проявился главный феномен Шевченко, феномен Пророка-мессии, феномен «властелина в царстве духа». Потому что именно благодаря влиянию мощи Духа, которым было наполнено Слово Шевченко, самой его сущности, молодые украинские гении Николай Костомаров, Мыкола Гулак и Пантелеймон Кулиш получили воодушевление к основанию Кирилло-Мефодиевского братства, целью которого было превращение закрепощенной Украины в свободное, могучее, счастливое христианское государство, осуществить призыв нашего Кобзаря: «І мене в сім’ї великій, в сім’ї вольній, новій, не забудьте пом’янути незлим тихим словом...»

Поэтому желаю всем нам, «живым землякам» нашего национального Пророка, становиться достойными творцами «сім’ї вольної, нової» — новой Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать