«В Ассоциации мы видим плюсы для нас и плюсы для Украины»
Генеральный консул Германии в Донецке Клаус Цилликенс — об экологии, культуре и модернизации![](/sites/default/files/main/articles/30072013/8opera.jpg)
Посол США в Украине Джон Теффт (разговор с ним см. в № 125 от 19-20 июля) не единственный, кто этим летом завершает свою работу в Украине. Клаус Цилликенс — Генеральный консул Федеративной Республики Германии в Донецке, — проработав девять лет в Украине (в Киеве и Донецке), — покидает ее пределы. Цилликенс — один из тех людей, кто действительно сделал для Донецка многое. К примеру — проведены два фестиваля «Ночь индустриальной культуры. Вторая смена», состоялась мировая премьера «Летучего Голландца», с немецкими компаниями подписаны соглашения о сотрудничестве в плане очистки шахтных вод, а также открыт ветряной парк «Новоазовский». И это еще не весь перечень мероприятий, к которым причастна немецкая сторона.
Мы встретились в консульстве за большим стеклянным столом. Под столешницей — книги о правах человека, истории Харькова. В кабинете висит карта Украины. «День» подарил Клаусу Цилликенсу последние выпуски глянца «Маршрут № 1» в качестве издание, которое сможет ему напоминать о времени, проведенном в нашей стране.
«СТЕРЕОТИПЫ ЕЩЕ ЕСТЬ. ИХ НУЖНО РАЗРУШАТЬ»
— У вас заканчивается срок работы в Донецке. Что вы можете сказать об этом городе? Насколько сложно/легко вести дипломатическую миссию в индустриальном украинском городе?
— Первоначальной задачей для меня здесь было создание консульства. Я начинал с нуля: искал квартиру, офис, сотрудников, контакты. Конечно, одно из главных отличий Донецка от Киева, к примеру, это отсутствие дипломатов. Ну, и вообще, если говорить об иностранцах, то здесь их не так уж много. Меньшее количество людей знает английский язык, поэтому здесь без русского — сложно. Конечно, это особенный менталитет. Но я бы не сказал, что это вызывает трудности, я ведь тоже вырос не в столице Германии. Но были и плюсы: чувствовал, что меня узнают и меня знают. Часть моей работы — в публичном пространстве, это очень важно. Мы хотели создать имидж открытого консульства. Мы хотели разрушить стереотип о закрытой структуре и скрытной деятельности дипломата. В принципе, дипломатическая работа — это коллективная работа, которая на сегодняшний день заключается в pr, политических и культурных связях, и в нашем случае — это создание современного имиджа Германии. Здесь, к сожалению, существуют еще старые советские стереотипы о том, что такое Германия. Этот стереотип нужно разрушать активно. Я постоянно доказываю, что Германия — это прозрачная страна.
У Донецка, конечно, есть особенности. Здесь практически нет среднего класса. Есть, но очень мало. Донецк перспективный город, и в моем понимании он больше показывает Украину, чем Киев. Донецк — это промышленный город с очень плохой экологией. Это сразу отмечаешь, когда приезжаешь сюда. Улучшение окружающей среды должно быть в приоритете у всех: у властей, у предпринимателей, у общества. В этом плане для иностранца город является стрессом. Видно, что в городе создана новая инфраструктура, связанная с Евро 2012, — это все хорошо и красиво, но для того, чтобы его развивать, привлекать туристов, нужно улучшить экологию.
— Совсем недавно в Донецке открылся визовый центр. Каково его значение для города?
— Центр был открыт давно, но он был доступен только для бизнесменов и путешественников. Сейчас это визовый центр для всех. Раньше каждому нужно было пройти собеседование в посольстве в Киеве, и это создавало неудобства. Собеседование было своеобразной пробкой. Сейчас такой проблемы нет, весь процесс занимает неделю. Конечно, многие отмечают большое количество документов, которые нужно подать. Если в перечне документов не все будет оформлено, то визу не дадут — такие правила. Люди часто думают, что отсутствие одного-двух документов роли не сыграет, но это не так. На сегодняшний день мы видим, что центр работает хорошо. Мы сами приезжали туда с неплановой проверкой и наблюдали, как работают сотрудники и как люди оформляют документы. Сейчас в день оформляют в среднем 60 заявок. Я думаю, что со временем этот показатель станет выше. Ведь, на сегодняшний день, многие еще не знают о такой возможности.
Это хороший шанс для молодых людей, который откроет для них новые возможности и перспективы, сможет разрушить их стереотипы о Европе.
