Перейти к основному содержанию

Тактика поведения с монополистом

Эксперты «Дня» ответили на вопрос, который Президент поднял в ежегодном послании к парламенту, — как Украине избавиться от «Газпрома»?
07 июня, 10:45
ФОТО ИТАР-ТАСС

«Одним из ключевых приоритетов обеспечения энергетической безопасности Украины является снижение уровня монопольной зависимости от поставок энергоресурсов», — говорится в ежегодном обращении Президента к парламенту, с текстом которого можно ознакомиться на сайте гаранта.

Янукович пишет, что несмотря на то, что такой приоритет был определен еще в начале независимости Украины в указах президента, постановлениях Кабинета Министров, решениях Совета национальной безопасности и обороны и тому подобное, фактически развивалась противоположная тенденция — «усиление внешней зависимости Украины от поставки топливно-энергетических ресурсов из монопольного источника» (говорится, очевидно, о «Газпроме». — А.Д.). Более того, Президент отмечает, что Харьковские соглашения «закрепили зависимость Украины от монополизированных поставок избыточных объемов природного газа из Российской Федерации по завышенным ценам на десять лет».

Похоже, два года «газовой войны» с Россией убедили власть в бесперспективности ориентации в энергетической политике на РФ. Украина даже добилась согласия членов Таможенного союза (а главное — РФ) на предоставление ей статуса наблюдателя в будущем образованию России, Беларуси и Казахстана. И все не с единственной ли целью — получить дешевый газ. Однако перспектива получения дешевого топлива с Востока все еще крайне туманна, а вот требований от ТС слишком много.

Очевидно, именно поэтому — внимание! — «энергетическая» часть доклада (Раздел 1.4. «Энергообеспечение и энергоэффективность», 78-89 страницы) гаранта говорит о том, что искать необходимые энергоресурсы Киев будет на Западе. «Наиболее реальным способом диверсификации поставок природного газа в Украину в ближайшей перспективе остается поставка из ЕС», — указано в послании.

Главных тезисов у Януковича два — преодолеть энергозависимость от РФ, а также найти альтернативные источники. В частности, Президент предложил «вернуться к рассмотрению проекта газопровода «Белый поток«». Как известно, впервые этот проект в 2005 г. предложила Юлия Тимошенко. Он представляет собой построение альтернативного маршрута поставки в Украину природного газа из Азербайджана, а в случае успешной реализации проекта строительства Транскаспийского газопровода — также из Туркменистана и Казахстана. Янукович считает, что газ из Азербайджана и Туркменистана впоследствии может стать источником диверсификации поставок. Идея заключается в строительстве газопровода из Туркменистана через Азербайджан в грузинский порт Супса и потом по дну Черного моря через Крым в направлении стран ЕС. Предполагается, что интерес в его реализации имеет Евросоюз, а также Азербайджан, который всеми силами стремится к налаживанию прямых поставок газа в Европу в обход России. Проект довольно интересный, но без участия ЕС бесперспективный.

В качестве альтернативы «Белого потока» Янукович считает целесообразным предложить инвесторам TANAP и Nabucco транзит по территории Украины с использованием украинских подземных хранилищ газа в объеме до 10 миллиардов кубометров, который будет транспортироваться в Украину через Болгарию и Румынию в украинские подземные хранилища, а из подземных хранилищ через Словакию — в другие страны ЕС. Главный козырь Украины в этом проекте — ПХГ, которых не хватает в Европе, а те, которые строятся сейчас, финансируются «Газпромом».

Дополнительным способом диверсификации поставок природного газа в указанных объемах в ближайшей перспективе, по мнению Президента, может стать реализация проекта строительства LNG-терминала. А самыми заметными поставщиками сжиженного газа в Украину — Катар и США. Решить проблему использования Босфорского пролива для прохода танкеров в послании рекомендуется использованием турецкого терминала в Мраморном море.

Однако эти проекты — это все же отдаленная перспектива, а в ближайшем будущем, считает Президент, Украине следует развивать закупку газа на спотовом рынке ЕС летом, когда спотовые цены на природный газ ниже цены по долгосрочным контрактам.

Дополнительным способом диверсификации поставок природного газа в значительных объемах в перспективе может стать реализация проекта строительства LNG-терминала. В этом направлении нужна целенаправленная работа по поиску свободных ресурсов природного газа с заключением соответствующих фьючерсных контрактов и обработкой логистики проекта. Вероятными поставщиками сжиженного газа в Украину на первом этапе могут быть Катар и США в связи с имеющимися значительными запасами ресурса и благоприятными ценовыми параметрами, на втором этапе, после создания соответствующей инфраструктуры на территории Грузии, — Азербайджан.

По словам Президента, альтернативные варианты импорта газа могут обеспечить Украине 10—15 миллиардов кубометров ежегодно.

Безусловно, Янукович не мог не вспомнить и добыче сланцевого газа в Украине. Он напомнил, что по оценкам экспертов, потенциал добычи сланцевого газа и газа из песчаников в Украине составляет от 7—8 до 20—22 миллиардов кубометров в год.

Еще одним ударом по интересам российских компаний должен стать отказ Киева от российских атомных энергоблоков для украинских АЭС. Здесь уже Украина хочет сама освоить реакторные технологии, чтобы в будущем наладить собственное производство.

Чтобы снизить роль России в поставке нефти в Украину, Янукович предлагает рассматривать в этом направлении Казахстан и Азербайджан. Однако здесь необходима реализация проекта Евро-Азиатского нафтотранспортного коридора.

Также Янукович указал на необходимость увеличения добычи бурого угля и метана в Украине, а также принятии закона о госрегулировании в энергетике Украины.

