«Выбор пьесы — это поиск, который можно сравнить с археологическими раскопками»
Так считает Ирина Клищевская, руководитель Киевского академического театра «Колесо», который 25 августа откроет свой 26-й сезонБез этого маленького коллектива трудно представить столичную афишу, и многие туристы, гуляя по Подолу, не пропустят спектакли театра, органично прописавшегося на Андреевском спуске. А те зрители, которые хотя бы один раз посмотрели постановки «Колеса», обязательно придут еще не один раз. Публику привлекает теплая атмосфера и камерный зал, где каждый артист — как на ладони. Те, зрители, которые интересуются современным экспериментальным театром, полезут наверх по крытой лестнице в Каминный зал (вторая, маленькая сцена «Колеса» на 40 мест). Здесь можно посмотреть спектакли на разные вкусы! Как удается «Колесу» более четверти века не просто катиться, а творчески работать, вместе преодолевать трудности, жить без скандалов, и чем будут удивлять публику в новом сезоне — «Дню» рассказывает основательница и художественный руководитель театра «Колесо» Ирина Яковлевна КЛИШЕВСКАЯ.
— Как вашему театру удается балансировать в трудное время, когда на постановки нужно самим искать деньги?
— Сегодня это действительно проблема. Ведь театры поставлены в ситуацию, когда государство финансирует нам (муниципальным театрам) только заработную плату, а все остальное мы платим из собственных средств, которые зарабатываем, показывая свои спектакли. Этих средств на новые постановки не хватает, потому приобщаем меценатов, всевозможные форумы и культурные центры. В последнее время мы плодотворно работаем с Гете-Институтом (выпустили два спектакля «Пуш ап 1-3» и «Золотой дракон») и Австрийским культурным форумом (спектакли «Фатальный флирт» и «Укрощение строптивой»).
— Почему для открытия сезона вы избрали «Шантрапу» П. Саксаганского — спектакль-шутку на одно действие?
— Это уже наша многолетняя традиция. Своеобразный положительный заряд на весь следующий сезон. Веселая, шутливая, самоироничная история о закулисной жизни театральной труппы. В этом году мы отпраздновали 20-летие спектакля «Шантрапа» и 100-летие с момента написания этого произведения Панасом Саксаганским. Мы любим эту постановку. Во многих местах с ней бывали и всегда получали только положительные отзывы. А в Америке, где мы были с гастролями в середине 1990-х, зрители решили, что эта пьеса рассказывает о... современном украинском театре. И вы знаете, многое осталось без изменений! Я очень рада, что нашу труппу не разрывают интриги и скандалы, которые, кстати, в «Шантрапе» показаны с юмором. Мы 25 лет строили театр-семью. Надеюсь, что нам это удалось.
— Ирина Яковлевна, вы являетесь руководителем коллектива, режиссером и актрисой — как такие разные «я» вам удается сочетать?
—В таком ритме я живу уже более 25 лет. Жить иначе просто не смогу. В разные периоды жизни на первый план выходила та или иная ипостась. Бывали годы, когда как режиссер я выпускала три-четыре спектакля в год, и не только в родном театре, сегодня, наверное, я больше руководитель, поскольку стараюсь не позволить негативным экономическим факторам повлиять на жизнь нашего коллектива. Я имею в виду морально-психологические моменты. Актеры — люди впечатлительные, негативные новости влияют на их психику, наверное, больше, нежели на простых людей. И здесь моя задача — не дать подчиненным почувствовать на себе негативные процессы. Поднимаем настроение в коллективе всевозможными методами — находим повод устроить себе коллективный отдых, во время которого показываем капустники, это объединяет, повышает настроение. Или едем на фестиваль. Ездить мы очень любим. Вот этим летом побывали на фестивале в Клайпеде, где показывали спектакль «Вечерницы».
А актриса — это хобби, на которое мало времени. В «Колесе» я играю четыре спектакля («Азалия», «Мириам», «Генералы в юбках» и «Чудо Пиаф»). Последнюю премьеру сыграла несколько лет назад. И уже грустно — хотелось бы что-то сыграть новое. Надеюсь, и материал найдется, и времени хватит.
Знаете, на себя всегда времени не хватает. Внешний блеск в существовании театрального коллектива скрывает титанический труд всего коллектива. Кажется: ну что там руководить коллективом или ставить спектакль?! А это изнурительная работа и морально, и физически.
— Сегодня, чтобы удовлетворить зрительские симпатии, многие постановщики относятся к пьесе, как к «гвоздю», на который вешают свои «картины-спектакли» (особенно это касается классических произведений). Чем эпатажнее спектакль — тем больше шансов, что зал будет переполнен. Какие режиссерские принципы для вас являются главными?
— В нашем репертуаре, состоящем из 30 спектаклей, есть и авангардные, и эпатажные, и скандальные постановки, однако все они сделаны на основе современной драматургии. К классике же мы относимся с пиететом. Как по мне, эксперименты с такой драматургией должны быть осторожными и оправданными. Руководствоваться в этом деле исключительно зрительским вкусом или желанием заполнить зал — ошибочный путь. Каждый раз, беря в руки пьесу, я пытаюсь максимально войти в мир автора. Очень много читаю об эпохе, обстоятельствах написания произведения, если есть возможность (автор — наш современник), то стараюсь познакомиться с ним лично. Легче всего перевернуть все вверх тормашками и сказать: «А я так вижу». Мне интереснее выстроить человеческие отношения, проследить, как герои меняются, а еще мне очень приятно, когда актеры открываются с другой, неожиданной для зрителей и коллег стороны.
— Когда выбираете пьесу для репертуара, на что в первую очередь обращаете внимание? Часто ли приходится вам наступать на свое творческое «горло» и как режиссер отдаете интересную роль другим актрисам?
— Выбор пьесы — кропотливая работа. Это поиск, который можно сравнить с археологическими раскопками. Прежде чем взять то или иное произведение для постановки, мы тщательным образом анализируем репертуар: чего не хватает (стараемся сохранить жанровый баланс), который пользуется спросом (учитываем и будущие финансовые показатели), к каким ролям стремятся актеры для своего творческого развития, а еще стараемся не повторяться, искать новые имена, возрождать уже забытые. Как это произошло с «Шантрапой». Мы поставили пьесу после 70-летнего забвения. Пьеса должна меня затронуть — новым взглядом на проблемы, оригинальным раскрытием конфликта, языком написания. Не могу сказать, что наступала себе на горло. Однако иногда знаю, что вот эту роль могла бы сыграть.
— Раскройте секрет — какие новинки следует ждать зрителям?
— Сезон начнем капитальным возобновлением спектакля «Дама-призрак» по Кальдерону. В свое время он получил театральную премию «Киевская пектораль». В этой редакции будут играть молодые актеры театра, для которых это будет хорошей школой. Планируем провести фестиваль «Відлуння». Уже сейчас составляем программу, которая должна быть не менее интересной, чем в прошлом году. В сентябре будем принимать участие в фестивале современной немецкой драматургии, который проводит Гете-Институт. И, разумеется, готовимся к премьере — пока название не скажу, чтобы не сглазить.
Выпуск газеты №:
№145, (2013)Section
Культура