«ГЛАВНЫЙ СТИМУЛ — КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ»
— Можно ли представить, что вскоре Германия откроет для нас безвизовый режим? Что нам для этого нужно сделать?
— Все это может быть, но на пути к этому Украина должна выполнить ряд требований. Безвизовый режим — это политическая воля. Но мы как европейская сторона определили конкретные шаги, чтобы деполитизировать этот процесс. Теперь дело стоит за украинской стороной. Все наши требования ясны и находятся в публичной плоскости. Одно из наших условий — это биометрические паспорта. Без них невозможно — так живет Европа, и Украина должна это принять.
— Если говорить об ассоциации с ЕС, какие плюсы и минусы вы видите для обеих сторон?
— Это будет очень большим шагом для Украины и хорошее предложение с нашей стороны. Я больше не помню таких примеров в нашей истории, когда мы были настолько открыты стране, которая не имеет статуса кандидата. Это действительно выгодное предложение в плане политики, экономики, культуры, стандартов. В этом я не вижу минусов ни для Украины, ни для Европы. В Украине существует такой советский стереотип: если хорошо для одного, то плохо для другого. Но в данном случае это не так. Мы видим плюсы для нас и плюсы для Украины. Во-первых, договор будет открывать европейский рынок для украинских предприятий. Стоит еще сказать, что не все украинские политики и бизнесмены понимают, что это значит. Это один из самых больших рынков в мире, это не бедный рынок и не бедное население — это почти 400 млн людей. Во-вторых, главный стимул для Украины — стать конкурентоспособной на глобальном рынке. Наша помощь будет заключаться в том, чтобы развить в Украине настоящую рыночную экономику. Сейчас назвать экономику Украины таковой сложно. Здесь я работаю девять лет и вижу, что действительно есть сегменты, где есть конкуренция, но есть и те, где существует монополия. Здесь люди конкуренции боятся. Но это очень важный шаг любого рынка, без него невозможно развитие. Знаю, что для многих здесь отсутствие конкуренции выгодно. Но население от этого проигрывает.
С другой стороны, мы можем задать вопрос: какая есть альтернатива рынкам Европы? На сегодняшний день этой альтернативы нет. Да, есть Таможенный союз, но действительно ли он сможет сделать хорошее предложение Киеву? Мы видим, что на сегодняшний день существует давление со стороны Москвы. У ТС есть руководитель, и этим руководителем не является Украина.
Я думаю, что ассоциация с ЕС будет помогать Украине развиваться как европейской стране, в том числе и в плане среднего класса. Есть много аспектов: экономические, культурные, есть аспекты прав человека, ценностей и т.д. И в этом плане соглашение — действительно шанс Украины. И я думаю, что украинцы не против соглашения. Кто против, так это заинтересованные люди, которые хотят оставить за собой монополию и влияние.
— Об Украине говорят, что это очень коррумпированная страна. Сталкивались ли вы с этим?
— Люди знают, кто я, и поэтому я встречался с этим аспектом редко. Редко, но все-таки встречался. Я думаю, что одна из наших задач как дипломатов — показать всем, что жизнь без коррупции — это не только лучше, это возможно. Это не мечта из другого мира, а вполне реальные вещи. Важно показать, что для каждого человека и для экономики в целом жизнь без коррупции — только плюс. Некоторые думают, что это глупо. Но немцы не глупые люди, и наш успех заключается в прозрачности и открытости. В этом плане у нас есть задача продвигать этот способ взаимодействия. Конечно, это сложная глобальная задача, но с другой стороны, это зависит также от каждого человека. Для меня это заложено не в менталитете, а в выборе человека. Он сам может сделать для себя первый шаг. Он на своем примере может продвигать идеи жизни без коррупции.
«УКРАИНСКАЯ КУЛЬТУРА — ЕВРОПЕЙСКАЯ»
— Культура — один из важных элементов сотрудничества между странами. Донецк и Германию связывает многолетнее сотрудничество, в частности и культурное. Вы также немало сделали для этого. По вашему мнению, какие двери готова открыть культура?
— Культура — это важный момент коммуникации, когда люди зачастую без слов, а с помощью музыки или постановки понимают мысль режиссера. Мы чувствуем, что в культурном плане Украина — это Европа. Ваши художники, писатели, музыканты — это действительно европейская культура, это наш общий язык. Именно поэтому эта сфера для нас очень важна. Мы хотим подчеркнуть, что у нас есть много общего. Да, у нас немного отличаются традиции, но от этого наоборот мы становимся богаче и интереснее друг для друга. На сегодня я вижу, что многие не знают современную культуру Германии: нет книг современных авторов на книжных полках в доступном переводе, мало какой-либо другой информации.
