От Пуччини к... Покладу
Концертом «Опера и джаз» Ольга Чубарева подтвердила статус универсального сопрано
Практически всякий киевский вокалист стремится попасть в труппу Национального оперного театра. Однако Ольга Чубарева избрала для себя иной путь, стала солисткой Национальной филармонии — и не проиграла. Репертуар стационарного театра предполагает стабильность и единообразие, тогда как работа в филармонии дает Чубаревой возможность пробовать собственные силы в самых разных музыкальных направлениях — от оперной классики до современной популярной песни, от серьезного академического авангарда до джаза.
В этот раз Ольга Чубарева решилась на эксперимент. Арии из опер Верди, Пуччини, Беллини и Легара, составившие первое отделение вечера, певица исполнила в сопровождении... Национального академического оркестра народных инструментов под руководством Виктора Гуцало (маэстро сократил состав до классического камерного с участием струнной группы и деревянных духовых). Второе отделение сложилось из украинских народных песен и шедевров отечественной эстрады второй половины ХХ века (песни Игоря Поклада, Мирослава Скорика, Платона Майбороды и др.) в джазовых обработках А. Погорелова.
В подобных концертных проектах крайне важно добиться целостности восприятия программы, донести до публики «единство в многообразии», невозможность вычеркнуть из мировой культуры ни единой строки. Идеей проекта, подкрепленной собственным блестящим исполнением, Ольга Чубарева будто убеждала: не было бы итальянской оперы XIX века — не было бы украинской эстрады ХХ века! Взаимосвязь всего со всем выстраивалась и в музыковедческих комментариях ведущей вечера Светланы Корецкой: в искусстве, как и в жизни, практически невозможно разграничить «высокое» и «низкое», «свое» от «чужого» по той простой причине, что одно невозможно без другого. Подобные видимые и невидимые связи существуют не только в художественном пространстве, ведь на творчество каждой личности влияет все без исключения: место рождения, общение с учителями, близкое окружение, хобби, жизненные успехи и личные драмы...
— Ольга, в вашей жизни был такой человек, о котором вы можете сказать: он открыл в вас певицу?
— Наверное, мою певческую карьеру предрек мой педагог по хору в музыкальной школе Надежда Гончарова. Там я была участницей вокального ансамбля, нравилось быть солисткой, а вот в составе хора петь не любила — из-за этого даже хотела бросить музыкальную школу! В хоровом пении я тогда не слышала гармонии... И вот тогда Надежда Петровна мне сказала: «Давай съездим на прослушивание в Полтавское музыкальное училище». Честно говоря, в тот момент я не планировала делать из музыки профессию. Мне нравились точные науки, а музыку, которая давалась очень легко, я рассматривала как хобби «для души», несерьезное, хоть и приятное занятие.
— Голос — самый уникальный, неповторимый из музыкальных инструментов и в то же время самый хрупкий. Что, по вашему мнению, важнее в процессе его «шлифовки»: развивать сильные стороны или бросать все силы на «подтягивание» слабых?
— Без сомнения, то, что получается плохо, нужно исправлять. Но важно помнить, что недостаток — это не всегда плохо! Его очень часто можно сделать своим преимуществом, свойством индивидуальности. Возьмем, например, Марию Каллас. У современников было очень много вопросов к звучанию ее голоса: кому-то не нравилась его гнусавость, другим — какие-то «лишние» призвуки на грани дефекта. Но ведь именно благодаря этому голос Каллас узнаваем! Никто не может петь так, как пела она! Каждому исполнителю нужно знать свою нишу, осознавать, что у него хорошо получается. Ведь бороться с недостатками можно всю свою творческую жизнь: заниматься «самоедством», пытаться преодолеть себя. А потом может оказаться, что твое «золотое» место совершенно в другом, в другой музыке... Например, невозможно состязаться с Чечилией Бартоли в исполнении барочной музыки, в которой эта певица достигает высочайших вершин. Ее техника — на грани фантастики, она просто непостижима!
— Обычно вокалистами становятся в зрелом возрасте, когда природный голосовой аппарат уже сформирован...
— В Ровенском институте искусств у меня был очень хороший педагог по фортепиано. Она много внимания уделяла занятиям со мной и даже предлагала поступать в Одесскую консерваторию на фортепианный факультет. Когда я приехала в Харьков, у меня появилась мысль: поступить одновременно на два факультета, но меня отговорили, так как и голос, и рояль требуют много времени и сил, на двух стульях очень сложно усидеть.
— Один из самых сложных периодов в жизни каждого музыканта наступает после окончания учебы, когда приходится самостоятельно искать собственный путь, выбирать, набивать «шишки». Вас эта участь не минула?
— Я не из тех, кто легко опускает руки. В силу жизненных обстоятельств и обычных для всех материальных трудностей я, параллельно с зарубежными выступлениями, освоила новую специальность — занялась гравировкой по металлу (ювелирным делом занимаются мои родители). Надо сказать, что дело пошло успешно, я даже стала ведущим гравером в Харькове, проработала шесть лет как частный предприниматель. В основном делала надписи на кольцах, холодном оружии, ружьях, саблях. Благодаря этому смогла взять кредит в банке на квартиру и достаточно быстро погасить его.
А затем помог счастливый случай. Во время одного из исполнительских конкурсов, где я заседала в жюри, киевская делегация попросила спеть — и после этого меня пригласили на работу в Киевскую филармонию, где работаю с сезона 2006—2007 гг. Затем было много предложений остаться за рубежом. Приглашали учиться в аспирантуре, работать — и по контрактам, и на постоянной основе. Во мне боролись две половинки. С одной стороны, я понимала, что западные условия гораздо привлекательнее для творческих людей, там классическая музыка в большой цене, вокалисты чувствуют себя востребованными. С другой стороны, не нужно обольщаться, так как везде есть свои сложности, минусы. Мы там всегда будет иммигрантами, чужими. В Украине пять консерваторий, каждая из которых ежегодно выпускает певцов, а наши оперные театры и филармонии не в состоянии всех трудоустроить. Профессиональная судьба отечественного вокалиста — лотерейный билет. Увы, прекрасные данные, хорошая школа и соответствующая внешность не гарантируют, что все сложится блестяще. Но я уверена, что мысли материализуются, а мечты — сбываются! Нужно только уметь правильно воспользоваться обстоятельствами.
Не хочется бить себя в грудь и говорить о патриотизме, но в Украине я дома. Мне очень хотелось реализоваться именно на Родине, быть нужной, востребованной.
— Вы довольны теми условиями, которые вам предоставила дирекция Национальная филармония?
— Я пою практически со всеми филармоническими коллективами самых разных инструментальных составов, в сопровождении камерного, симфонического и духового оркестров. Филармония дает творческую свободу. Здесь каждый исполнитель может выстроить для себя индивидуальный план, выбрать собственную направленность, попробовать все возможное — от оперных сцен до джазовых стандартов. Национальная филармония — лучший из акустических залов нашей страны, где выступали сотни гениальных музыкантов прошлого и современности. Это тоже подстегивает к самосовершенствованию, заставляет расти над собой.
Выпуск газеты №:
№80, (2013)Section
Культура