Боже, благослови Америку!

Фильмом Марка Форстера «Война миров Z», который выйдет в прокат в конце июня, открылся 35-й Московский международный кинофестиваль. Как и ожидалось, эта голливудская сказка повествует о величии Америки, которая в очередной раз спасает мир от грядущего Апокалипсиса.
Брэд Питт, не только сыгравший в «Войне миров Z» главную роль, но также выступивший продюсером картины, успел прочитать постапокалиптический роман ужасов Макса Брукса «Мировая война Z» еще в гранках. И, разумеется, пришел в восторг – лихо закрученный сюжет о том, как еще один крутой ковбой в самую последнюю минуту предотвращает гибель всего человечества, как нельзя лучше соответствует нынешней моде на Апокалипсис. Похоже, чаша грехов наших уже настолько переполнилась, что мы подсознательно живем в ожидании неминуемой расплаты, которая должна прийти в форме всеобщей катастрофы. Идею коллективной ответственности за все то безобразие, которое человек творит не только на планете Земля, но уже распространяет свой эгоизм и на Космос, принять, согласитесь, легче, нежели думать о своей личной ответственности и гибели. Из-за свойственной нам зависти к тем, у кого все оk, страдать и умирать в одиночку гораздо обиднее. Иное дело, потянуть за собой в могилу пару миллиончиков (а то и миллиардов, как в «Войне миров») человек.
Собственно сюжет картины Форстера и строится вокруг того, как тот, кто заразился неизвестным вирусом, не только сам превращается в жуткого монстра, но тут же, словно взбесившийся пес кусая других, способен заразить опасной болезнью сотни и тысячи других людей. Хватает всего лишь одиннадцати секунд, как подсчитал Джерри Лейн, герой Бреда Питта, чтобы укушенный не просто потерял человеческое обличье, но и сам стал злобным зомби. Создатели очередного ужастика, конечно же, раскошелились на то, чтобы снять впечатляющие кадры охватившей планету пандемии. Уже с первых минут фильма нам показывают, как благополучный американский город в считанные часы превращается в руины (чтобы вид катастрофы сделать убедительным, было угроблено более ста пятидесяти автомобилей). Дальше, вслед за Джерри, бывшим «ведущим специалистом ООН» (а крутой американский парень, как известно, специализируется на войне), мы отправляемся в Корею, Израиль и Великобританию, где тоже видим ужасающие масштабы всеобщего бедствия. Зомби, словно саранча, атакуют города и страны, так что на Земле остаются единицы чудом спасшихся счастливчиков.
Естественно, никто и не сомневался, что герой Бреда Питта найдет способ обезопасить выживших людей от заразы и таким образом спасти планету от гибели. Ведь не для того же, чтобы он проиграл в борьбе с монстрами, создатели триллера оставили его и его боевую подругу живыми даже после авиакатастрофы (кстати, герой спасается от зомби на самолете белорусских авиалиний, что вызывает живую реакцию в зале). Чувство правды в принципе не присуще создателям разного рода мифов. Поэтому публика, хоть и посмеивается над неправдоподобными поворотами сюжета «Войны миров», охотно принимает правила игры – ведь в любом фильме ужасов главное, чтобы нас, как следует, попугали, а не рассказали нам правду, как она есть. Ко всему же, мы склонны отождествлять себя с выжившими героями, а не с погибшими неудачниками. Так что все постапокалиптические страшилки являются своего рода прививкой против испытываемых нами страхов, которые отравляют нам доступные удовольствия.
Впрочем, авторы фильма не только играют на наших фобиях, но и пытаются снабдить зрителя доступными им истинами. Например, один из героев объясняет с экрана причину разного рода катастроф – человек не верит в грядущие происшествия до тех пор, пока эти самые происшествия не случатся. У нас эта печальная склонность не задумываться о плохих последствиях плохих поступков, нашла выражение в известной поговорке: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».
Мы и в самом деле, как нас не пугали и 2012 годом, и другими апокалиптическими сюжетами (вот только два последних – «Обливион» и «После нашей эры»»), не охотно крестимся и верим не только в грядущий Аргамедон, но даже и в свою личную кончину. Не верим, потому что в плохой исход лично для себя, несмотря на все благие разговоры в режиме «постпродакшин», не верят сами создатели футуристических триллеров. Иначе они снимали бы другие фильмы. Такие, например, как «Боже, благослови Америку!», где режиссер Боб Голдтуэйт представил США не избавителем, а родиной страшного вируса – вируса человеческого эгоизма и глупости. Если человечеству и предстоит погибнуть, то именно от него. Все остальное – их, эгоизма и глупости, лишь печальное следствие.
Section
Культура