Для развития украинской культуры тоже важно дать импульсы. Наш проект — опера Вагнера «Летучий Голландец» — был хорошим примером. Мы соединили прекрасный потенциал вашего театра с нашими возможностями, немецким взглядом и постановкой. То, что было раньше, сегодня уже не актуально. Стоит отметить, что в этом плане у донецкой культуры есть еще советские черты. Нужно уходить от этого. Нужно понимать, что модернизация нужна и в политике, и в экономике, и в культуре.
— Какие это черты?
— В культуре — это репертуар, стандартная постановка, часто не связанные с актуальными социальными проблемами, будто культура — это что-то отдельное от реального мира. Я вижу, что у Украины есть потенциал и большие возможности в развитии репертуара. Есть молодые талантливые режиссеры и драматурги, которые не востребованы.
Задача дипломатов — знакомить с европейской современной культурой, рассказывать о том, какие есть возможности и перспективы в этом плане, помогать с мастер-классами, производить обмен художников с целью распространения опыта и т.д.
И наоборот, современная украинская культура для нас очень интересна. Есть в этом плане определенные стереотипы. Что касается Донецка, то это стереотип грязного промышленного города. Люди не видят той красоты, которая здесь есть. У нас в Европе тоже есть свои проблемы. Но важно видеть, не только черное и белое, а весь спектр цветов. Для того чтобы привлечь к региону внимание, нужно искренне его показать. Здесь существует еще принцип, когда показывают лучшее, а худшее занавешивают полотном, чтоб его никто не видел. Это неправильный подход. Если что-то некрасиво, это не означает, что оно неинтересно. Посмотрите на Берлин. Это не самый красивый город в мире, но это один из самых интересных городов, сейчас он занимает третье место по туризму в Европе. Я думаю, что в этом отношении и Донецк, и Украина в целом — один из самых интересных регионов Европы. Это страна, которая развивается, движется, здесь есть свои противоречия, есть своя красота — за всем этим очень интересно наблюдать.
«ЭКОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА ВСЕГДА РАЗВИВАЮТСЯ ВМЕСТЕ»
— На данный момент в Донецке, и в целом в Украине, работают немецкие организации, которые реализуют проекты по энергоэффективности, очистке вод и т.д. Насколько эти проекты востребованы здесь?
— Я думаю, власть понимает, что экология — важный вопрос, который нужно решать. В экологию нужно инвестировать. Все эти вещи помогают модернизировать экономику. Экономить энергию — тоже значит защищать экологию. Есть много альтернатив для российского газа. И поскольку цена на энергию очень высока, нужно искать альтернативные источники. Экономика и экология — это не противоречивые понятия, а наоборот, они идут нога в ногу. Это стереотип, что заниматься экологией могут позволить себе только развитые страны с хорошей экономикой. Наша политика и экономика показывает обратное. Здоровая экология — это фундамент для построения хорошей экономики. Конечно, сразу решить эту проблему сложно, но важно показать хороший тренд. Кроме того, нельзя «заманить» иностранного инвестора в район с плохой экологией, этот фактор будет его отталкивать. В этом плане работает и GIZ, и наши проекты. Конечно, мы хотели бы привлекать сюда и других инвесторов. Это не так просто, но это необходимо. Люди это понимают все больше и больше.
— Уже известно, где вы будете продолжать дипломатическую миссию?
— Да, это будет Берлин. Моя работа будет связана с поддержкой немецких предпринимателей за границей, в том числе и в Украине. Вы знаете, как зависит немецкая экономика от экспорта, поэтому нам нужно понимать, как развиваются рынки, как укреплять экономику, какие направления для нас перспективные. Я думаю, что опыт работы в Украине поможет мне в этом.
— Будет ли расширяться немецкое консульство в Донецке? Какие дальнейшие планы и перспективы?
— Пока я не думаю, что оно будет расширяться, в этом на данный момент нет потребности. Но я не могу этого исключить в будущем. Все это зависит от политической воли, будет ли подписано Соглашение об ассоциации. Наши исторические, культурные и другие проекты мы будем продолжать. Эта задача ляжет на плечи моего приемника. Все намеченные векторы будут продолжать развиваться.
Выпуск газеты №:
№133, (2013)Section
Общество