Эти предложения Януковича только подтверждают мнение, которое в свое время озвучил известный экономист Александр Пасхавер, — так получилось, что интерес власти сегодня совпал с интересом государства. Говорится, в частности, о том, что наверху, похоже, уже понимают — более выгодной и для страны, и для них самих является интеграция в ЕС, нежели в ТС. На Западе от Киева не требуют сдачи ГТС, преференций в Крыму или передачи части суверенитета в интересах межгосударственного органа. А вот в Москве об этом говорят открыто. В нынешних условиях это может стать решающим фактором в геополитическом выборе Украины.

Но есть еще один фактор, о котором не следует забывать — это то, какое влияние сегодня на украинскую внутреннюю политику имеет Кремль, а на энергетическую в частности — «Газпром». Очевидно, именно кружевом всевозможных связей, коррупционных прежде всего, можно объяснить то, почему Украина, декларируя приоритетным направлением диверсификацию энергоисточников, двигалась в обратном направлении — сближения с монополистом. И тут парадокс. Очевидно, что интересы власти в целом действительно совпадают с государственными: чтобы удержаться в руководящем кресле независимого государства, правительство, Президент и парламент должны обеспечить стабильную экономическую и социальную ситуацию, что не гарантировано в условиях сближения с ТС и тесном сотрудничестве с «Газпромом». А вот интересы каждого из наших рулевых разрозненны? Совпадают ли они с интересами нашего государства? Может ли бизнесмен, состояние которого связывают с прибылями на добыче и сбыте энергоресурсов, договариваться о снижении закупочных цен на них? Может ли чиновник, подписывающий покупку государственной компании по завышенным ценам, одобрить выведение функционирования этой компании на условиях прозрачности, открытой отчетности?

В предыдущих номерах «Дня», комментируя дерзкую риторику генерального директора «Газпрома» Александра Медведева на странице экономики, мы задали вопрос: а как должна вести себя страна, соседом и партнером которой является такой монополист, как «Газпром» — самонадеянный и влиятельный, который привык строить отношения с помощью давления и угроз. И назвали первое правило, которое, по мнению редакции, является определяющим, — избавиться от коррупционных связей в вертикали власти. А вот что предлагают эксперты, читайте в комментариях.


 

Александр ПАСХАВЕР, экономист:

— Стране нужно предпринимать действия, которые сориентированы на получение нужного продукта из других источников. При этом сама последовательность и решительность этих действий уже имеет значение, даже если мы не достигли демонополизации. Монополист, как следствие, начнет осознавать свои риски. И он или будет легально торговать, чтобы приостановить желание партнера искать других поставщиков, или начнет нелегально вмешиваться в этот процесс демонополизации и теневым способом приостанавливать его.

Сами по себе решительность и последовательность в таком процессе поиска других источников уже является позитивом. А в конечном итоге, если придерживаться этих простых правил, то можно избавиться от монопольной зависимости. Собственно, это мы наблюдаем в поведении европейских стран. Но у Украины так не получалось. И это предмет для размышлений — почему у нас не получалось, и кто нам мешал? Кто и как действовал на той теневой стороне, что все наши попытки были неудачными?

Мы страна бедная, и купить нас недорого: любого нашего чиновника или политика. И такой богатый монополист (идет речь о «Газпроме». — А.Д.) может себе позволить иметь здесь у нас своих афилированных «интересантов». Обрубить эти связи — это, по-видимому, самая сложная задача, которая сегодня есть у молодого украинского государства. Потому что эти связи имеют корни в нашей истории, ментальности и прошлых несчастьях. Вторая часть проблемы — наш общественный характер. Я бы сказал, что мы имеем очень слабый иммунитет к такой болезнетворной бактерии как коррупция, которая вытекает из самой природы каждого человека. Просто у других стран есть достаточно сильный общественный иммунитет. А у нашей его нет. И это в первую очередь связано не с властью, а с обществом, которое мирится с этим процессом. У нас было много разных властей — правительств — уже полтора десятка, Президент — четвертый, но мы не вспомним, что кто-то из них кардинально отличался с точки зрения коррупции.

Валерий БОРОВИК, председатель правления Альянса «Новая энергия Украины»:

— «Тактика поведения с монополистом» прописана во втором и третьем энергопакетах, принятых Европейским энергетическим содружеством. А это — имплементация тех законодательных положений по демонополизации процессов транспортировки, продажи и добычи энергоносителей, которая была разработана и принята в ЕС несмотря на сопротивление похожих на «Газпром» монополистов. В ЕС также есть ряд крупных компании: RWE, EDF, и тому подобных — контролирующих значительную долю энергорынка. Им было невыгодно появление этих энергопакетов. Но те появились, несмотря на коммерческое сопротивление. То же нужно сделать в Украине. А конкретно это — расчленить внутреннего монополиста (НАК «Нафтогаз України») на компании, которые будут добывать, транспортировать и продавать энергоносители. И эти вновь созданные компании должны быть независимыми от государства, больших корпораций или соседних государств операторами. И действовать — на принципах свободного рынка, в частности в ценообразовании. Во-вторых, нужно создать законодательные условия по демонополизации. Здесь нужно вернуться к тому Брюссельскому соглашению, которое подписало предыдущее правительство. Оно касалась реформирования газотранспортной системы, но там затрагивались и другие процессы функционирования рынка.

Можно ли это сделать в Украине? Возможно. Есть ли на это политическая воля? Нет. Потому что, я думаю, что Президент, декларируя демонополизацию, имеет в виду прежде всего «подвигание» внутренних монополистов таких как ГТЄК Ахметова или «РосУкрэнерго» Фирташа. И это будет происходить путём вхождения на этот рынок структур приближенных к самому Президенту. И этот процесс мы уже можем проследить на угольных активах, а скоро, я думаю, увидим на газотранспортирующих активах.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать